«78 дней» и «Улыбнись!»: обзор фильмов-мокьюментари от женщин-режиссеров

. Зрители фестиваля «Зеркало» увидели истории о Югославии и о Чаплине
Обновлено 04 июля 2024, 10:44
Фрагмент постера к фильму «78 дней»
Фото: Set Sail Films

Фрагмент постера к фильму «78 дней»

Посвященный Андрею Тарковскому международный кинофестиваль «Зеркало» в Иваново завершился 2 июля. Победителем стала китайская картина «Черный пес» Ху Гуана, а лучшим режиссером признали сербскую постановщицу Эмилию Гашич за мокьюментари «78 дней» о двух сестрах, которые живут во времена развала Югославии.

Кинокритик Катя Загвоздкина обнаружила неожиданные параллели в программе фестиваля и рассказывает про два фильма, снятые на стыке документального и художественного кино женщинами-режиссерами.

«78 дней»

Режиссер: Эмилия Гашич

Производство: Сербия

Мировая премьера состоялась на фестивале в Роттердаме (2024)

Лауреат международного кинофестиваля Cyprus Film Days (лучший фильм)

В 1999 году в Сербии две сестры, Драгана и Соня, ведут видеодневник. Они снимают на ручную видеокамеру все, что их окружает: родителей, младшую пухлую сестру Тичу, которую они дразнят, прогулки, дни рождения и праздники. Затем НАТО начнет бомбардировки Югославии, и на камеру, кроме событий семейных, попадут события исторические: освещенное ракетным огнем небо, звуки сирен, взрывы. После начала бомбардировок у них появятся новые соседи — из Белграда приедет семья с двумя детьми. Старший, Младлен, примерно одного возраста с сестрами — и нравится им обеим.

«78 дней» (столько продолжались бомбардировки Югославии НАТО) — мокьюментари, псевдодокументальное кино. Отрывки из записей, снятых сестрами, в фильме идут вперемежку — например, празднование дня рождения может внезапно прерваться бомбардировками. Сами героини объясняют это тем, что у них мало пленки и они вынуждены делать новые записи прямо поверх старых. Этот побочный эффект экономии пленки, конечно, прозрачная метафора: как трагические эпизоды вдруг прерывают счастливые моменты на видео, так и война входит в жизнь обычных людей, буквально вторгаясь в их мирные будни.

Сербка Эмилия Гашич — не только режиссер, но и автор сценария «78 дней» — снимает про национальную трагедию (страшные исторические события осмысляли и создатели других фильмов, показанных на «Зеркале»). И ей удается передать это ощущение близости трагедии зрителю: архив семейных пленок — штука интимная, мы смотрим на героинь с минимальной дистанции — и так же близко воспринимаем их переживания.

При этом «78 дней» абсолютно убедителен, во время титров сложно поверить, что это не документальное кино, собранное из чудом сохранившегося семейного архива, а художественный фильм. В том числе из-за того, что Гашич потрясающе работает с актерами: за полтора часа, которые зрители проводят с героями, невозможно не влюбиться в эту темпераментную, искреннюю, любящую семью. Итог, к которому приходит режиссер, тоже жизнеутверждающий: желание жить в героях сильнее смерти — они гуляют, дружат, влюбляются, несмотря на страх от бомбежек.

«Улыбнись!»

Режиссер: Марианна Киреева

Производство: Россия

Премьера состоялась на Московском международном кинофестивале (2024)

В 20-е годы ХХ века советский режиссер Фридрих Эрмлер едет в Америку и в Голливуде знакомится со своим кумиром — Чарли Чаплином. Тот показывает Эрмлеру сценарий своего следующего фильма, «Новые времена», и Эрмлер убеждает его изменить финал на тот, который известен нам (изначально он был печальным — никакого хеппи-энда). Спустя почти 100 лет эти события разыгрывают молодые актеры.

«Улыбнись!», как и «78 дней», кино псевдодокументальное. Но «78 дней» стараются убедить зрителя в документальности, когда режиссер «Улыбнись!» Марианна Киреева, наоборот, максимально выпячивает этот художественный прием. Здесь сцены из биографии Эрмлера разыгрывают (с узнаваемыми приемами из жанра слэпстик) молодые актеры, а сам Эрмлер спорит с закадровым голосом, который пытается рассказать его биографию. Да и голос этот не только пересказывает события его жизни, но и сразу комментирует их.

Над фильмом работали люди, которые лучше, чем кто бы то ни был, разбираются в истории кино: это сама Киреева и отборщица международных фестивалей, киновед и программный директор Ситора Алиева, выступившая продюсером.

«Улыбнись!» — фильм, снятый теми, кто любит кино, для тех, кто любит кино. Это не очередной пыльный рассказ о событиях столетней давности — в фильме есть интерес к искусству и вырастающий из него заразительный азарт. Режиссер описывает жанр «Улыбнись!» как «фильм-игра», и зрителю надо только согласиться принять в ней участие.

Возможность проката и цифрового релиза «78 дней» и «Улыбнись!» пока под вопросом.

Поделиться
Авторы
Теги