Вышла «Антология русского хоррора» — сериал по рассказам Пушкина и Грина

. Проект создавали продюсеры из России, Европы и Канады

Кинокритик Тимур Алиев раскрыл сюжет сериала «Антология русского хоррора»

Обновлено 24 февраля 2023, 15:05
<p>Кадр из сериала &laquo;Антология русского хоррора: Красный состав&raquo;</p>
Фото: More.tv

Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

На more.tv и «Кинопоиске» состоялась премьера анимационного альманаха «Антология русского хоррора: Красный состав». Это сборник короткометражной анимации, выполненной в разных техниках. В основе каждой из шести историй — не слишком широко известные произведения русских писателей от Пушкина до Быкова (Минюст признал его иностранным агентом). Кинокритик и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирается, каким получился сборник анимации от режиссеров из разных стран мира.

«Антология русского хоррора: Красный состав» — международный проект, создание которого продолжалось длительное время. Режиссеры и продюсеры из Европы, Америки и России не остановили сотрудничество и после 24 февраля. Разработкой концепта занимались канадская студия Lakeside Animation и российская компания Metrafilms Артема Васильева (среди проектов — «Общага» Романа Васьянова, «Джетлаг» Михаила Идова, «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова).

Обложка видео
More tv / YouTube

Трейлер сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

Кураторами выступили Алексей Климов (один из авторов российско-японского аниме «Первый отряд» о пионерах-героях, которые бьются с фашистами в 1942-м) и Юрий Степанов (один из продюсеров фильма «Дело» Алексея Германа мл.). Поддержали и выпустили необычную для российского цифрового рынка аудиовизуальную продукцию «НМГ Студия» и платформа more.tv.

Как устроен альманах

В основе каждой короткой истории — литературное произведение русских авторов. Среди них есть классики прозы (Алексей Толстой, Александр Пушкин, Александр Грин) и поэты (Василий Жуковский), аА также современные писатели — Дмитрий Быков и Дмитрий Тихонов. Общий тон альманаха довольно мрачный, если не сказать беспросветный.

Однако до конца погрузиться в вечную тьму не получится — формат короткого метра позволяет комбинировать пессимистичную атмосферу, необычную рисовку и толику надежды практически в каждом мультфильме. Интернациональная команда сценаристов и режиссеров по-своему подошла к переносу первоисточников на экран. Это относится и к технике анимации, и к стилю повествования. Разве что любовь к жанру хоррора в разных его вариациях — своего рода точка притяжения всех членов команды.

Как устроены короткометражки (без спойлеров)

«Дочь крысолова» — черно-белая мистика в антураже Петрограда 1920-х, экранизация рассказа «Крысолов» Александра Грина. По-особенному серый город переживает постреволюционное обустройство — голод, передел власти, адаптация к новому порядку.

Главная героиня — дочь городского крысолова Нина, которая знакомится с харизматичным революционером Антоном. Во время стычки с солдатами им удается спрятаться в полуразрушенной усадьбе, хранящей остатки роскоши капитализма. Люди разных социальных слоев и убеждений оказываются перед лицом глобальной угрозы — сборища оккультистов, которые вызывают таинственного Избавителя, существо невиданной силы.

Авторы, Джим Брайсон и Адам Джеффкоут, прежде работали над детским мультфильмом «Нико и Меч света» для Amazon. В «Дочери крысолова» они в целом следуют первоисточнику (разве что опустив заболевание тифом и телефонные перипетии главных героев). Черно-белое полотно, выделяющее красный цвет из всей палитры — в виде крови и повязок солдат Красной армии, — существует где-то между вселенными «Броненосца Потемкина» (с красным флагом, развевающимся на ветру) и «Города грехов». Брайсон и Джеффкоут удачно используют фактуру Петрограда, демонстрируя, что новое, пришедшее на смену старому, выглядит не так радужно, как мечталось рядовому горе-революционеру.

«Семья вурдалака» — сказка о встрече с нечистой силой в лице оборотня и его прихвостней по мотивам произведения Алексея Толстого. Зритель переносится в Сербию 1770-х — времена, когда религиозные институты и вера в сверхъестественное сосуществовали в условной нормальности. Маркиз д'Юрфе едет из Сербии в Венгрию, он важная дипломатическая шишка, которая должна толкнуть пафосную речь на торжественном приеме. Из-за сильной пурги ему приходится остаться на ночь в доме у семьи крестьян, которая готовится встретить вурдалака.

Режиссировал здесь Сэмюэл Чоу, работавший ранее с документальной анимацией в проекте «Преступность». Рисовка утрированно тривиальная, как и сам мультфильм: типичный рыцарь на белом коне в антураже готического мрака. Он не верит в тьму, а она в него — более чем. Автор пытается добавить в ужастик юмор и романтику — чего только стоит мимолетный роман маркиза с сестрой хмурого крестьянина. Любовь на краю гибели — это и смешно, и смертельно опасно. Осознание реальности зла, которое уничтожает все вокруг, наступает не сразу. Впрочем, это не убавляет у д'Юрфе жизнерадостности по окончании злоключений.

Для тех, кому интересна тема социального расслоения, в альманахе есть «Можарово» — антиутопия о мире за Стеной. История основана на одноименном рассказе Дмитрия Быкова. Тезис о том, что Москва не Россия, обретает буквальное выражение: столица живет припеваючи, чего не скажешь о провинции — ее жители от города отделены Стеной.

Что за ней — никто не знает. Будто и жизни никакой нет, сплошная безнадега. Спасти провинциалов призывают богатые мира сего, вкладывая деньги в программу «Поезд помощи». Журналистка Алиса Ганина с активной гражданской позицией и профессиональным чутьем считает, что все это подстава. На поезде доставляется не только гуманитарный груз, но и что-то еще. Осталось выяснить, что именно.

Режиссеры Алексей Климов и Мэттью Лайон (он же сценарист анимационной полнометражки о глобальном потеплении «Стражи Арктики») нагнетают саспенс в лучших традициях жанра, начиная от мелочей (хмурый и молчаливый бармен поезда; машинист, явно скрывающий ото всех страшную тайну) и заканчивая натуральным ужасом (жуткие видения Ганиной; расчленение животных). Здесь применяется сложная техника анимации — ротоскопирование (покадровая перерисовка реальных актеров и декораций; такую технику в анимации «Аполлон-10½: Приключение космического века» использовал Ричард Линклейтер). Увиденное легко принять на веру и тем более испугаться, наблюдая за тем, как группа людей движется в подобие ада.

В футуристический мир будущего приглашает «Лесной царь» — экранизация стихотворения Василия Жуковского, пересказывающего одноименную балладу Гете. Это вселенная, в которой люди живут под гнетом диктатуры социального рейтинга (сегодня, кстати, такая система работает в отдельных районах Китая): ты и твои права и возможности зависят от количества заработанных баллов.

Отец с сыном Алешей тщательно избегают цифровизации и живут на пределе допустимых кредитов. Но подростка привлекает погружение в цифровую реальность с помощью VR-очков. Темная сторона игры, которая активировалась при подключении мальчика, — превращение человека в NPC (неигрового персонажа, чья душа попадет в даркнет, если пользователь проиграет). Режиссер Любомир Арсов явно вдохновлялся миром «Черного зеркала» для своей адаптации классического произведения. Люди без души и сострадания, подобные роботам, — иллюстрация потенциальной угрозы метавселенной и увлекательная дисгармония: реальный мир в мультфильме двухмерный, тогда как VR-игра выполнена в 3D.

В совсем другое будущее погружает «Князь», экранизация рассказа фантаста и сценариста видеоигр Дмитрия Тихонова «Беспросветные», чуть выбивающаяся из общей атмосферы альманаха. Новое Средневековье, возникшее в середине XXI века. Войны и катастрофы привели человечество на край гибели, выжившие объединяются в банды и грабят друг друга, а еще защищаются от мутантов — похожих на людей язычников, поклоняющихся новым богам.

Бандиты предстают в одеждах древнерусских богатырей, вооруженные автоматами и разъезжающие по пустыне на самодельных автомобилях. Тот случай, когда постапокалиптический морок франшизы «Безумный Макс» накладывается на русскую ментальность. Режиссеры Алексей Климов и Хирофуми Накада («Князь» — его дебют) пытаются компенсировать довольно очевидный референс симбиозом драйва и ярких красок. Бандиты-русичи и язычники-мутанты, правда, выглядят не лучшим образом — черно-белое противостояние плоских героев и злодеев, рисовка будто в режиме «нужно вчера», схематические наброски к игровой экранизации. Даже романтическая линия между молодым шофером и харизматичной мутанткой обрывается на самом интересном месте.

Крайне изобретательная короткометражка альманаха — «Гробовщик», парафраз Тиму Бертону на фундаменте повести Ивана Белкина (он же Александр Пушкин). Мрачный эпик о ритуальном бизнесе, отношении к окружающим людям и, что самое важное, к труду и жизни в целом. Стилистика стоп-моушен-анимации с куклами и бумажными фигурками (в такой технике выполнен, например, «Пиноккио» Гильермо дель Торо) и отсутствие компьютерной графики очаровывают не меньше, чем ротоскопия.

Главный герой, молодой Адриан, женится на дочери гробовщика и наследует его бизнес. Адриан втягивается в процесс и начинает получать не только истинное удовольствие от оказания ритуальных услуг, но и агитировать всю семью (двух дочерей-близняшек) подключиться к этому делу. «Гробовщик» как будто подводит итог альманаху, размышляя о ценности жизни, церемониальности смерти и хрупкости бытия. Молодой режиссер Сергей Кибус балансирует между трагедией и комедией, как и оригинальный рассказ. Короткометражка не только предлагает пуститься во все тяжкие томной философии, но и осторожно иронизирует над персонажами и ситуацией, в которой они оказались (насколько сегодня можно шутить над смертью — вопрос риторический). «Все мы когда-нибудь умрем», — подводит итог Адриан, и сомневаться в этом не приходится.

Вердикт

«Антология русского хоррора: Красный состав» — любопытный альманах, который пытается заглянуть в прошлое и пофантазировать о вариантах будущего. С точки зрения замысла это смело и нетривиально, пусть и далеко не все анимационные «коротыши» удерживают планку качества. То исполнение подводит, то предсказуемость сюжета.

С другой стороны, примеры отечественного хоррора в нише полнометражных работ — и смех, и грех. Бесконечные повторения зарубежных ужасов и неспособность по-настоящему талантливо интерпретировать русские народные сказки, перекладывая их на хоррор-рельсы, — свидетельство творческой нищеты и профнепригодности отечественных хоррор-мейкеров. На этом фоне «Антология русского хоррора: Красный состав», сделанная режиссерами из разных стран мира, — робкая и неровная, но смелая и достойная попытка представить разные грани ужаса (в) России.

Поделиться
Авторы
Теги