10 фильмов Хаяо Миядзаки и студии Ghibli, которые точно стоит посмотреть

. Путеводитель по аниме самого известного японского режиссера

В прокат вышел новый фильм «Как ты живешь?» Хаяо Миядзаки

Обновлено 18 апреля 2024, 11:02

14 июля состоялась премьера «Как ты живешь?» Хаяо Миядзаки — нового и, как говорит он сам, последнего в его карьере фильма, который он задумывал в качестве подарка внуку. Он основан на одноименной книге Гэндзабуро Ёсино о юном Коппере, который живет со своим дядей после смерти отца. Дядя ежедневно оставляет племяннику записки, в которых делится житейской мудростью, и это помогает мальчику справляться и с горем, и с рутинной коммуникацией со сверстниками. Роман включен в список 100 лучших книг для детей, написанных между 1848 и 1945 годами, а Миядзаки, выросший на этой истории, снимал по ее мотивам свой новый фильм целых семь лет.

Фильм частично переносит сюжет книги во времена Второй мировой и рассказывает о мальчике по имени Махито, который вместе с отцом, работающим на заводе по производству военных самолетов, бежит от бомбардировки Токио в сельскую местность. Мать Махито гибнет в пожаре, и отец вскоре женится на ее младшей сестре. Переживающий горе потери, мальчик постепенно начинает исследовать новое окружение и однажды встречает у озера говорящую серую цаплю.

Премьера, прошедшая в Токио, принесла фильму положительные отзывы (критики отметили, что это кульминационная работа для Миядзаки, глубоко философская и превосходно исполненная), прокат в Северной Америке, где фильм получил название «Мальчик и цапля», и в России под названием «Мальчик и птица».

РБК Life составил свой гид по лучшим фильмам 82-летнего японского режиссера и его студии Ghibli — а это примерно все работы.

«Унесенные призраками»

2001, режиссер и автор сценария — Хаяо Миядзаки

Тихиро в стране чудес: самый сюрреалистичный и самый известный фильм Ghibli. Десятилетняя девочка вместе с родителями оказывается в волшебном мире, населенном духами, и только благодаря своей рассудительности и упорству выживает, чтобы спасти родителей, которые превратились в свиней, когда наелись пищи, предназначенной для богов. Образ Тихиро предвосхитил поколение климатических активистов, олицетворенных Гретой Тунберг: сами посудите — героине «Унесенных» приходится вытаскивать пораженных вирусом потребления взрослых из неприятностей, а еще самолично отмывать страшно замусоренного Хозяина рек.

Фильм был дублирован на английский язык и выпущен на Западе, собрал по всему миру $355,5 млн, получил «Оскар», «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля и премию Японской киноакадемии как лучший фильм. В 2022 году «Унесенных» превратили в театральную постановку.

«Мой сосед Тоторо»

1988, режиссер и автор сценария — Хаяо Миядзаки

Сацуки и Мэй переезжают с отцом из города в сельскую местность, в полный чудес ветхий дом у самого леса. Непоседливая маленькая Мэй встречает там лесного духа Тоторо — то ли медведя, то ли зайца или даже кота. Добродушный и проказливый, днем он спит в своей пещере, а ночью гоняет ветер вместе с Котобусом. И бережет воспоминания о самом сокровенном — детстве.

Пасторальная зарисовка о загородной жизни в 1950-х мало впечатляла инвесторов на уровне идеи, поэтому «Тоторо» даже показывали совместно с «Могилой светлячков» Исао Такахаты, а еще продавали в японских школах в качестве материала для нравственного и исторического воспитания. Действие своего фильма Миядзаки развернул в городе Токородзава, что в префектуре Сайтама, где жил сам. Сейчас этот район полностью застроен спальными кварталами, а полвека назад был сельской местностью, окруженной холмами и лесами.

«Тоторо» со временем превратился в международный хит; профиль лесного духа оказался на логотипе Ghibli и вдохновил общество «Дом Тоторо», которое сохраняет в Сайтаме свободные от застройки участки. Миядзаки даже пожертвовал Токородзаве 300 млн иен на покупку земель, предназначавшихся для возделывания, чтобы основать там природный заповедник.

«Небесный замок Лапута»

1986, автор сценария и режиссер — Хаяо Миядзаки

Стимпанк-триллер про мечты, небеса и коварство, вдохновленный замком из «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Юные Сита и Пазу спасаются от военных, шпионов и пиратов, пытаясь найти дорогу к небесному замку Лапута — когда-то давно процветавшей империи, наводившей ужас на земных людей. Сита чувствует с ним необъяснимую связь, а Пазу помнит рассказы отца о городе в облаках. Подобно бесплотным фантазиям, образ могучей и процветающей империи прошлого рассыпается, когда герои наконец достигают ее и обнаруживают скрытую в недрах угрозу.

Миядзаки срисовал сеттинг «Лапуты» с ирландских шахтерских городков: во время исследовательской поездки в Уэльс в 1985 году он стал свидетелем забастовки шахтеров, чье упорство оказало на него неизгладимое влияние. В аниме впечатления от валлийского устройства жизни разрослись в фантастических масштабах: детализация местности, где живет Пазу, поразительна. «Лапута» получил все престижные японские награды и собрал в прокате более $26 млн в год выхода, а с тех пор — около $160 млн.

«Ведьмина служба доставки»

1989, автор сценария и режиссер — Хаяо Миядзаки

13-летняя Кики покидает отчий дом: ей нужно начинать самостоятельную жизнь, стать полезной в совершенно чужом городе. Вместе со своим черным котом Зизи она прилетает на метле в портовый городок Корико, где находит приют у семейства пекарей. В городе она знакомится с Томбо — мальчишкой, который обожает авиацию и восхищается способностями Кики к полетам. В обмен на жилье юная ведьма помогает хозяину пекарни, подрабатывая в его магазине, откуда иногда доставляет заказы прямо по адресу.

Фильм на тему взросления, кризиса идентичности (Кики вдруг теряет свои колдовские таланты и ищет способ их вернуть) и неуверенности в себе в сочетании с сеттингом европейских городов (архитектура Корико вдохновлена Стокгольмом) и атмосферой безмятежного, безопасного окружения дарит ощущение надежды и заряд оптимизма, как добрая сказка на ночь. Основанный на детской книге Эйко Кадоно «Служба доставки Кики» фильм стал одним из самых дорогих на момент выпуска ($6 млн на производство) — наряду с культовым «Акирой».

«Шепот сердца»

1995, авторы сценария Хаяо Миядзаки и Аои Хираги, режиссер Ёсифуми Кондо

Школьница Сидзуку пропадает в своих фантазиях и в библиотеке. Однажды она замечает, что некий Сэйдзи читает все интересные ей книги прежде нее, и решает непременно узнать, кто же этот читатель. Их случайное знакомство перерастет в большое чувство вместе с духовным ростом двух героев: мечтательная Сидзуку возьмется за свою первую книгу, а Сэйдзи отправится в Италию — учиться мастерить скрипки.

«Шепот сердца» — произведение мангаки Аои Хираги. Сюжет разворачивается в 1990-е, в летнем зное, опустившемся на школьные спортивные площадки и тихие дворики, в просторной библиотеке, среди чудес антикварной лавки на холме. Быт героев прорисован так ясно, что едва ли сам не становится персонажем.

«Принцесса Мононоке»

1997, автор сценария и режиссер — Хаяо Миядзаки

Средневековая Япония. Юный вождь Аситака из народа эмиси подвергается нападению обезумевшего гигантского кабана Наго. С трудом отразив атаку, которая могла погубить всю деревню, Аситака остается с проклятьем, перешедшим ему от убитого демона. Чтобы отвеcти от сородичей беду, он отправляется вместе с рыжей антилопой Якулом в другие края в надежде найти того, кто породил проклятье, и попытаться спасти самого себя. Так он приходит к Железному городу, которым управляет госпожа Эбоси — безжалостная к лесу женщина, уважающая только металл и огонь. Окруженный огромной стеной город защищается от постоянных атак лесных существ и духов, которых ведет Принцесса Мононоке — девушка, выросшая с волками.

Как и одна из первых работ для Хаяо Миядзаки «Навсикая из Долины ветров», этот фильм поднимает всегда интересовавшие режиссера вопросы экологии и хищного отношения человека к природным ресурсам. Конфликт индустриальной и сельской Японии здесь болезненно и поэтично выражен благодаря преимущественно ручной прорисовке пейзажей, окрашенных традиционной краской с цветовыми схемами, которые режиссер разрабатывал вместе с коллегой, цветовым дизайнером Митиё Ясудой.

С фильмом связана забавная история: когда дистрибьюторы Miramax Films приобрели права на распространение в Северной Америке, Миядзаки послал продюсеру Харви Вайнштейну катану с запиской «ничего не вырезать» — в упреждение возможного редактирования для западного зрителя.

«Ходячий замок»

2004, автор сценария и режиссер — Хаяо Миядзаки

Несмелая шляпница Софи однажды встречает похитителя девичьих сердец — волшебника Хаула из ходячего замка, что бродит по пустошам. Вызвав этим знакомством гнев ревнивой ведьмы, Софи вскоре лишается собственного дома и своей молодости. В образе древней старухи она прибивается к волшебному замку и вскоре становится полноправным членом странного семейства, живущего там.

Созданный пацифистом Миядзаки по британской сказке Дианы Уинн Джонс фильм с потрясающими вальсами постоянного соавтора и композитора Дзё Хисаиси, «Ходячий замок» — настоящий шедевр. У него были номинации на «Оскар», «Сатурн» и «Энни», а также премии «Небьюла» за лучший сценарий, Golden Osella на Венецианском кинофестивале и Tokio Anime Awards за лучший аниме-фильм.

«Рыбка Поньо на утесе»

2008, автор сценария и режиссер — Хаяо Миядзаки

Мальчик Сосукэ вылавливает у берега застрявшую в стеклянной банке золотую рыбку. Вызволяя ее, он случайно режется стеклом, и капельку крови, выступившую на пальце, сообразительная рыбка слизывает. Получив от Сосукэ имя Поньо и так приобщившись к людям, рыбка (на самом деле дочь морского колдуна) загорается желанием жить сухопутной жизнью.

Вольный пересказ «Русалочки» Ганса Христиана Андерсена. Главные герои фильма — пятилетние дети и бушующее море. Хаяо Миядзаки не удержался от оммажа «Снежной королеве»: образ морской богини напоминает антагонистку советского мультфильма, но только внешностью, а не характером. А мальчишку Сосукэ Миядзаки придумал, вспоминая, каким был его сын Горо в детстве. Многие узнают в изображении шторма знаменитую гравюру «Большая волна в Канагаве» художника Кацусики Хокусая.

«Со склонов Кокурико»

2011, режиссер — Горо Миядзаки, автор сценария — Хаяо Миядзаки

История о двух сиротах в послевоенной Японии, через десять лет после окончания Корейской войны. Школьники Уми и Сюн случайно находят друг друга и так же случайно узнают обстоятельства своего появления на свет. Все это происходит в Йокогаме, портовом городе неподалеку от Токио, в школе и школьном же клубе, где ученики занимаются то химией, то философией, то издательством ежедневной газеты. Романтическая повесть с незабываемыми пейзажами и бытовыми зарисовками японских 1960-х по сценарию Хаяо Миядзаки, снятая его сыном Горо. «Со склонов Кокурико» получил награду Премии японской киноакадемии как лучший анимационный фильм года.

«Ветер крепчает»

2013, автор сценария и режиссер — Хаяо Миядзаки

Начало XX века: юный Дзиро Хорикоси грезит авиацией. Пилотом ему не бывать из-за близорукости, так что он, вдохновившись статьей про итальянского авиаконструктора Капрони, решает самолеты проектировать. Через несколько лет по дороге в Токио Дзиро встречает Наоко. Это происходит в день землетрясения 1 сентября 1923 года (сцены с толпами эвакуирующихся людей рисовали годами). Обстоятельства разлучают героев, но судьба вновь устраивает им встречу. Уже в 1940-е Дзиро, женатый на стремительно угасающей от туберкулеза Наоко, проектирует свой самолет, который потом будут использовать в военных целях.

Все это время Дзиро размышляет о предназначении и созидании; встречает разных людей; влюбляется и переживает трагедию; терпит неудачи и начинает все сначала. Это история взросления и зрелости, большая ностальгическая работа, охватывающая повествованием полвека.

«Ветер крепчает» был объявлен последним фильмом в карьере Миядзаки, но таковым не стал. У режиссера, вдохновленного биографией авиаконструктора Дзиро Хорикоси, чьи истребители Zero Япония использовала во Второй мировой, есть кое-что общее с ним: отец Миядзаки руководил фирмой, которая изготавливала запчасти для Zero. А студия Ghibli взяла свое название от самолета Caproni Ca.309, который носил такое прозвище.

Поделиться