Пять главных сериалов фестиваля «Пилот», которые стоит ждать

. Кузнецов и Шмыкова, секс и наркотики, РПЦ и Русский Север
Обновлено 25 июля 2022, 14:32
Кадр из сериала «Приход»
Фото: Пресс-служба

Кадр из сериала «Приход»

С 15 по 17 июля в Иваново проходил четвертый по счету фестиваль телесериалов «Пилот». Один из главных сериальных смотров страны посетил кинокритик и автор Telegram-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев. Посмотрев 21 конкурсный пилот, он рекомендует пять неординарных проектов, которые могут увидеть свет в ближайшем будущем. Но могут и не увидеть: далеко не все пилоты, представленные в Иваново, становятся полноценными сезонами и обретают «дом» в виде стриминга или телеканала.

« 22:22»

Кто снял: 1-2-3 Production

Где смотреть: Premier

Награда: диплом «Открытие Пилота» (Баястан Колдошалы)

«Русский киргиз» Мика (молодой дебютант Баястан Колдошалы) просыпается ранним утром. Рядом открывает глаза любимая девушка, которая обнаруживает страшное: ребята опаздывают на презентацию — вопрос жизни, смерти и дальнейшей карьеры. На другом континенте их презентацию анимационного проекта ждут британские инвесторы/продюсеры. Все идет наперекосяк в этой стрессовой ситуации, но в результате проект представлен. Однако неожиданный звонок на телефон Мики буквально перекрывает любые другие новости: его мама умерла. Через минуту парень вновь открывает глаза, но чувствует подвох: девушка говорит те же фразы, внизу те же электрики копаются в щитке…

«22:22» — условная сентенция «Дня сурка», «Граней будущего» и «Эффекта бабочки». Мика застрял во временной петле, однако помнит события каждого предыдущего дня. Но, несмотря на то, что каждый раз герой делает все иначе, конечный итог прошедших суток приносит лишь разочарование и боль. Режиссер — Эрадж Нидоев, уроженец Таджикистана и выпускник курса «Шоураннер» Валерия Федоровича и Евгения Никишова, запущенного в Московской школе кино. Программный директор «Пилота» Егор Москвитин, представляя проект на фестивале, шутил, что ведет в МШК предмет под названием «Какой бы еще зарубежный контент выдать за свой», и в данном контексте юмор находит прямое отражение в реальности.

При этом пилот Нидоева — один из немногих российских проектов, где парень из Бишкека не метет двор, а свободно владеет разговорным английским и профессией, к которой долго шел. Это и слом стереотипного мышления, и возможность дать голос малознакомой ментальности. Россия — многонациональное государство, но широкий спектр ролей в фильмах и сериалах, как правило, недоступен представителям малых народов. Им предлагают играть прохожих, мигрантов, дворников да таксистов — эти роли в основном даже не содержат реплик. Наконец, «22:22» есть крепко сбитый жанровый микс без провисаний, пилот сериала четко выполняет свою задачу — оставляет задел на будущее (интригу с любовницей, например), отсюда и желание смотреть дальше, и ожидание раскрытия героя с разных сторон.

«Химера»

Кто снял: «Среда»

Где смотреть: ivi

Награда: диплом «Лучшая операторская работа» (Батыр Моргачев)

Новый проект Душана Глигорова («Хрустальный», «Технарь») возвращает нас в недалекое прошлое. В 2012-м в Санкт-Петербурге полным ходом идет борьба с наркотиками, правда, не совсем понятно, кого с кем. С одной стороны, некто во тьме ночной останавливает фуру с грузом запрещенных веществ, убивает водителей и взрывает авто. С другой стороны, сотрудники наркоконтроля устраивают облаву на местный рынок, в подвалах которого снабжают мелких барыг, толкающих стаф по районам.

В пилот сериала нужно погружаться крайне внимательно. Мафиозные кланы, держащие наркотрафик страны, делят сферы влияния; одержимый местью герой Александра Кузнецова устраивает «охоту на волчат»; подросток-аутист в исполнении Эльдара Калимулина («Эпидемия», «Лучше, чем люди») встает на хрупкий карьерный путь смышленого закладчика.

В «Химере», сценарий к которой написал Олег Маловичко (главный автор в России прямо сейчас — «Метод», «Мажор», «Хрустальный», «Нулевой пациент»), идеально сошлись абсолютно разные интонации. Здесь есть и нежность родственных связей, и элементы клановой преемственности, и беспринципность криминальных элементов, и вымученная беспомощность разъяренного силовика, «потерявшего» жену и ребенка, и то, что в 2010-х окрестили чернухой, а в 2020-х превратилось в элементы социальной драмы.

Притягивает к экрану и харизма Андрея Смирнова (режиссер «Белорусского вокзала» предстает в образе одного из наркобаронов). Герои, как всегда у Маловичко, неклишированы. Это неоднозначные персонажи, каждый из которых имеет далеко не единственный мотив к действию. Если забыть о самых нелепых эпизодах секса в истории российских сериалов, продолжению «Химеры» хочется дать шанс.

«Приход»

Кто снял: «Небо»

Где смотреть: Start

Награды: лучший пилот, лучший актер (Филипп Янковский)

Поле, русское поле. А посреди него храм. Настоятель православного прихода в провинциальном Даниловом Посаде умирает от сердечного приступа прямо во время службы. Для местных жителей это серьезный удар, ведь настоятель был чудесным, светлым человеком, именно благодаря его влиянию и обаянию многие когда-то пришли к вере. У настоятеля есть сын, дьякон Петр (Андрей Шибаршин), который долгие годы воспитывался как будущий глава местного прихода. Но у Москвы другие планы: в далекую провинцию назначают нового настоятеля из центра. Им становится отец Дмитрий (Филипп Янковский), не так давно сбивший на красном «Феррари» курьера службы доставки в центре столицы.

Откуда у служителя церкви дорогая спортивная иномарка — вопрос, на который в нынешней России все знают ответ: блага мирские даны нам Господом Богом. На почве этой «злой иронии» работает режиссер Резо Гигинеишвили («Заложники», «Трезвый водитель»), ударившийся в жесткую сатиру на уклад существования русской православной церкви, местные порядки и традиции. «Приход», кстати, очень тепло встретили в Иваново, поскольку пилотный эпизод снимали в Плесе Ивановской области и на премьерный показ пришли местные жители, многие из которых снимались в массовке. Узнаваемые панорамы реки Волги, местной церкви и природных ландшафтов, часть которых команда снимала с помощью дронов, — то, чем сериал может похвастаться.

Главным двигателем «Прихода» становится Филипп Янковский. Выделяющийся своей харизмой и фактурой актер притягивает внимание с первых секунд, как только ступает на бренную землю Плеса и… курит травку на берегу Волги бок о бок с дьяконом Петром. Герой Янковского — настоящее воплощение зла, которое в пилоте еще не рискует войти в храм Божий, но предпринимает для этого некоторые шаги. На втором плане раскрываются женские персонажи — в лице Варвары Шмыковой и Александры Ребенок (соратниц Петра и Дмитрия соответственно). «Приход», судя по всему, хочет выглядеть русской вариацией «Молодого папы» Паоло Соррентино, но исключительно в сатирическом ключе. Реакция РПЦ в этом контексте особенно интересна.

«Друг на час»

Кто снял: 1-2-3 Production

Где смотреть: ТНТ

Награда: приз зрительских симпатий

Врач-педиатр Николай Сергеевич (в кадре персонажа актера Сергея Шакурова зовут исключительно по отчеству, игнорируя имя) честно и добросовестно отработал несколько десятилетий в отделении педиатрии. Пришла пора выходить на пенсию, правда, он мог бы и еще поработать, но руководство решило иначе, подыскав Сергеичу замену — более молодого и амбициозного доктора. «Опыт мой здесь никому на хрен не нужен», — выносит медицинской системе вердикт сам главный герой. Что имеет педиатр, оставляя позади работу педиатра в государственной больнице? Пенсию в 17 тыс. руб. и пустоту в душе, говоря сотруднику банка «значит, без поездок по Европе обойдемся» с хмурой улыбкой на лице.

«Друг на час» пускает в себя эту смурную реальность: на экране телевизора, который включает пенсионер, то хорошо знакомый нам Соловьев, то бесконечная вереница ток-шоу. И такой ход идет сериалу в плюс.

Годами возрастных актеров приглашали играть в кино и сериалах бабушек и дедушек. Однако в последнее десятилетие эта парадигма стала меняться: Марина Неелова и Алиса Фрейндлих появились в трагикомедии «Карп отмороженный», наглядно показавшей, что это поколение по-прежнему с «порохом в пороховницах». «Друг на час» ставит персонажа-пенсионера в центре истории, встраивая его в юмористический, абсурдный сеттинг, но не забывая о драматической линии — у Сергеича год назад умерла жена, и адаптироваться к новой, пенсионной реальности ему помогают письма супруги. С артистом Борисом Дергачевым, играющим Леху, у персонажа Сергея Шакурова возникает поразительная химия. Комедийный дуэт легкомысленного молодого человека с умудренным опытом стариком вызывает и слезы, и хохот — от неимоверного синтеза хаоса, феерии и абсурда. «Все старики после шестидесяти на одно лицо», — говорит в одном из эпизодов Леха. Хорошо, что друзей ни с кем не спутаешь (но это не точно).

«Сны Алисы»

Кто снял: 1-2-3 Production

Где смотреть: пока неизвестно

Награда: лучшая актриса (Василина Юсковец)

В небольшом городе в Архангельской области живет обычная девочка-подросток Алиса (Алина Гвасалия). У нее проблемы в школе (девочку зовут не иначе как «психичка»), да и в семье не ладится: мать Ирина (Екатерина Вилкова) — майор юстиции, которая воспитывает дочь в строгости и не умеет слушать и слышать. Девочка плохо спит: мешают яркие сны. Некоторые из них сбываются, что Алису серьезно тревожит. Вместе с подругой Викой (Василина Юсковец) она собирается бежать из этого «северного плена», но на пути подростков возникают некоторые трудности.

«Сны Алисы» до «Пилота» уже побывали на международном фестивале сериалов Canneseries и на Берлинском кинорынке. Эстетика Русского Севера, с его бескрайними снежными просторами и северным сиянием, гармонично сочетается с тьмой, что расцветает вокруг и внутри человеческих сердец (большая часть пилота действительно происходит в едва освещенных пространствах — от зловещего туннеля до заброшенных полуразвалившихся зданий). За каждым поворотом, куда бы ни направлялись герои, таится беда — ни единого лучика света авторы, кажется, не оставляют.

Мир «Снов Алисы» — это настоящий хоррор, впитавший в себя и другие жанры. Нечто среднее между мистикой «12 обезьян» (есть даже парафраз красного леса) и детективной историей «Мертвого озера». Главная героиня — хрупкая снаружи, сильная внутри (практически Тельма из одноименной ленты Йоакима Триера) — ведет повествование за собой, наводя тень на плетень. Вот голые люди во всполохах огня, вот мертвая девочка, привязанная к дереву, вот замерзшая после инъекции обездвиживания женщина, сидящая в машине, — «чеховские ружья» всплывают каждые десять минут. Представить, куда дальше двинется эта история, абсолютно невозможно. Но очень хочется на это посмотреть.

Поделиться
Авторы
Теги