Кино на выходные: «Ущелье» с Аней Тейлор-Джой и эхом Второй мировой

. Фантастический ромком о любви, рожденной над пропастью чужих ошибок

На стриминге Apple TV+ вышел фантастический боевик с Аней Тейлор-Джой

Обновлено 17 февраля 2025, 10:19
Майлз Теллер и Аня Тейлор-Джой в романтической фантастике «Ущелье»
Фото: Crooked Highway

Майлз Теллер и Аня Тейлор-Джой в романтической фантастике «Ущелье»

На стриминге Apple TV+ 14 февраля появилось «Ущелье» — полнометражный фантастический боевик с яркими голливудскими звездами Аней Тейлор-Джой и Майлзом Теллером на обложке.

Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина рассказывает, насколько удачно режиссер Скотт Дерриксон («Доктор Стрэндж») соединил в лабораторной емкости фантастику, хоррор, экшен и ромком и какой мутант вышел из этого эксперимента.

Американский пехотинец-наемник Ливай (Майлз Теллер), страдающий ПТСР, отправляется на засекреченную встречу с Бартоломео (Сигурни Уивер), женщиной без чинов, которую слушаются военные. Она предлагает Ливаю охранять сверхсекретный объект в неназванной точке мира, над ущельем, где под плотным туманом обитает нечто недоброе.

По обе стороны ущелья установлены сторожевые башни, где сроком на год расквартированы два элитных снайпера. Ежедневно они должны проверять работоспособность оружейных установок вдоль линии обрыва, ограждения и маскировочные элементы. Внешний мир остается в неведении относительно того, что здесь происходит и кто за этим стоит.

Вторым нанятым снайпером становится киллер-литовка Драса (Аня Тейлор-Джой, временами разговаривающая на литовском языке). Если предыстория Ливая туманна и близких людей в его жизни нет, Драсе есть кем дорожить. В Литве от рака умирает ее отец, с которым у нее сложилась странная традиция борьбы с чувством вины: она передает ему гильзу от выпущенной пули после каждого заказа, символически освобождаясь от угрызений совести.

Обозначенная в характерах персонажей тема вины и ответственности скользит между нагромождением саспенса, любовной интриги и спецэффектов, но не решается высказаться ярче. Саунд-дизайн от Трента Резнора и Аттикуса Росса заслоняет просматривающуюся в сюжете глубину и помогает создать превосходную стилизованную картинку. Вполне в духе проектов Apple TV+.

В течение первого часа фильма, выделенного на экспозицию, герои постепенно сближаются — никакая пропасть между ними этому не мешает. Поскольку платят им не за лишние расспросы, глубоко копаться в истории ущелья персонажи не станут. Предшественник Ливая на посту владел ровно той же информацией, которую передал сам: там внизу обитают «полые люди». Морпех тут же замечает отсылку к стихотворению Т.С. Элиота, оно было написано в 1925 году и сводилось к горькой рефлексии автора о том, что стало с человечеством и миром после Первой мировой войны.

Финальные строки произведения «Вот так заканчивается мир: не со взрывом, а со всхлипом» — одни из самых цитируемых в массовой культуре. Они звучали от «Апокалипсиса сегодня» («Полых людей» Элиота генерал Куртц в исполнении Марлона Брандо читал вслух своим подчиненным) до «Индианы Джонса» и «Довода» Кристофера Нолана. В «Ущелье» это стихотворение тоже играет не последнюю роль, а термин «полые люди» объясняется временем возникновения засекреченного объекта — сразу после Второй мировой. Якобы страны —союзницы Востока и Запада сумели договориться, как поделить не только сраженную Германию, но и эту землю, не отмеченную ни на одной карте мира.

Пока Ливай с Драсой беспечно любуются друг другом, игнорируя технику безопасности, «полые люди» не оставляют попыток выкарабкаться наружу. Успевшие влюбиться друг в друга герои, чтобы предотвратить необратимое, спускаются к «вратам ада», где их ожидает страшная правда о последствиях скоординированного эксперимента, секретность которого они наняты охранять.

Скотт Дерриксон не пожалел для героев времени, чтобы они могли обжиться на местности, но фактической информации и важных подробностей недодал. Говоря языком геймеров, лор (то есть совокупность информации о мире истории, ее мифологии и героях) здесь критически слаб. Предыстории персонажей схематичны: он — одинокий волк, она — волчица. Оба меткие стрелки. У него отличный пресс, у нее отличный музыкальный вкус. Этим характеристики и ограничиваются — кажется, что ничего больше у них за душой нет. Ах, да, уставший убивать по контракту Ливай время от времени пишет стихи, которых стесняется.

Схематичным и условным кажется весь остальной сюжет, в котором переплетены ключевые примеры жанра научной фантастики с элементами напряженного боевика. Это и «Обитель зла», и «Идентификация Борна», и «Сайлент Хилл», и «Одни из нас». Кажется, Apple захотел собственную жанровую историю про ученых, военных и политические интриги в условиях воюющего мира, для чего смешал в ущелье все, что знал и видел до этого. Однако досаднее всего даже не предсказуемый нарратив и заранее угадываемые повороты сюжета, а то, что компьютерная графика в фильме про монстров будто бы делалась в те же времена, что и вышеупомянутые картины, на которые «Ущелье» равняется. Это для фантастического фильма, разумеется, губительно. Тем более для фантастики, которая не может предложить не только качественную графику, но и сколько-нибудь оригинальный и логически выстроенный сюжет, в котором столько условностей.

Герои, якобы опытные наемники, первую часть фильма ведут себя откровенно непредусмотрительно, а то и просто глупо. Всю вторую часть фильма пытаются справиться с тем, что натворили. Главный секрет истории тоже раскладывается на избитые для жанра элементы: умные люди под давлением сильных людей с оружием наделали ошибок, а третьи по контракту десятилетиями разгребают последствия. И хотя какие-то неожиданные сюжетные ходы в фильме изредка присутствуют, не сказать, что они сильно впечатлят зрителя, которого от саспенса то и дело отвлекают романической линией героев, обретших любовь буквально на краю пропасти.

Вот и получается, что амбициозный замысел «Ущелья» оказался лишь дальним эхом других достопримечательностей жанра, от которых фильм нахватался так много, что в этом просто не осталось места для зарождения чего-то оригинального.

Поделиться