«Максин ХХХ»: как порно-шик с Мией Гот забуксовал в эпохе 1980-х

. Обзор хоррора из негласной ретро-трилогии про ужасы Голливуда

Вышел обзор хоррора «Максин ХХХ» про ужасы Голливуда с Мией Гот в главной роли

Обновлено 09 июля 2024, 09:34
Кадр из фильма «Максин XXX»
Фото: A24

Кадр из фильма «Максин XXX»

В российском прокате — «Максин ХХХ», третья часть хоррор-трилогии Тая Уэста, посвященной женщинам и славе. Главная героиня — порнодива Максин Минкс в исполнении Мии Гот — выживает после кровавой бойни в Техасе и строит карьеру в Голливуде. На дворе лихие 1980-е: пуританскую Америку лихорадит «сатанинской паникой», на улицах Лос-Анджелеса орудует легендарный маньяк Ночной Сталкер. Как и первые два фильма трилогии Уэста — «Х» и «Пэрл» — «Максин ХХХ» в первую очередь слэшер синефильский, а потом уже страшный и кровавый.

Кинокритик и автор телеграм-канала «колыбельная для кошки» Оля Смолина рассказывает, почему эта своеобразная хоррор-версия «Однажды в... Голливуде» не выдержала троих.

Понять, что происходит на экране, без контекста будет сложно, поскольку «Максин XXX» въехала в российский прокат с «прицепом». В 2022 году американский режиссер Тай Уэст, автор стилизованных и преимущественно непопулярных хорроров, выпускает слэшер «Х», снятый в копродукции с именитой голливудской студией А24, и... неожиданно попадает в яблочко.

Сюжет «Х» вращается вокруг группы молодых людей (Миа Гот, Дженна Ортега, Бриттани Сноу, Кид Кади, Оуэн Кэмпбелл), которые приезжают на ферму в Техасе, чтобы снять порнофильм, но в итоге сталкиваются со старушкой-маньячкой (ей посвящен приквел «Пэрл»). В кровавой бойне традиционно выживает «последняя девушка» — Максин Минкс, она же становится главной героиней «Максин ХХХ».

При скромном бюджете $1 млн ужастику «X» о съемках порно и сумасшедшей старушке удалось заработать в прокате почти $15 млн, что стало победой для режиссера, от которого никто ничего не ждал. В современном кинематографе и даже нишевом жанре хорроров Тай Уэст — фигура не самая популярная, но колоритная. Будучи сам себе режиссером, сценаристом, продюсером, оператором, композитором и даже актером, Уэст чаще появлялся на фестивальных смотрах («Тайны старого отеля», «Таинство», «Дом дьявола»), чем на широких экранах. В конце концов за ним закрепилась слава хоррормейкера, широко известного в узких кругах синефилов или любителей фильмов ужасов. Снятое им «Таинство» (2013), основанное на реальной истории Джонстаунской резни 1978 года, долгое время считалось самой мейнстримовой работой режиссера, поскольку фильм был спродюсирован Элаем Ротом.

В 2022-м Уэст внезапно для себя и всего остального мира вышел на качественно новый уровень узнаваемости — на волне популярности постхорроров и, конечно, коллаборации с А24. Здесь важно отметить, что «Х» — квинтэссенция того самого стилизованного, визионерского кино, которое сейчас так активно продвигает студия (примеры — «Солнцестояние», «Легенда о Зеленом рыцаре»).

«Х» едва ли переворачивает устои слэшера — напротив, это буквально вневременная открытка жанру, изящный референс его прародителю «Техасской резне бензопилой» Тоуба Хупера, а также признание в любви южной готике и психобидди — полузабытому субжанру хоррора, сюжет которого, как правило, вращается вокруг психически неуравновешенной старушки или стареющей женщины.

Тема ностальгии по прошлому и тоски по безвременно ушедшей молодости — лейтмотив ретро-трилогии Тая Уэста. И если «Х» тянулся к истокам кинематографа 70-х годов, то приквел «Пэрл» — ода немому искусству 1920-х, стилизованная под винтажный Technicolor, в частности «Волшебника страны Оз» Виктора Флеминга. Дебютировавший на Венецианском кинофестивале «Пэрл» далек от «грязной» зернистости и кровожадности «Х», и тем не менее это все еще история о психопатическом разуме, рожденном под влиянием поп-культуры.

В третьей и финальной части франшизы «Максин ХХХ» Уэст продолжает раскручивать мысль о влиянии кинематографа на неокрепшую психику человека, но уже в рамках абсолютно новой эпохи — 1980-х. «Максин ХХХ» можно назвать духовным наследником «Пэрл» (это все та же история о женщине в поисках славы), при этом сюжетно и хронологически фильм следует за событиями «Х».

Проходит шесть лет: еще более раскрепощенная и беспринципная Максин Минкс (Миа Гот) успешно проходит прослушивание в фильм ужасов «Пуританка 2», который, как обещает режиссер Элизабет Бендер (Элизабет Дебики), обречен стать хитом мирового проката. Увы, счастье оказывается недолгим: смутно знакомая фигура в черном начинает маячить на горизонте. Однажды вечером Максин получает видеокассету с порнографическим фильмом, который снимали на злополучной ферме в Техасе.

Затем в жизни Максин появляется пронырливый частный детектив Джон Лабат (Кевин Бейкон), нанятый кем-то из ее таинственного прошлого. Худшее случается, когда двое близких друзей Максин — Табби (Холзи) и Леон (Мозес Самни) — становятся жертвами загадочного убийцы-сектанта. Полицейские (Мишель Монахэн и Бобби Каннавале) считают, что это дело рук Ночного Сталкера, сама же Максин уверена, что истинной целью маньяка была она сама.

Третья часть все так же концептуальна — режиссер с мастерством хамелеона адаптируется под киноязык прошлого, скрещивает слэшер и нуар, бережно расставляя в кадре пасхальные яйца для жаждущих зрителей-синефилов: от идеологически верных «Психо» Альфреда Хичкока и «Хэллоуина» Джона Карпентера до внезапных «Огней святого Эльма» Джоэла Шумахера, «Ночей в стиле буги» Пола Томаса Андерсона и «Бешеного быка» Мартина Скорсезе.

Не забывает Уэст и про социальный контекст: Лос-Анджелес в его фильме карикатурно похотлив и готичен, сексуальная революция противостоит «сатанинской панике», всех традиционно волнуют только деньги. Неудивительно, что выжившая в адской клоаке «Х» Максин полностью обретает себя в таком месте, расправляет крылья и летит на свет голливудских софитов. Уэст дарит своей героине возможность, которую не могла позволить себе Пэрл. — воплощенную в жизнь мечту, на пути к которой остается большая гора трупов.

Как и «Пэрл», «Максин ХХХ» — кино показательно некровавое, в большей степени созерцательное, в меньшей — нарративное, что в какой-то степени губительно для жанра хоррора, особенно если воспринимать его сюжет как составляющую франшизы. Именно по этой причине смотреть «Максин ХХХ» в отрыве от предыдущих двух частей — не самое удобное и, скорее всего, совсем не удовольствие.

Тай Уэст все так же изобретателен в вопросах графического насилия (чего стоит одна сцена размазывания мужских гениталий по асфальту) но достаточно ленив во всем, что касается сценария. «Максин ХХХ» больше похож на дополнительный материал к уже снятому фильму, чем на полноценное и самодостаточное кино. Об этом говорит и его фрагментарная структура — множество сюжетных линий появляется из ниоткуда и уходит в никуда, — и крайне вялая динамика.

Режиссер упорно не спешит раскачивать историю, то и дело отвлекается на выстраивание красивых кадров, вваливается на территорию эксплуатейшена, но большую часть времени просто растягивает хронометраж, который у «Максин» все равно удивительно маленький по современным меркам — каких-то 103 минуты.

При этом говорить о «Максин ХХХ» как о детальном отражении выбранного времени тоже не приходится: 1980-е в современной кинематографической повестке — эпоха слишком избитая, ей элементарно никого не удивишь. Тай Уэст и его порно-шик, конечно, разбавили общую картину, но едва ли внесли в нее что-то принципиально новое.

Важно помнить, что «Х» и «Пэрл» — хорроры, хоть и не самые популярные, но зато очень самобытные. Вышедшая на общей силе тяги «Максин XXX» своих ожиданий не оправдывает, а в отдельных моментах даже удручает. Пусть Миа Гот — все еще лучшая «последняя девушка», достойного финального твиста ей так и не дали.

Купить билеты в кино
Купить билеты в кино
Найти сеансы «Максин ХХХ»
Поделиться