В Вологде прозвучало многоголосье: как прошел кинофестиваль Voices

. «Пришелец» Ивана Соснина обошел конкурсантов из Франции и Швеции

На кинофестивале Voices в Вологде победил «Пришелец» Ивана Соснина

Обновлено 09 июля 2024, 14:37
РБК; Пресс-служба фестиваля Voices
Фото: РБК; Пресс-служба фестиваля Voices

С 4 по 7 июля в Вологде проходил XI фестиваль молодого кино Voices. Он ежегодно показывает фильмы кинематографистов со всего мира, лучшие картины российских и зарубежных кинофестивалей, а также организует ретроспективные показы, лекции, обсуждения и встречи с режиссерами.

Чем запомнился Voices, а также о примечательных фильмах, показанных на фестивале, РБК Life рассказывает киножурналист Милана Стояновска.

Синергия времен, пространств и смыслов

Перешагнув юбилей в десять фестивалей, Voices вырос еще на несколько площадок: с этого года показы фильмов и программа мероприятий проходили не только в Вологде, но и в Череповце. Еще одно нововведение — впервые в истории фестиваля конкурсная программа не только короткого, но и полного метра формировалась через open call, что дало возможность кинематографистам со всего мира подать заявку на участие.

Впрочем, гонка за наградами и индустриальные оценки картин традиционно уходят на Voices на второй план: команда фестиваля ставит во главу угла интересы зрителей и стремление поддерживать авторское молодое кино.

«У нас не индустриальный фестиваль. Таких в нашей стране уже много, и не хотелось бы с ними конкурировать, мы просто разные. У нас есть своя история, своя атмосфера, где есть место не только кино, но и выставкам, музыке, лекциям. Наш фестиваль на сто процентов принадлежит зрителям», — говорит директор фестиваля Максим Горбов.

Вологодский фестиваль остается одним из немногих в России, кто по праву носит звание «международного» — из пяти конкурсных фильмов на нем представлено три отечественные и две зарубежные ленты:

  • «Цепной пес», Жан-Батист Дюран (Франция);
  • «Маятник», Сирил Шойблин (Швейцария);
  • «Королевство», Татьяна Рахманова (Россия);
  • «Угол наклона», Станислав Фомичев и Анна Далингер (Россия);
  • «Пришелец», Иван Соснин (Россия).

А в конкурсе короткого метра участвовали картины с фестивалей в Роттердаме, Фьюджи, Калифорнии и Неймегене. Это французско-азербайджанская визуальная поэма о потерянной любви «Акации» Исмаила Сафарали, итальянская драма о принятии утраты «Ева» Александра Рачинского, а также работы отечественных кинематографистов — «New» Евгении Казанкиной о мистической квартире, в которой незнакомые люди присматривают за собакой, мокьюментари «Магия и пропаганда» Лилии Филиной о магических ритуалах на постсоветском пространстве, а также i had a dream about the subway explosion Артема Терентьева о герое Брехта в современных реалиях.

По словам куратора кинопрограмм фестиваля Сергея Дешина, фильмы для показа на Voices команда выбирает, ориентируясь на вологодских зрителей. Именно они в конечном счете решают судьбу участников, поскольку все призы присуждаются по результатам зрительского голосования, а не решением жюри или приглашенных экспертов.

«Часто спрашивают, есть ли магистральная тема в конкурсе. Я думаю, нет. Магистральные темы могут быть там, где представлены конъюнктурные режиссеры, кинематографисты, которые следуют трендам. Для тех же, кто хочет делать авторское кино, наверное, будет даже оскорбительно, если их фильмы сравнивать с другими и находить пересечения и обобщения», — говорит о конкурсных фильмах Сергей Дешин.

Помимо конкурса в рамках XI VOICES прошла первая в России ретроспектива живого классика испанского кино Виктора Эрисе, автора фильмов «Солнце в листве айвового дерева», «Юг», «Дух улья» и «Закройте глаза». Также прошли специальные программы, посвященные работе Дзиги Вертова, творчеству Евгения Бауэра, 50-летию фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», памяти Алена Таннера и Паоло Тавиани.

Победители Voices-2024

  • Лучший фильм — «Пришелец»
  • Лучший режиссер — Иван Соснин («Пришелец»)
  • Лучшая роль — Рафаэль Кенар («Цепной пес»)
  • Лучший короткий метр — New
  • Специальная номинация «Выбор The Blueprint» — New (Женя Казанкина)

4 запомнившихся фильма кинофестиваля Voices-2024

«Черный чай»

Открывала фестиваль медитативная драма мавританского режиссера Абдеррахмана Сиссако. Это странствующий кинематографист, который работал в Мавритании, Мали, Тунисе, а российским зрителям он особенно интересен тем, что получал образование во ВГИКе (в мастерской Марлена Хуциева). Сиссако — обладатель десятков кинопремий со всего мира, член жюри Берлинского и Каннского фестивалей. «Черный чай» принес в его наградной список номинацию на «Золотого медведя».

Фильм приветствует зрителя сценой ожидания бракосочетания: несколько молодоженов и их родственники скопились в зале, где вот-вот официально появятся новые семьи. Однако Айя (Нина Мелу), главная героиня, в самый ответственный момент говорит «нет» и сбегает с собственной свадьбы от неверного жениха. Из Кот-д'Ивуара она отправляется в Китай, где становится частью африканской диаспоры в Гуанчжоу. Айя находит свое призвание в работе в чайном магазинчике, правилам проведения церемоний, выбору чайной посуды и тонкостям сортов древнего напитка ее обучает Цай (Чан Хань). Между героями зарождаются сильные искренние чувства, но прошлое и предрассудки могут оказаться непреодолимым испытанием для них.

«Черный чай» — очень неспешное кино, которое предлагает зрителю понаблюдать за мановениями душ героев, а не за действиями. Красивые планы, музыкальные переливы, колоритные национальные детали и будничное счастье собираются в выразительный купаж, который можно долго разгадывать, находя разные интерпретации.

В российский прокат «Черный чай» выйдет 3 октября.

«Королевство»

Для воспитанников детского дома выпускной — событие особенное, первый день абсолютной свободы, самостоятельности и «взрослости», о которых прежде не было и речи. Чтобы отметить это событие, группа выпускников снимает на выходные загородный дом, в котором переживает все стадии веселья: от абсолютного счастья до полного упадка. Когда аренда заканчивается, герои покидать провозглашенное ими Королевство Батор отказываются, и дом превращается в крепость.

Премьера полнометражного дебюта Татьяны Рахмановой состоялась осенью 2023-го на фестивале «Маяк», после фильм участвовал в «Духе огня» и «Послании к человеку», а также был отмечен наградами на фестивале Cinergio в Афинах.

«Королевство» подкупает уже тем, что среди главных героев только двое актеров (Иван Решетняк, Дарья Каширина), а остальные ребята — реальные выпускники детских домов, которые воплотили на экране не просто написанный сценарий, а отчасти личные истории. Камера оператора Алишера Хамидходжаева делает детскую растерянность и страх перед будущим практически осязаемыми, а не раскрывающий все карты монтаж дает возможность видеть в истории то, что ближе.

Дата выхода фильма пока неизвестна.

«Пришелец»

Леша (Максим Стоянов) живет в небольшой уральской деревушке, в доме, который почти полностью построен из того, что люди обычно выбрасывают. Из-за его странного жилища, которое Леша делит со старенькой подругой почившей мамы, а еще из-за слухового аппарата и замкнутого характера местные считают мужчину простаком. Однажды во дворе Лешиного дома появляется тот, с кем он долгие годы пытался наладить контакт, — представитель внеземной цивилизации. Им оказалась девочка лет 12 (Алена Мирошникова) с огромными глазами и сверхспособностями.

Второй полнометражный фильм Ивана Соснина, снявшего «Далеких близких», тепло встретили на российских фестивалях. Вот и на Voises эта мистическая история о поиске себя и попытке невозможного диалога оказалась фаворитом — фильм получил главный приз и награду за режиссерскую работу.

Иван Соснин предлагает сказочный, неправдоподобно оптимистичный взгляд на заявленные проблемы дискоммуникации, общественной жестокости и вынужденного одиночества. Во вселенной этого фильма, если сильно захотеть, приложить усилия и незаслуженно настрадаться от окружающих, воплотится любая странная мечта. Как к этому относиться — дело субъективное, но фильм однозначно имеет душеспасительный эффект.

Дата выхода фильма пока неизвестна.

«Угол наклона»

Самый сложносочиненный фильм российской части конкурсной программы сняли Анна Далингер и Станислав Фомичев, выпускники Московской школы нового кино. До Вологды их дипломная работа успела побывать в Ханты-Мансийске на «Духе огня», где взяла приз «Серебряная тайга».

Фильм начинается в богато обставленной московской квартире, где филиппинка Эля (Марисель Темпло) занимается работой по дому и присматривает за мальчиком Захаром. Она честно делает свою работу, изо дня в день выполняя одни и те же поручения, не требуя ни выходного, ни личного времени. Все меняется, когда Эля во время работы ломает руку. Привычная жизнь начинает идти ко дну.

Авторы «Угла наклона» сделали поэтичное высказывание, в символизме которого нужно разбираться не один и не два просмотра, желательно — с подсказками от создателей. Визуально и музыкально выверенная философская сказка в миг может оказаться лишенной смысла, если перестать искать разгадки бесконечных ребусов и вброшенных пасхалок или просто устать от попытки постигнуть увиденное.

Дата выхода фильма пока неизвестна.

Поделиться
Авторы
Теги