Люк не стал джедаем: обзор хоррора «Я видел свечение телевизора»
. Новый «летний» проект от A24 и Эммы Стоун вышел онлайнВышел обзор хоррора «Я видел свечение телевизора» от продюсера Эммы Стоун
На стриминговых площадках состоялся релиз «летнего» хоррора культовой американской студии А24 «Я видел свечение телевизора» от американского режиссера Джейн Шёнбрун, создательницы известного в узких кругах инди-хита «Мы все идем на всемирную выставку».
Западные кинокритики и именитые кинематографисты, среди которых, например, сценарист «Таксиста» Пол Шредер, окрестили работы Шёнбрун «новым словом в жанре фильмов ужасов». Их визуальный язык, вдохновленный поп-культурной ностальгией, линчевским сюрреализмом и эстетикой крипипасты, и правда, отлично вписывается в актуальную нынче метафору травмы, поднимает социально нетерпимые и даже табуированные темы подростковой самоидентификации.
Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как «Я видел свечение телевизора» совмещает элементы экзистенциального хоррора и истории взросления.
Сонная американская субурбия образца 1996 года. Замкнутый семиклассник Оуэн (Иэн Форман) знакомится со старшеклассницей Мэдди (Бриджетт Ланди-Пейн), большой поклонницей фэнтезийного шоу «Розовый туман», которое показывают по телевизору перед полуночью. Увлеченность Мэдди со временем передается и самому Оуэну — он все чаще приходит к новой подруге с ночевкой, чтобы насладиться очередным эпизодом сериала. Героини «Розового тумана» — девочки-телекинетики (Хелена Ховард и Линдси Джордан) — в лучших традициях фэнтези спасают планету от вселенского зла в лице мистера Меланхолии.
Проходят годы, Оуэн (Джастис Смит) вырастает в еще более нелюдимого старшеклассника, но все так же любит «Розовый туман». В какой-то момент сериал загадочно заканчивается, а Оуэн остается наедине с собственной жизнью, которая кажется ему куда менее любопытной и куда более изматывающей, чем происходящее на экране телевизора.
Яркие и вдохновляющие истории взросления или «каминг-оф-эйджи», как их принято называть, на протяжении четырех десятилетий были важной частью кинематографической повестки. В середине 1980-х мастер школьной комедии Джон Хьюз романтизировал кризис пубертата в фильмах «Клуб «Завтрак» и «Шестнадцать свечей». В 1990-х пионер независимого кино Грегг Араки снял «Апокалиптическую трилогию тинейджеров», в которой связывал взросление со смертью. В 2000-х бывший фотограф Ларри Кларк и голливудский вундеркинд Хармони Корин деконструировали подростковую невинность в скандальных «Детках», «Гуммо», «Садисте». В 2010-х нью-йоркская гуманистка Грета Гервиг вдохновляла молодежь на поиск индивидуальности в «Леди Бёрд» и «Милой Фрэнсис».
В 2020-х начинающая кинематографистка Джейн Шёнбрун, находящаяся в эпицентре кризиса собственной дисфории, решает расширить границы подростковой депрессии, изобразив взросление как бесконечно травмирующий опыт для аутсайдеров, находящихся за границей привычной системы репрезентации своего «я». Пока Грета Гервиг превращает Барби в феминистку, а Кена — в настоящего мужчину, Джейн Шёнбрун снимает грустные экзистенциальные хорроры об «особенных» людях, так и не нашедших свое место в обществе.
«Я видел свечение телевизора» — обратная сторона знакомых с детства историй со счастливым концом. Представьте, что Люк Скайуокер никогда не стал джедаем, а Гарри Поттер так и не вышел из чулана под лестницей.
Главные герои фильмов Шёнбрун — будь то «Я видел свечение телевизора» или «Мы все идем на всемирную выставку» — чуждые самим себе и окружающему миру подростки, потерянные в океане души, находящиеся в тщетном поиске радушного причала. Самая «страшная» сторона хорроров постановщицы заключается в их пугающей реалистичности: настоящий кошмар ее героев — их собственная тлеющая безысходность, невозможность познать, распознать, найти себя среди безукоризненных моделей привычной социальной системы. Так, Кейси из «Мы все идем на всемирную выставку» находит принятие в тайном интернет-коммьюнити, а Оуэн из «Я видел свечение телевизора» выстраивает мостик к самоидентификации через популярное фэнтези-шоу «Розовый туман».
Показательно, что главным злодеем любимого Оуэном сериала становится мистер Меланхолия — бесхитростная метафора депрессии, злобный монстр, вырезающий сердца, хоронящий людей при жизни. По признанию самой Шёнбрун, «Розовый туман» был вдохновлен реально существующим сериалом «Баффи — истребительница вампиров» (в фильме даже есть камео актрисы Эмбер Бенсон). В свое время вампирский хоррор Джосса Уидона стал для будущей сценаристки тем самым эскапическим убежищем, долгожданным спасением от отвергающей реальности. Тот факт, что «Я видел свечение телевизора» — в большей степени автофикшен, можно понять из биографии Шёнбрун, события которой удивительным образом рифмуются с сюжетом ее фильма.
Впрочем, говорить о прямом и понятном нарративе в контексте творчества кинематографистки не приходится: она активно пользуется эффектом так называемого отсутствующего режиссера. Не зря же в недавнем интервью она заявила, что «искусство не должно ничего никому объяснять». Ее работы — «Я видел свечение телевизора», «Мы все идем на всемирную выставку» и даже ранняя документалка о Слэндермене «Самоиндуцированные галлюцинации» — лишены трехактной композиции, заряженного ядра кульминации и в целом любого следа экспозиции. Сюжет вялотекущий, а герои — пассивные и эмоционально закрытые.
По большому счету, Шёнбрун собирает комбо абсолютно не зрительского, артхаусного кино, которое начинает «оживать» благодаря выбранной среде. В «Я видел свечение...» в качестве среды выступает ретростилизация, артефакты поп-культуры 1990-х, на которых выросло целое поколение миллениалов: телевизоры, неоновые вывески, VHS, вечерние шоу и старые поп-хиты. При этом сказать, что фильм детально предан своей эпохе, не получается. «Я видел свечение...», как и другой знаменитый хоррор А24 «Оно приходит за тобой» Дэвида Роберта Митчелла, существует вне времени и пространства, на грани реальности и фантазии.
Примечательно, что, несмотря на то что сама Шёнбрун кажется режиссером-отшельником, а ее новый фильм — аутсайдером в стройном ряду популярных нынче постхорроров, «Я видел свечение телевизора» смог привлечь к себе значительное внимание прессы и массового зрителя. По иронии судьбы, благодаря участию максимально медийной, всенародно любимой персоны — оскароносной актрисе Эмме Стоун.
Вместе с мужем Дэйвом Маккэри они создали компанию Fruit Tree, которая за последние годы успела выпустить сразу несколько обсуждаемых фильмов: «Бедные несчастные» Йоргоса Лантимоса, «Проблемная» Хулио Торреса, «Настоящая боль» и «Когда ты закончишь спасать мир» Джесси Айзенберга. Остается надеяться на то, что коллаборация с Шёнбрун — лишь начало продюсерского пути Стоун, которая и впредь продолжит продвигать необычное жанровое кино.