«Шепоты мертвого дома»: обзор хоррора с киборгом из «Терминатора 2»
. И еще три фильма об ужасных отношениях в семьеКинокритик Егор Москвитин рассказал о лучших хоррорах про семьи
В российском прокате «Шепоты мертвого дома» — удивительный фильм, сумевший скрестить великий американский роман и современный психотерапевтический хоррор.
Кинокритик Егор Москвитин, амбассадор фильма в России, рассказывает, почему это удачный жанровый продукт и рекомендует похожие по тематике хорроры для самостоятельного просмотра.
Начать этот текст стоит с предупреждения о конфликте интересов — и с первого случая употребления местоимения «я» за ровно 20 лет кинокритических злодеяний. Автор этой рецензии — инициатор показов «Шепотов мертвого дома» в России и поэтому будет предвзят даже тогда, когда будет думать, что не предвзят.
В 2021-м году я пытался показать этот неординарный фильм на первом фестивале «Хоррор Фест» в Москве, но тогда он был нам не по карману. Зато в 2022 году его удалось включить в экспериментальную секцию «Дикие ночи» на ММКФ — даже несмотря на его американское происхождение и всеобщую уверенность, что фестиваль превратится в выставку достижений китайского и иранского кинематографа. И вот в 2023 году «Шепоты мертвого дома» наконец-то пришли в российский прокат благодаря компании «Пионер».
Между знакомством с фильмом и его выходом прошло 22 месяца. Ровно столько длится беременность у слонов. Попробуйте спросить слониху с послеродовой депрессией, чем ей не нравится ее новорожденный слоненок. Вот и эта рецензия вряд ли будет бесстрастной. Но из нее вы узнаете, что сегодня происходит с жанром хоррора и почему он превращается в работающий механизм психотерапии.
О чем фильм
«Шепоты мертвого дома» — плоть от плоти сумрачной готики американского Юга. Фильм вырос из ржавой земли, отравленной злом и суевериями, яростным ресентиментом и чувством вины — но прежде всего чернилами писателей, увидевших в этих краях нечто такое, что наполняет сердца тьмой, а глаза кровью. В числе этих прозорливых авторов — Говард Лавкрафт и Эдгар Аллан По, Уильям Фолкнер (предыдущей хоррор-экранизацией которого, кстати, был «Груз-200») и Стивен Кинг, Энн Райс и Клайв Баркер.
Что-то таинственное вслед за ними однажды ночью видит и главный антигерой «Шепотов мертвого дома» — деспотичный фермер-патриарх Джосайя Грэм (великий Роберт Патрик из «Терминатора-2»), отчего фильм и получил в глубинной Америке название What Josiah Saw. Голоса в голове безумного фермера требуют, чтобы Джосайя собрал в семейном гнезде всех своих детей. Старшие — Мэри (Келли Гарнер) и Илай (Ник Стал, этот уже из «Терминатора-3») — сбежали из проклятого дома много лет назад. Младший и самый слабый Томас (потрясающий, бессовестно недооцененный актер Скотт Хэйз), не смог — и до сих пор, будучи взрослым мужчиной, терпит издевательства своего ветхозаветного отца.
Впрочем, и у покалеченных в детстве Илая и Мэри жизнь не сложилась. Он превратился в трейлерное отребье с судимостью по скользкой статье, пристрастием к белому порошку и долгами перед бандитами. А она стала постоянным клиентом психиатров, фотографом с мрачнейшими работами и женой-домохозяйкой в красивом, но таком же холодном, как и в детстве, доме.
Кроме голосов в голове Джосайи, героев хотят собрать вместе представители таинственной корпорации c красноречивым названием Devlin. Ту якобы интересуют месторождения нефти под домом на Уиллоу-роуд, так что адвокаты дьявола предлагают наследникам Джосайи сделку. Но может статься и так, что вместо нефти в недрах этой грешной земли таится что-то еще более черное. Неспроста ведь набожная мама Томаса, Мэри и Илая повесилась на дереве перед домом, когда те были детьми.
Как он сделан
Зрителей, не знакомых с концепцией современного хоррора, «Шепоты мертвого дома» — это нужно признать — могут разочаровать. Напряжение растет очень медленно, приступов страха раз в десять минут фильм не вызывает, а неутихающая музыка, которой он маскирует свою нерасторопность, порой раздражает. Для таких специфических ужастиков давно изобретено определение slow burner. Зрителя они жарят на медленном огне, делая ставку не на призраков и монстров, а на сопереживание героям, в жизни которых творится подлинный ужас. И в последние полчаса фильма, когда братья и сестра наконец встречаются лицом к лицу со своим прошлым, этого ужаса становится чересчур много.
«Шепоты мертвого дома» — страшная притча о том, как травмы прошлого отравляют всю жизнь. О том, как считаные минуты, часы и дни из детства проклинают на десятилетия вперед. И о ловушках памяти, которая стирает болезненные воспоминания, но оставляет на их месте еще более тревожную густую и черную пустоту. Все самое страшное в фильме творится не в кадре, а в воображении зрителя. И это воображение, чтобы защититься от реальных кошмаров, на которые намекает фильм (сексуализированное насилие, суицид, абьюз в отношении детей, возможное кровосмешение, ментальные расстройства), начинает цепляться за любые намеки на сверхъестественное. Зрителю попросту комфортнее верить, что фильм — не реалистичный психологический триллер, а все же мистический хоррор. Ухватиться за версию про нацистское золото, цыганские проклятья, дьявола в белой мантии, пропитанную злом землю Уиллоу-Роуд и шепот ангелов здесь легче, чем представить, как именно Джосайя Грэм истязал своих детей и жену.
Чтобы добиться такого сострадания, фильм очень долго знакомит зрителя с героями — и полагается в этом на литературные приемы. «Шепоты мертвого дома» часто сравнивают с мини-сериалом Майкла Флэнагана «Призраки дома на холме» — другим образцовым слоубернером о том, что нет монстра кровожаднее, чем травма, и призрака страшнее, чем прошлое. Но на самом деле фильм Винсента Грэшоу воспроизводит формулу «Шума и ярости» Фолкнера. В великом американском романе было три рассказчика — братья, переживающие падение своего дома. Герои открывались читателю по очереди, а первым брал слово психически нездоровый Бенджи.
«Шепоты мертвого дома» тоже начинаются с главы про Томаса — единственного сына, который решил остаться с отцом. И удивительный актер Скотт Хэйз, которому уже приходилось играть в экранизациях южной готики Фолкнера и Кормака Маккарти, исполняет свою сложную партию с явной оглядкой на Энтони Перкинса из «Психо». Его сходящий с ума герой вселяет сперва чувство вины, а затем ужас.
Вторая — непропорционально большая — глава посвящена старшему брату Илаю, которому хватило сил сбежать из дома, но не начать новую жизнь. Эта часть фильма — с налетом на цыганский табор, поиском пропавшей девятилетней девочки, бандитами и шерифами — отчаянно похожа на «Настоящий детектив». И воспринимается либо как неуместная и беспомощная пародия, либо как первоклассный южный нуар. Чаще, к счастью, второе.
Последняя глава фильма — о том, как от ужасов детства пыталась сбежать сестра Мэри. Ее попытка сперва кажется самой успешной: из пустынного Техаса девушка перебралась в уютную Оклахому; из гниющей желтой усадьбы — в богатый дом с синими стенами. Но на пустом холодильнике вмятина от удара кулаком; на фотографиях, которые проявляет в залитой красным светом лаборатории Мэри, безликие призраки, а психиатр никак не позволит женщине и ее мужу завести приемного ребенка. Эта глава — самая правдоподобная и болезненная из всех.
Кошмарный финал, который за ней следует (встреча сиблингов в поместье отца), оказывается не только жесткой кульминацией, но и мягкой развязкой. Потому что жизнь Мэри и жизнь с Мэри страшнее, чем любые шепоты мертвого дома.
И что еще посмотреть
«Пустошь тьмы и зла»
Хорроров об отношениях сиблингов в Америке отчего-то стало так много, что их впору выделять в отдельный поджанр. В «Пустоши тьмы и зла» сюжет «Шепотов мертвого дома» воспроизводится чуть ли не дословно — и это при том, что фильмы показывали в одно и то же время на одних и тех же фестивалях. Брат и сестра возвращаются на ферму родителей, чтобы проститься с больным отцом — но вместо этого вытаскивают из петли безумную мать. А у дома из досок и гвоздей, где когда-то прошло детство героев, обнаруживается новый, настоящий хозяин — сверхъестественное зло. «Пустошь тьма и злы» не так близка к Фолкнеру и далека от психотерапии, но зато это настоящий хоррор, следующий заповедям жанра.
«Мое сердце не будет биться, пока ты не прикажешь»
Другая южная история о двух братьях и сестре — душераздирающий пост-хоррор «Мое сердце не будет биться, пока ты не прикажешь». Младший брат вновь нездоров — но в этот раз он вампир, оставшийся вечным ребенком и требующий человеческих жертвоприношений. Кормом для несчастного монстра становятся бродяги и секс-работницы. Но его главные жертвы — старшие сестра и брат. Сестру с синдромом спасителя эти созависимые отношения, впрочем, устраивают. Но средний брат разрывается между чувством долга и жаждой устроить собственную жизнь. А настоящий кошмар начинается, когда вампир — по сути, ребенок с особенностями развития — начинает тянуться к детям, которые играют за окном его дома. Ему нельзя наружу. Им — нельзя внутрь.
«Тропа смерти»
А в полулюбительском, но страшно обаятельном хорроре «Тропа смерти» есть только два брата. Его сняли за копейки лучшие друзья Кевин Игнатиус и Ник Псинакис, которые здесь и продюсеры, и сценаристы, а Кевин — еще и композитор. Главные герои — подростки, пытающиеся сбежать от жестокого отца и найти мать. То, что мама состоит в секте, их не пугает — жизнь с ней в любом случае будет спокойнее ежедневного ада с отцом. Но сепарироваться от родителей невозможно наполовину — так что взросление героев будет мучительным и страшным. Фильм наивно написан и неумело сыгран, но в нем подкупают две вещи. Первое — это странствие подростков по американским лесам и железнодорожным путям, как в священной книге Стивена Кинга «Останься со мной». А второе — та несвойственная мальчишкам хрупкая нежность, с которой братья защищают друг друга и от родителей, и от монстров.
Как и почему такое кино пришло на смену «Ценностям семейки Аддамс» — тема для отдельной статьи. Не про кино.