Слушаем саундтреки Трента Резнора — к «Социальной сети» и не только
. Как лидер Nine Inch Nails озвучил неонуарный Голливуд нулевыхКак лидер Nine Inch Nails Трент Резнор озвучил неонуарный Голливуд нулевых

17 мая 60 лет исполняется Тренту Резнору — оскароносному американскому композитору, который в паре с Аттикусом Россом создал саундтреки к триллеру «Социальная сеть», мультфильму Pixar «Душа», страстному спортивному ромкому «Претенденты» и хоррор-ромкому «Ущелье».
Обозреватель РБК Life Дмитрий Ханчин рассказывает, как создатель группы Nine Inch Nails и застрельщик индустриального рока со своим коллегой-звукоинженером Аттикусом Россом стали большими композиторами. И рекомендует послушать (или напомнить себе) их выдающиеся саундтреки.
Внимание! Материал 18+
«Прирожденные убийцы»
Первым киноопытом для Резнора стали «Прирожденные убийцы» 1994 года. Криминальный ромком Оливера Стоуна по сценарию Квентина Тарантино рассказывал о влюбленных, которые колесят по Штатам и убивают всех, кто встречается им на пути. Фильм получился динамичным и впечатляюще эклектичным в визуальном плане. Таким же был и саундтрек: Резнор собрал музыку в самых разных жанрах, от фолка Боба Дилана до хип-хопа от Доктора Дре и рэп-метала в исполнении Rage Against the Machine. И от себя добавил несколько треков, в том числе могучий боевик Burn и зловещую балладу Something I Can Never Have.
«Шоссе в никуда»
Работая над мрачным лос-анджелесским нуаром, Дэвид Линч собрал компанию, которая могла бы составить лайн-ап хорошего рок-фестиваля: Трент Резнор с Мэрилином Мэнсоном, Дэвид Боуи с Лу Ридом, The Smashing Pumpkins. Плюс, конечно же, неизменный линчевский композитор Анджело Бадаламенти.
Всю эту компанию немного затмили совсем еще молодые Rammstein. Тевтонская шестерка тогда рассылала всем своим любимым режиссерам свои диски с надеждой, что кто-нибудь согласится снять им клип. Линч отказался, но раммштайновские записи стали все время крутиться на съемочной площадке, и постепенно от них зафанатели все, в том числе и сам Дэвид. В итоге пара песен попала в саундтрек — так с их музыкой впервые познакомилась широкая аудитория.
Что до самого Резнора, то он делал для фильма звуковые эффекты и спродюсировал релиз саундтрека, а в фильме прозвучала песня NIN The Perfect Drug.
В последние два десятилетия Трент Резнор работает в паре с Аттикусом Россом, британским композитором и звукорежиссером, который сделал себе имя, шлифуя записи Korn, Bad Religion и других знаменитых рокеров. Росс и Резнор начали сотрудничать в нулевых — With Teeth, Year Zero и другие альбомы той поры сложились благодаря их совместным усилиям. Прежде Резнор использовал других музыкантов скорее как сессионных помощников, но с Россом у него вышел полноценный дуэт.
Отдельно из той эпохи стоит выделить сборник Ghosts, целиком состоящий из мрачных инструментальных композиций — кажется, именно они стали прообразом для будущих саундтреков Резнора и Росса.
В орбите Финчера
Альфред Хичкок и Бернард Херманн, Дэвид Линч и Анджело Бадаламенти, Тим Бёртон и Дэнни Эльфман — если продолжать этот список режиссерско-композиторских дуэтов, то там непременно окажется Дэвид Финчер и Трент Резнор: фильмы первого трудно представить без саундтреков второго.
На самом деле их сотрудничество началось еще в 1990-х: во вступительных титрах фильма «Семь» звучит одна из версий главного на тот момент хита NIN — Closer. Позже, уже в нулевых, Финчер сделал для Nine Inch Nails клип на песню Only.
Но в полную силу их сотрудничество закрутилось уже в 2010-х.
«Социальная сеть»
Когда Финчер предложил Резнору написать музыку для «Социальной сети», поначалу тот не понял, чем автора жестких триллеров «Семь» и «Бойцовский клуб» в принципе могла привлечь история про судебные разборки юных миллионеров. Однако сценарий все прояснил: перед Резнором судебная докудрама с захватывающей интригой. Сам Финчер свой выбор композитора аргументировал так: «Кто лучше, чем Трент, может музыкально рассказать об инновациях, технологиях и коммуникациях?»
Поступательное пульсирующее техно, тревожные фортепианные переборы, басовый гул, нагоняющий саспенс, — все эти приемы присутствовали и в записях Nine Inch Nails, но на втором плане, для создания атмосферы. Для фильма они в дистиллированном виде заработали в полную силу и принесли Резнору и Россу россыпь наград, увенчала который премия «Оскар» за лучший саундтрек.
«Девушка с татуировкой дракона»

Музыкант и режиссер возобновили сотрудничество всего через год после выхода «Социальной сети». Для экранизации детективного бестселлера Стига Ларссона Финчер просил авторов «сделать скандинавский холод не просто климатическим условием, а полноценным героем фильма». В итоге Резнор с Россом насочиняли целых три часа морозного дарк-эмбиента, который стал идеальным саундтреком для зимних приключений Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста. А в качестве одного из музыкальных инструментов был задействован промышленный пылесос.
Ярким моментом картины стала звучащая на вступительных титрах кавер-версия на песню Led Zeppelin Immigrant Song: Резнор передал ее в духе мощного индастриал-рока, а вокальную партию исполнила Карен О из Yeah Yeah Yeahs.
«Исчезнувшая»

Многие фильмы Дэвида Финчера оканчиваются, на первый взгляд, более-менее благополучно, но после просмотра повисает смутная тревога, звенящая нота, которая не отпускает еще долго. Пожалуй, характерный пример — «Исчезнувшая». Работая над экранизацией еще одного детективного бестселлера, Финчер дал Резнору и Россу любопытное задание: «Представьте себе действительно ужасную музыку, которую вы слышите в массажных салонах. То, как она искусственно пытается заставить вас чувствовать, что все в порядке. А затем представьте, что звук начинает сворачиваться и распадаться».
С поставленной задачей композиторы справились блестяще. В фильме звучат успокаивающие, усыпляющие бдительность фортепианные аккорды и синтезаторные мелодии, в которые вдруг вторгается дисгармоничный звук, рушащий идиллию, — получилось прямое отражение того, что происходит на экране.
«Манк»
Самым амбициозным плодом сотрудничества Резнора, Росса и Финчера стал саундтрек к «Манку» — биографии Германа Дж. Манкевича, сценариста фильма «Гражданин Кейн». Поскольку действие разворачивается в 1940-е годы, Финчер решил стилизовать картину под голливудские ленты тех лет. Это нашло отражение в музыке: ее авторам пришлось полностью отказаться от синтезаторов и задействовать аутентичные инструменты 1940-х. Резнор и Росс признавались, что поначалу были напуганы. К записи привлекли целый оркестр, но во время работы над картиной разгорелась пандемия, и музыканты записывали свои партии в домашних условиях. Несмотря на все ограничения, смогли добиться звучания настоящего биг-бэнда.
Результат работы — размашистый саундтрек из 52 композиций, которые и правда будто бы взяты со старых пластинок. Но все же благодаря окутывающей эти мелодии темной ауре моментально угадывается их автор.
За Финчером
«Хранители»
Работа с Финчером по-настоящему открыла для Резнора и Росса двери в кино. Их музыку можно услышать и в ностальгической ленте Джоны Хилла «Середина 90-х», и в инди-драме «Волны», и в фильме про черепашек-ниндзя.
По-настоящему масштабной вышла их работа над саундтреком к сериалу HBO «Хранители» Дэймона Линделофа. Будучи поклонниками оригинального комикса Алана Мура, Трент и Аттикус выпустили целых три альбома, в которых нашлось место всему, что они когда-либо делали: таинственному эмбиенту, тяжелым гитарам, техно, джазу. Хайлайтом стал могучий инструментальный кавер на Дэвида Боуи.
«Душа»
Пожалуй, неожиданная работа Трента Резнора — саундтрек к пиксаровскому мультфильму. Вообще, у «Души», вышедшей в 2020 году, несколько композиторов. Эпизоды, действие которых разворачивается в реальном мире, сопровождаются олдскульным джазом от Джона Батиста. Резнор и Росс же озвучили метания души главного героя по загробному миру. На этот раз они создали полотна в духе берлинской школы электроники 1970-х — космический эмбиент с повторяющимися синтезаторными паттернами. Как и всегда, авторство узнается моментально: почерк Резнора ни с чем не спутаешь.
За саундтрек к «Душе» Трент и Аттикус получили второй «Оскар». Что интересно, соревновались они с самими собой — музыку к «Манку» в тот год тоже номинировали.
«Претенденты»

Одна из последних заметных работ Резнора и Росса — саундтрек к фильму Луки Гуаданьино «Претенденты». Работать над музыкой для картины про теннисистов они согласились, потому что режиссер описал его не иначе, как SEXXXY. А еще попросил написать композиции, под которые можно было бы танцевать.
Результат — бодрый техно-трансовый саундтрек, который подчеркнул динамику и напряжение разгоряченных героев, разыгрывающих любовный треугольник на корте. За эту работу музыкальный дуэт был отмечен «Золотым глобусом».
Машина по производству саундтреков имени Трента Резнора и Аттикуса Росса и не думает останавливаться. Уже в этом году их музыка прозвучала в стриминговом хите «Ущелье». Также готовится к выходу новая часть франшизы «Трон», и композиторами там значатся уже не просто Резнор и Росс, а Nine Inch Nails. Впрочем, сейчас NIN — это и есть Аттикус и Росс. Где именно проходит грань, выясним в октябре.