Аниме. Почему так популярно, что смотреть и при чем тут Достоевский
. «Атака титанов», «Наруто» и другие проекты, известные во всем миреОпубликован большой гид по индустрии аниме: почему это популярно и что смотреть
Выражение «японские мультики» легко ввергает анимешников в негодование. Хотя, казалось бы, в чем принципиальное отличие от другой мультипликации, кроме страны происхождения?
Если очень коротко: аниме синтезирует разные виды искусства. Литература, живопись, музыка в нем сопровождаются социальным и историческим анализом, и на экраны выходят истории абсолютно разных жанров. Не только для японской аудитории, но и мировой. Создание уникальных миров и характеров, адаптация разных стилей, постоянно удивляющая новаторскими решениями за счет возможностей анимации, — этим может похвастаться не каждая индустрия.
Кинокритик и шеф-редактор аниме-сервиса Crunchyroll RU Ася Заболоцкая специально для РБК Life разобралась подробнее, когда аниме возникло, какие смыслы за ним стоят, как и кто его снимает сейчас и что нужно смотреть, чтобы проникнуться и перестать называть его «японскими мультиками».
Первое аниме, Достоевский и тайна больших глаз
Аниме выделили в отдельный вид искусства только в конце прошлого столетия, а до этого воспринимали как обычную анимацию родом из Японии. Да и слово «аниме» происходит от английского animation, которое обозначает любую мультипликацию.
Вплоть до 1970-х, когда термин вошел в обиход, упомянутые японские мультики назывались «манга-эйга» (условные «кинокомиксы»), потому что основывались на манге — «комиксах».
Анимация в Японию пришла вместе с западными техниками мультипликации — их подхватили местные художники. Первой работой, которую относят именно к аниме, следует считать «Легенду о Белой Змее» 1958 года производства студии Toei Animation. Картина адаптировала одноименную китайскую сказку, чтобы обратить внимание на сложные отношения между странами Дальнего Востока после войны. Анимация сразу же ориентировалась на взрослого зрителя, а не на детскую аудиторию, как в Голливуде.
Toei Animation сейчас — самая крупная аниме-студия в Японии и больше известна благодаря сериалам «Ведьма Салли» (1966–1968), Dragon Ball (1986–1989), «Сейлор Мун» (1992–1996) и «Ван-Пис» (1999 — настоящее время), у которого уже больше тысячи эпизодов.
И хотя «Легенду о Белой Змее» принято считать первым аниме, оно сильно отличается от привычных нам современных проектов. В нем, например, вообще нет больших глаз, свойственных аниме. Они появились через пять лет, с приходом художника Осаму Тэдзуки, автора манги «Могучий атом» (Tetsuwan Atom) про робота Атома, живущего вместе с людьми. В 1963 году Тэдзука основал студию Mushi Productions и выпустил первый аниме-сериал по своему произведению, который дал толчок развитию современной стилистики японской анимации и ее популярности.
Тэдзука очень любил работы Уолта Диснея, а также вдохновлялся Максом Флейшером (создателем Бетти Буп) и японскими художниками — Суихо Тагавой и Нобору Осиро. Большие глаза своих персонажей Тэдзука повадился рисовать, опираясь на Голливуд, а вот большие сложные истории стал сочинять из любви к кинематографу и литературе. Он даже превратил в мангу свой любимый роман — «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Осаму Тэдзука признан в Японии «богом манги», его помнят и обсуждают до сих пор, потому что он изменил восприятие манги и аниме во всем мире. Все, что теперь мы видим на экране и в книжных магазинах, — его заслуга.
Вехи и ключевые студии
1970-е
Японская анимация пыталась уйти далеко от западного влияния, поэтому в это десятилетие появился уникальный жанр меха — про боевых роботов. С выходом манги Mazinger Z студия Toei Animation выпустила сериал по ее мотивам. В другом направлении работала компания TMS Entertainment, которая создала приключенческий детектив «Люпен III» по манге Кадзухико Като 1967 года. Кстати, некоторые эпизоды режиссировал тогда еще юный Хаяо Миядзаки.
1980-е
«Золотой век» аниме. Студия Sunrise разработала первый фильм «Мобильный воин Гандам» (Mobile Suit Gundam, 1979–1980), который потом вырастет в огромную франшизу, новые серии выходят до сих пор. Совсем недавно как раз состоялся релиз «Мобильный воин Гандам: Ведьма с Меркурия». В те же годы появились адаптации манги Румико Такахаси «Ранма ½» и Urusei Yatsura, которую режиссировал Мамору Осии на базе Studio Pierrot. Эта же студия полностью изменит восприятие японской анимации после адаптации «Наруто» (2002–2007), ставшей самым популярным проектом по всему миру.
В 1988 году японскую анимацию накрыл кассовый кинотеатральный успех благодаря премьере киберпанка «Акира» Кацухиро Отомо на базе студии TMS Entertainment. Новая постапокалиптическая эстетика удивила мировую общественность, а картина заработала около $80 млн на продаже билетов и кассет. Примерно в то же время Хаяо Миядзаки выпустил первый самостоятельный полнометражный фильм «Навсикая из Долины ветров». Так сформировалась известная на весь мир студия Ghibli, которая создала «Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок» и другие работы.
1990-е
Компания Production I.G выпустила картину «Призрак в доспехах» Мамору Осии, которой так вдохновились сестры Вачовски, что создали «Матрицу» (1999). Это было время достаточно темных, кровавых и сложных аниме, когда Япония тщательно пыталась нащупать собственное «я» в глобальной индустрии. Появились «Евангелион» Хидэаки Анно (1995–1996), «Ковбой Бибоп» от Sunrise (1998–1999) и «Берсерк» студии OLM (1997–1998). Она, правда, разбавит мрачность повествования и еще выпустит легендарный сериал Pokemon (1997 — до сих пор), который станет настоящим культурным шоком для всего земного шара.
Из чего состоит аниме
- Адаптация манги и ранобэ
Мы уже упомянули, что обычно аниме опирается на японские комиксы, однако студия Kyoto Animation ввела тренд на использование ранобэ (легкий роман) в качестве первоисточника с выходом «Меланхолии Харухи Судзумии». Теперь студия адаптирует самые разные истории, включая работы «Князь тьмы меняет профессию!» (2013 — настоящее время) и «Вайолет Эвергарден» (2018).
- Разная анимация
Обычно аниме создается в 2D, но технологический прорыв внес в процесс и CG-графику. Многие компании используют 3D в экшен- или фэнтези-сценах. Студия Orange в последние годы доказывает, что CG-анимация разнообразна: она выпустила «Выдающихся зверей» (2019–2021) на Netflix, которые сразу же заслужили почет в аниме-комьюнити. В 2023 году у Orange вышел сериал «Триган: Ураган» (Trigun Stampede), новое прочтение манги Ясухиро Найто из 1990-х.
- Музыка
В каждом сериале должны быть заглавные песни: оупенинг (вступительная часть) и эндинг (заключительная часть), четко выставляющие начало и конец истории. Синглы к ним часто создаются специально разными японскими, западными исполнителями, а иногда используются уже выпущенные треки. Например, в оупенинге картины «Киберпанк: Бегущие по краю» использовали композицию This Fire группы Franz Ferdinand, а в эндинге «Райского поцелуя» (Paradise Kiss, 2005) можно услышать их песню Do You Want To?, один из оупенингов «Наруто» с треком GO!!! группы FLOW до сих пор считают самым популярным.
- Озвучка
Актеры озвучки в Японии зовутся сэйю. Они также занимаются дублированием иностранных проектов, но карьеру обычно делают благодаря аниме и игровой индустрии. Они как лицо сериала общаются с фанатами, прессой, ведут стримы, участвуют в панелях, конвенциях, читках сценариев — все то же самое, что делают артисты live-action. Одни из самых популярных сэйю: Мамору Мияно (Лайт Ягами из «Тетради смерти»), Дзюнъити Сувабэ (Сёта Айдзава из «Моей геройской академии»), Кэндзиро Цуда (Нанами Кенто из «МАГИЧЕСКОЙ БИТВЫ»), Такахиро Сакурай (Судзаку Куруруги из фильма «Код Гиасс») и Юи Исикава (Микаса из «Атаки титанов»).
«Наруто», «Атака титанов», корейское аниме
В XXI век аниме пришло на новой волне. Внесла ее Studio Pierrot с «Наруто» (2002–2007), который уже 20 лет продолжает вдохновлять фанатов. История в метажанре сёнэн про молодого ниндзя Наруто Удзумаки, желающего стать Хокагэ — главой своей деревни, полюбилась многим благодаря изображению подростковой искренности, сложным конфликтам, сюжетным поворотам и универсальности персонажей.
Кроме того, вышло много сериалов о повседневной жизни японцев. Обычно истории разворачивались в школе или университете, были приправлены романтизмом или фэнтези. Тогда быстро приобрела популярность студия Kyoto Animation, которая выпустила «Меланхолию Харухи Судзумии» (2006) и Lucky Star (2007).
В новом десятилетии образовалось также множество новых студий, что отразилось на качестве и производстве проектов. Science SARU, Trigger, Wit Studio, MAPPA и CloverWorks сейчас задают тренды для аудитории любого типа — от мейнстрима до артхауса. «Атака титанов» (2013 — по настоящее время), Ping Pong The Animation (2014), «МАГИЧЕСКАЯ БИТВА» (2020–2021), «Семья шпиона» (2022), «Киберпанк: Бегущие по краю» (2022) и другие проекты отличаются сочетанием 2D- и 3D-графики, творческой свободой, разнообразием жанров и глубокой драматургией.
Обилие проектов послужило причиной образования специальных стримингов, например Funimation и Crunchyroll (сейчас это одна компания). А гиганты глобального потокового бизнеса Netflix и Disney+ почти каждый сезон пытаются добавить в свои библиотеки что-нибудь из аниме или же заняться производством ориджинала. Параллельно появляются корейские и китайские аниме — их называют «манхва» и «дунхуа». Например, «Лукизм» (2022) и Link Click (2022).
Кто такие отаку
Так называют себя фанаты манги, аниме и видеоигр. Парадоксально, но в Японии быть отаку странно и даже стыдно — общественность эту страсть не понимает. Пример можно увидеть в японском независимом фильме «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути (2021). По сюжету одна женщина приглашает другую к себе в гости. Последняя замечает в доме диски с аниме и немного этому удивляется. Хозяйка сразу же оправдывается, что это принадлежит сыну-подростку, ей очень стыдно и она не знает, как с ним бороться.
Пока во всем мире аниме в почете (благодаря TikTok и стримингам), японцы буллят своих анимешников, стараются обходить их стороной.
Отаку, многие из которых люди взрослые, тщательно скрывают свои интересы от родных и близких, чтобы не потревожить консервативные взгляды японского общества.
Детально показана эта проблема в аниме «Так сложно любить отаку» (2019–2021), где главная героиня, будучи офисным работником, старается не упоминать свои увлечения.
Одна из причин такого отношения к отаку — распространенная практика затворничества. Японцы считают, что увлечение аниме приводит к антисоциальным расстройствам, делает из молодежи хикикомори. Ежегодно это подтверждается статистикой: пожилого населения все больше, молодежь не желает работать и заводить семьи.
Сами отаку, напротив, чувствуют себя в комьюнити комфортно: непринятие консервативных взглядов, творческое видение мира, нежелание подниматься по карьерной лестнице, отказ от капиталистических идей, свобода самовыражения, индивидуальность — все это транслируется в таких многогранных аниме мирах. В школе нельзя красить волосы, но зато школьник может посмотреть сериал, где у главной героини они ярко-розовые, да еще и пирсинг на лице.
Аниме практически всегда затрагивает тему самовыражения, рождая онлайн- и офлайн-комьюнити, тематические кафе, конвенции, концерты, косплей (это хобби требует много времени на создание костюма, парика, макияжа, а также на крафтинг), где отаку в своей тарелке. Люди, нежелающие светить своей внешностью, создают виртуальных ютуберов (витуберов), которые проводят стримы и общаются с людьми с помощью 3D-аватара. Самым первым популярным витубером стала Кидзуна Ай, а впоследствии Мамору Хосода выпустил аниме «Красавица и дракон» (2021), которое как раз ссылается на эту индустрию.
Как и во многих сообществах, в том числе общепризнанных (футбольные тому пример), случаются происшествия. В 2019 году произошел поджог студии Kyoto Animation, погибли 36 сотрудников. Преступник обвинил компанию в плагиате и решил взять правосудие в свои руки, проникнув в помещение и облив бензином стены и людей. Трагедия сильно пошатнула аниме-комьюнити, и многие всячески пытались поддерживать студию чем могли.
Другой аспект аниме — социальный и образовательный. Сериал «Доктор Стоун» (2019 — настоящее время) можно считать энциклопедией научных открытий. В нем главный герой в псевдокаменном мире открывает электричество, изобретает линзы, газировку и многое другое. Фильм «Судзумэ, закрывающая двери» Макото Синкая (2022) рассказывает про страшное землетрясение 2011 года и поднимает проблему инфраструктуры в Японии — как власти не уделяют должного внимания заброшенным зданиям и местам в стране. Похоже, что японские художники раньше других западных коллег поняли, что аниме — это не для детей, а вообще для всех.
Жанры и метажанры аниме
- Сёнэн — метажанр, который определяется по возрастной категории аудитории. Аниме и манга предназначены для юношей от 12 до 18 лет. Чаще всего метажанр идет в компании с привычными стилями — фэнтези, экшеном и драмой. Примеры: «Наруто» (2002–2007), «Блич» (2004 — настоящее время), «МАГИЧЕСКАЯ БИТВА» (2020 — настоящее время).
- Сёдзё — метажанр, который определяется по возрастной категории аудитории. Аниме и манга предназначены для девочек от 12 до 18 лет. Чаще всего вторичными жанрами выступают романтика, повседневность, меха-сёдзё, комедия и фэнтези. Примеры: «Хост-клуб Оранской школы» (2006), «Торадора!» (2008), «Корзинка фруктов» (2019–2021).
- Меха. Главный атрибут этого жанра — изображение боевых роботов. Чаще всего в аниме и манге показано противостояние людей и машин. Примеры: «Мобильный воин Гандам» (1979–1980), «Евангелион» (1995–1996), «86» (2021).
- Махо-сёдзё — аниме и манга про молодых девушек со сверхспособностями, обычно волшебниц. Примеры: «Сейлор Мун» (1992–1997), Cardcaptor Sakura (1998–2000), Pretty Cure (2005–2006).
- Сэйнэн — метажанр, который определяется по возрастной категории аудитории. Аниме и манга предназначены для мужчин от 18 лет и старше. Обычно совмещается с такими жанрами, как триллер, экшен, фэнтези и драма. Примеры: «Берсерк» (1997), «Монстр» (2004), «Золотой Камуй» (2018 — настоящее время).
- Дзёсэй — метажанр, который определяется по возрастной категории аудитории. Аниме и манга предназначены для женщин от 18 лет и старше. Главными вторичными жанрами являются драма, романтика и повседневность. Примеры: __«Яркая Тихая» (2011 — настоящее время), Sakamichi no Apollon (2012), «Убийственная любовь» (2022).
- Исекай — фэнтези-жанр, где герои переносятся в другой мир или в отличную временную петлю. Примеры: «Re: Zero — жизнь с нуля в другом мире» (2016 — настоящее время), «О моем перерождении в слизь» (2018 — настоящее время), «Mushoku Tensei: Перерождение безработного» (2021 — настоящее время).
- Повседневность («ломтик жизни») — жанр, где в центре сюжета бытовые будни главных героев, и там ничего не происходит. Примеры: K-on! (2009–2010), «Уютный поход» (2018–2021), «Двуличный братик Урамити» (2021).
Пять аниме, которые стоит посмотреть
«Триган» (1998)
Комедийный космовестерн, сэйнэн, основанный на одноименной манге Ясухиро Найто, который говорит о сложных проблемах бытия через призму юмора.
В центре сюжета история некоего Вэша Урагана в условном постапокалиптическом мире. Человечество полностью истощило все ресурсы Земли, поэтому люди отправились искать новое место для жизни. Странная песочная планета стала их домом, но невозможность выращивать растения и добывать воду сказывается отрицательно на благополучии населения. Пробуждается криминал и всякие сверхъестестественные деяния. Охотники за головами гонятся за Вэшем, желая получить огромную сумму в $60 млн. Только герой ничего плохого не делал, и вообще он настоящий пацифист, который ненавидит насилие. С помощью своей шуточной и легкой натуры Вэш пытается выйти из каждого непонятного конфликта, а становится его эпицентром слишком часто.
«Нана» (2006–2007)
Стильное аниме по одноименной манге Ай Адзавы, изучавшей моду в студенческие годы и перенесшей этот мир в свои работы.
Драматический дзёсэй про двух молодых девушек, живущих в Токио. Они случайно встречаются в вагоне поезда и узнают, что их обеих зовут Нана. Только это единственная схожесть, потому что одна выступает в рок-группе и любит одежду от Vivienne Westwood, а другая верит в «ванильную любовь» и розовые платья. Девушки быстро, к своему удивлению, сближаются и пытаются найти смысл жизни в свои молодые годы в большом городе. Расставания, слезы, зависимости, отношения, бедность, ссоры, ненависть и, конечно же, музыка становятся их друзьями.
«Юри на льду» (2016)
Спортивная мелодрама от студии MAPPA, режиссера Саё Ямамото и сценариста Мицуро Кубо.
История повествует о молодых фигуристах — японце Юри Кацуки и его кумире, россиянине Викторе Никифорове. Вместе они проходят через все ментальные, физические и социальные проблемы гонки Гран-при, чтобы обрести любовь к себе, льду и миру, а также свое место в жизни.
«Юри на льду» — это один из редких проектов, где при создании была соблюдена свобода творчества без какого-либо сильного продюсерского вмешательства. Неофициально считают, что благодаря этому аниме студия MAPPA стала популярной за счет не только новаторского сюжета, но и искусности и плавности анимации. Все номера фигурного катания были поставлены хореографом Кэндзи Миямото, а сами прокаты рисовались поверх реальных выступлений.
«Руки прочь от кинокружка!» (2020)
Аниме-сериал в жанре повседневности про трех старшеклассниц, мечтающих создавать анимацию.
Школьный клуб анимации уже есть, но в нем девочки не находят ничего полезного, что помогло бы им узнать индустрию. И они создают кружок, притворяясь заинтересованными в кинематографии, но на деле занимаются только анимацией. Одна отвечает за концепт-арты и задники, другая берет на себя весь дизайн персонажей, а третья играет роль продюсера. Мечты о лучшей жизни, новых мирах, эмоциях и взаимоотношениях открывают для девочек много фантастических возможностей. Неважно, что все это только в их голове, а истории художественные, — они воспринимают придуманное как реальность и совершенно не стесняются. Их симпатичные лица, приземистые характеры и комедийные перипетии делают эту историю про юных аниматоров живой и очень понятной. Все мы когда-то были безнадежными мечтателями.
Режиссурой занимался один из представителей независимой анимации Масааки Юаса на базе собственной студии Science SARU. Индивидуальность художника благодаря минималистичным линиям и контрастным цветам делает его одним из самых искусных аниматоров современности.
«Человек-бензопила» (2022)
Один из последних вышедших проектов студии MAPPA по одноименной манге относительно молодого художника Тацуки Фудзимото.
История разворачивается в мире, где из человеческих страхов рождаются демоны. Боитесь томатов, пауков, огнестрельного оружия, бомбы, призраков, будущего? На каждую фобию найдется свой демон.
Молодой парень Дэндзи пытается выжить в этом мире, параллельно оплачивая долги своего отца. Время от времени он занимается истреблением демонов, но получает просто мизерные гонорары. Дэндзи считают отбросом общества, его никто не любит, кроме демона-бензопилы в образе пса Потиты. С последним он подружился совершенно случайно, и теперь они вместе против всей несправедливости мира. А ведь у паренька есть свои мечты: попробовать тосты с джемом и сходить на свидание с девочкой. Однажды его предают и убивают, но он перерождается в Человека-бензопилу.
В историю вплетены элементы литературы, кино, музыки, живописи, интернета, видеоигр, аниме и манги. Обилие поп-культурных референсов делает сериал по-настоящему международным, распевая дифирамбы фильмам Квентина Тарантино и «Божественной комедии» Данте. А еще в сериале целых 12 эндингов с музыкой популярных японских исполнителей.