Слушаем музыку к фильмам Хаяо Миядзаки от композитора Джо Хисаиси
. «Ветер крепчает» выходит в повторный прокат в России«Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки выходит в повторный прокат в России 16 января
В прокате регулярно идут повторные показы фильмов Хаяо Миядзаки: в сентябре 2024 года на большой экран перевыпустили «Мой сосед Тоторо», в ноябре — «Ходячий замок», а 16 января ожидается выход фильма «Ветер крепчает», выпущенного студией Ghibli в 2013 году.
Все эти картины объединяет музыка японского композитора и давнего коллеги Миядзаки — Джо Хисаиси. Уникальность Мамору Фудзисавы (настоящее имя композитора) как музыкального автора начала складываться в детстве благодаря отцу-педагогу, который стремился раскрывать потенциал ребенка: в четыре года Мамору стал учиться игре на скрипке и ходить с отцом на кинопоказы (вместе они смотрели до 300 фильмов в год). В школе сперва занимался в классе духовых инструментов, играл на трубе. Довольно рано, еще в младших классах, Фудзисава загорелся идеей стать композитором. Старшеклассником он изучал музыкальную теорию и ездил в Токио из префектуры Нагано, чтобы брать уроки у композитора и музыковеда Джо Симаоки. С ним он продолжал свой путь обучения в Музыкальном колледже Кунитачи, где также начал продюсировать концерты. В 20 лет, узнав о минимализме в музыке, переключился на современные жанры, интересуясь творчеством Филипа Гласса, Терри Райли и Стива Райха. К 1970-м Мамору Фудзисава влился в индустрию аниме, дебютом стала музыка к популярному телевизионному аниме «Первый человек Гиатрус». Но настоящим прорывом стало сотрудничество с Миядзаки в «Навсикае из Долины ветров». За ним последовали годы совместной творческой деятельности, подарившей миру многогранные, завораживающие мелодии.
РБК Life предлагает познакомиться с Джо Хисаиси ближе и послушать избранные треки.
«Я просто хочу создавать музыку, которая может сделать людей счастливыми и отвлечь их».
Джо Хисаиси
«Навсикая из долины ветров»
Где посмотреть: Okko
Мамору Фудзисава 6 декабря исполнилось 74 года, 40 из них он сотрудничает с Хаяо Миядзаки. Их совместное творчество часто сравнивают с тандемами Стивена Спилберга и Джона Уильямса, Серджо Леоне и Эннио Морриконе, Альфреда Хичкока и Бернарда Херрмана.
Первой ласточкой в творческом союзе с Миядзаки стала «Навсикая» — эпическая постапокалиптическая антиутопия о княжне, которая пытается примирить два разобщенных мира. Писать музыку к фильму минималиста Хисаиси пригласил Исао Такахата, продюсер студии Ghibli (которая, к слову, сформировалась уже на этапе производства следующего фильма — «Небесного замка Лапута»). Саундтрек Хисаиси занял восьмое место в чарте Oricon в год выхода фильма, а заглавная музыкальная тема долго держалась на вершине японских чартов.
В 2004 году Джо Хисаиси создал свой проект World Dream Orcestra совместно с Новой японской филармонией и стал превращать музыку из произведений студии Ghibli в «симфонические сюиты». И в 2015 году представил симфонию Nausicaa.
«Небесный замок Лапута»
Где посмотреть: Okko
Следующей работой Хисаиси стал саундтрек к «Небесному замку», за три месяца до релиза в кинотеатрах студия Tokuma опубликовала компакт-диск с музыкальными зарисовками к основной партитуре. А на следующий год после выхода фильма появилась версия саундтрека, записанная Токийской городской филармонией.
Для дубляжа в западной аудитории музыку тоже трансформировали уже в 1988 году, с привлечением оркестра Seattle Symphony: его расширили до двух с лишним часов, что стало вызовом для Хисаиси, который считал до этого опыта саундтреки к западным анимационным фильмам более облегченными.
«Музыка не обязательно должна соответствовать каждому персонажу, — цитирует New York Times Хисаиси, который рассуждал о природе киномузыки. — Скорее она об эмоциях, о чем-то, что может чувствовать персонаж. И в самой глубине фильма музыка не должна рассказывать что-либо, связанное с персонажем или даже с чувствами. Уже есть что-то, что зрители могут почувствовать, просто посмотрев фильм».
В 2018 году саундтрек к фильму целиком был перевыпущен с оркестром World Dream.
«Мой сосед Тоторо»
Где посмотреть: Okko
Две сестренки Мэй и Сацуки вместе с папой переезжают в пригород. Пока неподалеку в пансионате лечится их мама, семья предоставлена сама себе и открывает дивный лесной мир с живущими в нем духами. Потешная младшая Мэй как раз встречает такого — под огромным дубом спит большой и мягкий Тоторо.
Это был четвертый полнометражный фильм Миядзаки, вышедший в 1988 году вместе с трагической «Могилой светлячков» его соратника и учителя Исао Такахаты. Изначально Миядзаки хотел издать книжку с картинками, причем о битве людей с племенем Тоторо (концепцию подхватил Такахата для своего «Помпоко: Война Тануки в период Хэйсэй»), но в итоге она стала исключительно детской историей взросления. Культовая сцена на автобусной остановке, где Сацуки с Мэй на спине под зонтом стоит рядом с великаном Тоторо, который прикрывается от дождя огромным лопухом, родилась в эскизе за несколько лет до старта производства фильма.
Заглавный трек музыкальной темы фильма — «Мой сосед Тоторо» — исполнила Азуми Иноэ. Слова к нему написал сам Миядзаки, а аранжировку сделал Хисаиси. Песенку теперь поют в детских садах и начальных школах Японии: «Кто-то разбросал семена, чтобы ты их нашел. Следуй за ними, и ты отыщешь сокровище. Посади их и помоги им прорасти! Хотя все похоже на сон, это точно не он. Да начнется приключение вместе с Тоторо!»
«Порко Россо»
Где посмотреть: Okko
Действие разворачивается в Адриатическом море во время Великой депрессии и Первой мировой. Военный летчик в обличии свиньи промышляет охотой за головами — история совсем не детская. «Мы не должны забывать, что это манга для уставших мужчин среднего возраста, чьи клетки мозга давно превратились в тофу», — так характеризовал сюжет сам Миядзаки. Он обратился не только к теме переживания войны и мукам совести, но и к политическим и социальным вопросам, что сделало «Порко Россо» фильмом, выбивающимся из привычных сказочных миров Миядзаки и приближающимся к «Касабланке» Майкла Кертиса.
Музыка Хисаиси здесь соответствующая и разливается по волнам ностальгии, напоминая о болезненных и неспокойных временах, где встревоженные души могли ненадолго найти умиротворение или забыться среди себе подобных. Создание саундтрека совпало с работой Джо Хисаиси над сольным альбомом My Lost City— фантазией на тему 1920-х.
«Ведьмина служба доставки»
Где посмотреть: Okko
Основанный на детской книге Эйко Кадоно фильм стал первой полнометражной работой Миядзаки в Ghibli, сюжет к которой придумал кто-то еще, кроме него. Вообще, экранизацию хотели доверить Дзюнъити Сато из студии Toei Animation, которая впоследствии создала сериал «Сейлор Мун» по манге Наоко Такэути. И еще Сунао Катабути, который впоследствии стал помощником Миядзаки в создании «Службы доставки». Удивительная история про юную ведьму в незнакомом приморском городе была вдохновлена пейзажами Стокгольма и Готланда, а также Лиссабоном, Сан-Франциско, Неаполем и Парижем.
В качестве музыкальной темы был использован сингл Юми Мацутоя Rouge no Dengon — именно он раздается в радиоприемнике ведьмы Кики во время ночного полета на метле навстречу самостоятельной жизни.
Джо Хисаиси снова писал свой собственный альбом, когда фильму понадобилось его участие, но для Миядзаки он нашел время. В «Кики» звучат струнные и духовые (флейты и кларнет), колокольчики; мелодия из стаккато переходит в воодушевляющее вальсовое крещендо, которое дополняют виолончель и ударные.
«Принцесса Мононоке»
Где посмотреть: Okko
«Для «Принцессы Мононоке» одним из первых слов, которое упомянул Миядзаки-сан, было «напряжение», как в натяжении стрелы», — рассказывал Хисаиси. Так что он взял за основу музыкальной темы драматизм и напряжение, опираясь на контрабас и ударные, которые то красочно разгораются, то внезапно затихают, подобно открытому пламени.
Рекордный по кассовым сборам фильм 1997 года — историческая фэнтези-эпопея Миядзаки, на раскадровку которой он истратил более 140 тыс. листов (при среднем количестве 50–70 тыс. для предыдущих фильмов). С точки зрения затраченных сил она стала переломной для режиссера и спровоцировала перестройку работы студии: для «Ходячего замка» на раскадровку ушло уже 148 тыс. листов, а для «Рыбки Поньо» — 170 тыс. «Принцесса Мононоке» стала не просто хитом, а настоящим культурным феноменом, — пишет Сьюзен Нейпир в книге «Волшебные миры Хаяо Миядзаки». — Японские СМИ отметили момент, когда более двух тысяч фанатов выстроились в очередь на премьеру в Токио, затем громогласно отпраздновали, что фильм превзошел предыдущего рекордсмена в списке самых кассовых фильмов, «Инопланетянина» Стивена Спилберга». Правда, вскоре лидерство в прокате занял «Титаник» Джеймса Кэмерона — год был щедрым на громкие премьеры.
«Унесенные призраками»
Где посмотреть: Okko
Музыка к «Унесенным призраками» — по-настоящему многогранный и даже самостоятельный проект, который превосходно дополняет фильм. В трек-листе от Хисаиси — 21 мелодия, включая главную One Summer's Day с мгновенно запоминающейся клавишной партитурой. Романтический, игривый, сентиментальный и одновременно героический пафос этих композиций делает саундтрек отражением взгляда ребенка на мир взрослых.
Первый фильм Миядзаки в XXI веке «Унесенные призраками» превзошел по кассовым сборам в Японии упомянутый выше «Титаник». Режиссер придумал историю о Тихиро и Хаку в стране духов и ведьм, чтобы порадовать знакомую девочку — дочь продюсера Nippon Television Сэйдзи Окуды. Она и стала прообразом Тихиро. «Унесенные призраками» вышли в США благодаря Джону Лассетеру, аниматору и режиссеру студий Pixar и Walt Disney Animation Studios, также одному из основателей Pixar. Фильм получил «Оскар», первый в карьере Миядзаки и в истории Ghibli.
«Ходячий замок»
Где посмотреть: Okko
Основанный на романах детской писательницы Дианы Уинн Джонс фильм повествует о юной девушке Софи, которую ведьма превращает в 90-летнюю старуху, приревновав к очаровательному волшебнику-отшельнику Хаулу. В поисках способа снять проклятье Софи набредает на Ходячий замок, жилище волшебника.
Для этого фильма 2004 года Джо Хисаиси создал музыку-круговерть. Неслучайно заглавная мелодия зовется The Merry-Go-Round of Life («Карусель жизни»): подхватывая зрителя, она кружит его в величественном вальсе. Подобно тому, как волшебник Хаул, подхватив робкую шляпницу Софи, величаво и озорно шагает по воздуху прямо над праздничной толпой.
«Рыбка Поньо на утесе»
Где посмотреть: Okko
История о Русалочке на детский лад: пятилетний Сосукэ находит в приливе золотую рыбку с человеческим лицом, застрявшую в банке, и освобождает ее, называя Поньо. Но это не простая рыбка, а волшебная дочь морского колдуна и богини — Брунгильда. Только вот ей совсем не хочется жить на дне, как того требует отец, и ее непослушание несет опасные последствия для мира на поверхности.
Миядзаки очень хотел снять фильм, действие которого развернулось бы в океане, но не решался, потому как рисовать волны казалось сложной задачей. За вдохновением он отправился в портовый город Томоноуру (префектура Хиросима), где жил какое-то время в доме на утесе.
Аранжировками музыкальных тем Хисаиси занимался, вспомнив былые годы работы над «Тоторо». Саундтрек «Поньо» напоминает о Мэй и Сацукэ, но будто если бы они бежали сломя голову по волнам — как Поньо за Сосукэ.
«Ветер крепчает»
Хисаиси писал саундтрек к «Ветру» практически одновременно с работой над музыкальным сопровождением к «Сказанию о принцессе Кагуя» — картине Исао Такахаты. Впервые с 1988 года фильмы двух режиссеров могли выйти в один прокатный уик-энд, но релиз «Кагуи» был отложен до ноября, а «Ветер крепчает» вышел в июле.
Музыку к фильму из 32 треков вместе с Джо Хисаиси записывали симфонический оркестр Yomiuri Nippon и сонграйтер Юми Мацутои. Главная тема — A Jorney — встречает гитарным тремоло и аккордеоном, рисуя идиллическую картину сельской Японии начала XX века, и вместе с главным героем фильма, Дзиро Хорикоси, взмывает в небеса под духовые и перкуссию.
Джо Хисаиси — автор более сотни мелодий к фильмам и 27 студийных альбомов, один из самых народно любимых композиторов современности. Он пишет отдельные произведения, в том числе симфонии, и сотрудничает с другими режиссерами, среди которых есть и Такеши Китано. Однако музыка для фильмов Ghibli занимает в его творчестве особое место, поскольку рождается, по выражению аниматора Акихито Ямаситы, где-то «на самом высоком уровне», к которому доступ есть только у Хисаиси и Миядзаки.