Уберите детей от экранов: зачем смотреть в кино «Полночь с дьяволом»

. Сатирический хоррор про кровавую мистику на телешоу вышел в прокат

Вышла рецензия на сатирический хоррор «Полночь с дьяволом»

Обновлено 06 июня 2024, 06:44
<p>Кадр из фильма &laquo;Полночь с дьяволом&raquo;</p>
Фото: AGC Studios

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»

6 июня в прокате пробьет «Полночь с дьяволом». Сатирический хоррор братьев Камерона и Колина Кернсов, стилизованный под старое ток-шоу, покорил даже самого Стивена Кинга. Сенсационный фильм не просто изобретательно осмысляет главные страхи американского общества 1970-х, но и знаменует бенефис Давида Дастмалчяна — актера, которого зритель встречал во многих проектах в ролях второго плана.

Кинокритик Мария Ракитина раскопала секрет успеха ретроспективной «Полночи с дьяволом».

С 1971 года ведущий вечернего ток-шоу «Ночные совы» Джек Делрой (Давид Дастмалчян) борется за внимание телезрителей с Джонни Карсоном. И хотя тоже купается в лучах славы, раздавая интервью, где рассказывает о безоблачном браке с театральной актрисой Мэделин (Джорджина Хэйг), отсутствие лидерства в рейтинге телешоу стимулирует его выдумывать все более беспринципные идеи для эфиров. А еще Делрой проводит много времени в «Богемском клубе» для политиков и знаменитостей. Ходят слухи, что на тайных церемониях в лесной чаще проходят оргии и сатанинские ритуалы, создаются и разрушаются карьеры.

После головокружительного взлета на телевидении для Делроя наступают темные времена: обойти Карсона так и не удается, популярность «Ночных сов» стремительно падает, а любимая Мэделин умирает от рака легких, хотя даже никогда не курила табак. Джек пропадает с экранов, но возвращается осенью 1977-го с хэллоуинским спецвыпуском. Среди гостей эпизода значатся: медиум Кристу (Файссал Баззи), скептик-иллюзионист Кармайкл Хейг (Иэн Блисс), парапсихолог Джун Росс-Митчелл (Лора Гордон) и 13-летняя Лилли (Ингрид Торелли), предположительно, одержимая демоном. Делрой верит, что мистический эпизод «Ночных сов» войдет в историю. Вот только цена славы окажется кровавой.

Хоррор «Полночь с дьяволом» (Late Night with the Devil) с прошлогоднего фестиваля SXSW — дело рук братьев Камерона и Колина Кернсов. Они не первые австралийцы, которые приходятся друг другу кровными родственниками и вместе создают успешные фильмы ужасов. В 2023-м при содействии студии A24 близнецы Дэнни и Майкл Филиппу выпустили в прокат шокирующий хоррор «Два, три, демон, приди!» (Talk to Me). Фильм, говорящий о наркозависимости подростков через метафору спиритизма, может похвастаться 95-процентной «свежестью» на Rotten Tomatoes.

В отличие от дебютантов Филиппу матерых братьев Кернс не привлекают социальные проблемы и «возвышенные» ужасы. Их манит жестокая в своей изобретательности сатира на классику жанра и кассовые хиты. В «100 кровавых акрах» Кернсы злобно потешались над слешерами про ад каннибалов в захолустье («Техасская резня бензопилой», «Поворот не туда»), а в сплэттере «Пугающая кампания» оригинально эксплуатировали «Пилу».

При всей любви братьев-режиссеров к диким историям прославиться за пределами Австралии им удалось именно благодаря «Полночи с дьяволом». На массовый интерес к демоническому мокьюментари отчасти повлиял Стивен Кинг, которому Кернс заблаговременно отправили скринер. Король ужасов заявил, что «не мог отвести от хоррора глаз» и как минимум пробудил любопытство у своих многочисленных фанатов. За цифровую дистрибуцию фильма как будто неслучайно отвечала платформа Shudder, благоволящая к ужасам жанра paranormal.

«Полночь с дьяволом» приглашает засвидетельствовать контакт со сверхъестественным в прямом эфире и решить для себя, верить ли в мистику. На хоррор в жанре «найденных пленок», популяризированном «Ведьмой из Блэр», братьев Кернс прежде всего вдохновили австралийское «Шоу Дона Лейна» и одержимость оккультизмом в США 1970-х. Режиссеры удачно совместили интервью с исследователями паранормального на ТВ с событиями, предшествующими «сатанинской панике» 1980-х.

Зафиксированную на записи хэллоуинского спецвыпуска «чертовщину» российский зритель наверняка воспримет как гротескный союз «Вечернего Урганта» с «Битвой экстрасенсов», который вызывает разве что нервный смех.

Во время злополучного эфира медиум Кристу корчится в муках и извергает потоки черной рвоты, соведущий Гас под гипнозом радикально избавляется от пожирающих его червей, а одержимая Лилли чудовищно меняется в лице, когда на связь выходит демон. Эти и другие «пугалки», подсмотренные в хоррорах 1970-х, скорее вызывают эффект дежавю, чем нагоняют страху. От ностальгического ощущения, что на экране оживает жутко старомодная магия «Баек из склепа» (1972) и «Изгоняющего дьявола», не удастся отделаться до «приземленного» финала.

Полное погружение в таинственную атмосферу шоу гарантируют: обращение Делроя и его гостей к аудитории; баланс между сценами прямого эфира и закулисья, как бы записанными на VHS-пленку. Заторможенное повествование вводит зрителя в транс и порционно скармливает тому разного рода паранормальщину, которую затем разоблачает самовлюбленный скептик Кармайкл. Тем не менее одни только закулисные диалоги намекают, что надо готовиться к худшему. Одержимость дьяволом — это вам не шутки.

В «Полночи с дьяволом» кровь стынет не от заигрывания с популярными в прошлом веке образами демонических детей («Ребенок Розмари», «Изгоняющий дьявола», «Омен»), а от вовлечения в исторический контекст.

Уже в открывающей сцене документальная хроника метко характеризует наступившее для Штатов время смуты, недоверия, страха и насилия. На смену беспощадным зверствам секты Чарльза Мэнсона приходят серийные убийства Теда Банди, а увлечение сатанизмом набирает обороты. На фоне войны во Вьетнаме и «уотергейтского скандала» американский народ окончательно теряет доверие к правительству. Вера в экстрасенсов и необъяснимое становится своего рода утешением, а разочарование в политиках порождает новые конспирологические теории.

«Полночь с дьяволом» талантливо миксует сатиру на телешоу с «мистикой» 1970-х. Мелькает известный особняк с привидениями в Амитивилле, где Рональд Джозеф Дефео-младший убил свою семью. Непоколебимая парапсихолог Джун до боли напоминает Лоррейн Уоррен, которая вместе с мужем Эдом «расследовала» паранормальные случаи и часто появлялась на ток-шоу (о чем рассказывает франшиза «Заклятие»). В действительности супругов-экзорцистов не раз уличали в мошенничестве.

Культ последователей демона Абраксаса в кино неизбежно ассоциируется с «Церковью Сатаны», а у загадочного «Богемского клуба» и вовсе имеется реальный прототип. Девочка Лилли, от чьей улыбки бросает в дрожь, — собирательный образ Риган МакНил из «Изгоняющего дьявола» и Мишель Смит, которая в детстве якобы пережила ритуальное насилие в сатанинской секте, о чем написана книга «Мишель вспоминает».

Невзирая на высокую концентрацию неординарных персонажей в одном кадре все внимание крадет Давид Дастмалчян. Он постепенно раскрывает червоточину беспринципного ведущего, который в погоне за рейтингами приглашает на шоу умирающую жену, а позже собирается взять интервью у демона.

Король эпизода Дастмалчян («Пленницы» Вильнёва, «Отряд самоубийц: Миссия навылет», «Оппенгеймер») наконец примеряет главную роль и справляется с ней блестяще, заставляя нас одновременно презирать Делроя и сочувствовать горю.

Благодаря зловещей харизме Дастмалчяна «Полночь с дьяволом» в конечном счете превращается в обаятельно-пугающую байку о контракте с Сатаной, метафорическом или реальном — выбирать зрителю. В любом случае братья Кернс сняли отличный развлекательный хоррор, который врезается в память и радует ценителей жанра.

Поделиться
Авторы
Теги