Пять лучших фильмов фестиваля короткометражек «Короче»

. Комедия о вреде цензуры и мультфильм-ответ «Интерстеллару»
Обновлено 23 августа 2022, 16:49
Кадр из фильма «Унесенный в звездную глубину»
Фото: Пресс-служба

Кадр из фильма «Унесенный в звездную глубину»

Автор Telegram-канала Shamporova Юлия Шампорова рассказывает для РБК Life, как прошел главный фестиваль короткометражного кино «Короче» в Калининграде и какие фильмы там победили.

Фестиваль «Короче» в этом году отметил юбилей и шагнул в новую эпоху. В смотр пришли перемены: появилась «баерская» программа, где онлайн-платформам предложили оценить короткие метры со звездными исполнителями (среди них — Юра Борисов, Юлия Пересильд, Юрий Стоянов, Светлана Немоляева и многие другие). Учредили первую творческую лабораторию, которая прошла до открытия: несколько дней студенты-кинематографисты из разных регионов снимали одноминутные фильмы, из которых выбирали победителей.

На церемонии открытия фестиваля Игорь Толстунов и Сергей Сельянов объявили, что складывают полномочия президентов «Короче» после десяти лет работы. Со следующего года у фестиваля появятся попечительский совет, который возглавит Федор Бондарчук, а также секция дебютных полнометражных фильмов, за которую будет отвечать Ситора Алиева.

«Короче» выходит из разряда смотров короткого метра и будет искать свою нишу, чтобы совместить короткий и дебютный игровой полный метр, что повлияет и на длительность фестиваля, и на его формат проведения в будущем.

Отличных картин, показанных в конкурсе и оставшихся без призов, было очень много, ведь, как сказал Жора Крыжовников, который в этом году входил в состав жюри, «очень обидно, что призов меньше, чем хороших фильмов».

«Веселый понедельник»

Режиссер Софья Райзман

Актриса и режиссер Софья Райзман почти год назад получила на «Кинотавре» диплом жюри короткой программы за фильм «Герой» с формулировкой «За точность и чистоту». «Герой» — своего рода костюмированный анекдот о «Мальбруке», который отправился в поход, но не доехал до нужного места (дуэли). Софья — успешная актриса, снялась в 16 фильмах, окончила актерскую мастерскую Леонида Хейфеца на режиссерском факультете ГИТИСа, а также режиссерскую мастерскую Алексея Попогребского и Павла Бардина в МШК. Фильм «Веселый понедельник» стал второй режиссерской работой Райзман.

Как и в случае с первым фильмом режиссера, «Веселый понедельник» — это комедия, но с очень горьким привкусом. Главные герои, пара Маша и Илья, живут скромно в дальнем Подмосковье и тратят на дорогу в столицу чуть ли не полдня. Они решают провести выходной (понедельник) в одном из столичных торговых центров и случайно обнаруживают себя в очень дорогом бутике, примеряющими очень дорогие вещи, просто чтобы доказать продавщице свою значимость. Из бутика они уходят не с пустыми руками, и это влияет на всю их последующую жизнь, ведь на носу — очередная выплата по ипотеке. Главный референс этой истории — пожалуй, «Шинель» Николая Гоголя, осмысленная на современный манер с участием людей, с которыми мы с вами живем бок о бок (а может, это и есть мы сами).

«Слезы капали в Фо-Бо»

Режиссер Сергей Филатов

Если бы у фестиваля был приз зрительских симпатий, то он точно достался бы этому фильму. О нем постоянно говорили в кулуарах калининградского кинотеатра «Заря», где проходил смотр работ. Возможно, это связано с тем, что этот фильм — комедия о неудачливой актрисе, которую увольняют из театра за то, что она высказала режиссеру все, что она о нем думает, после очередного распределения ролей в спектакле. Устроившись в кол-центр, она случайно звонит бандиту, который как раз в это время собирается «выпиливаться» из-за несчастной любви. Тот посвящает ее в «расклады» блатного мира, а она, как может, старается вдохновить его на то, чтобы завоевать понравившуюся девушку, вместо того чтобы спешить на тот свет.

«Слезы капали в Фо-Бо» — это буффонада с неизменной оперной арией, сопровождающей конец каждой части картины, абсурдистскими диалогами и отрезанными частями тела. Но при этом фильм — это знакомая всем трагедия человека талантливого, но не способного отыскать возможность реализовать себя.

«Как с Максимом х (пип) ня случилась»

Режиссер Виталий Дудник

Молодой режиссер Максим хочет снять кино о людях, подвергшихся репрессиям из-за своего участия в оппозиционных митингах, однако продюсер, к которому он в очередной раз приходит со своим сценарием и презентацией, готов взяться за работу при том условии, что Макс перепишет сценарий в историю про двух бравых полицейских, которые помогают друг другу и митингующим.

Когда герой фильма соглашается на «сделку с дьяволом», то в его жизни начинают происходить кардинальные изменения. Цензура буквально врастает в организм героя (например, вместо матерных слов он слышит «пип», как в кино). В фильме играет Константин Хабенский: его персонаж (практически камео актера) говорит молодому режиссеру, что тот испортил свою историю. «Люди должны иметь право свободно выражать свою точку зрения, и никто не вправе их за это сажать», — отрезает он. Одержимость цензурой оставляет героя только тогда, когда он принимает единственно верное решение…

Дудник — актер, пересевший в кресло режиссера, отучившись на режиссерском факультете Школы кино и телевидения «Индустрия». Его работа — смелое, оригинальное и острое авторское высказывание, которым завершился первый день просмотров фестиваля.

«Красная Заря»

Режиссер Евгений Добророднов

Бывшая девушка героя звонит ему из другого города и просит найти ее нового парня: он уехал на рыбалку и вот уже несколько дней не выходит на связь. Поиски приводят к ультранасилию в антураже беспросветной российской глубинки: в ход идут ножи, молотки, гранаты и все, чем можно убить или покалечить. Из этих схваток, по сути, и состоит фильм.

«Красная Заря» оказалась в фаворитах у режиссера Жоры Крыжовникова — он лично вручил ему диплом. Мнения зрителей разделились: кто-то восхищался и сравнивал фильм с «Техасской резней бензопилой», а кто-то говорил об эксплуатации насилия ради насилия и отсутствии внятной истории в картине. Для выпускника мастерской игрового кино Владимира Меньшова, Владимира Тумаева, Наталии Рязанцевой на ВКСР Евгения Добророднова фильм «Красная Заря» стал дипломным проектом.

«Унесенный в звездную глубину»

Режиссер Сергей Афиногентов

История об одиноком молодом космонавте, которого после аварии космического корабля «Грузовой-один» на орбите Земли уносит все дальше в космос. Он видит необычные явления, которые недоступны человеческому глазу.

Автор называет свой анимационный фильм российским ответом «Интерстеллару». Афиногентову всего 20 лет, и всю работу по производству проекта — от рисунка до финального сведения — он сделал сам. Он попросил помощи лишь единожды — когда потребовалось закадровое озвучание. Режиссер еще в школе начал заниматься анимацией, увлечение плавно перешло из хобби в основное занятие — 3D-моделирование и анимацию. Над дебютом, который сразу же попал на фестиваль «Короче», Афиногентов работал семь месяцев. Также в этом году по мотивам мультфильма он написал одноименную книгу.

Поделиться
Авторы
Теги