«Мегалополис» и «Фуриоса» встретились в Каннах: обзор премьер
. Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Миллер удивили всех, но по-разномуВышли обзоры на «Мегалополис» и «Фуриосу», фильмы уже показали в Каннах
На Лазурном берегу в рамках Каннского кинофестиваля показали долгожданный «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы в конкурсной программе и новую картину «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» Джорджа Миллера во внеконкурсной.
Оба проекта сняты мэтрами мирового кино, но только один еще не потерял «хватку», тогда как второй совершенно застыл в прошлом. Ася Заболоцкая рассказывает, что же получилось у почтенных режиссеров.
Постапокалиптический приключенческий боевик «Фуриоса» — приквел к фильму «Безумный Макс: Дорога ярости», рассказывает о прошлом военачальницы Фуриосы, которой Макс помогал достичь Зеленых земель по ту сторону пустыни. На этот раз героиню играют Алила Блаун в детстве и Аня Тейлор-Джой в молодом возрасте. Джордж Миллер снова возвращает в стимпанк-мир своей франшизы, за которым хочется следить неотрывно.
Итак, среди зелени, небольшого леса — плодородного клочка земли на территории пустыни, юная Фуриоса пытается сорвать несколько персиков для себя и подруги. Их приключение обрывается взявшейся из ниоткуда бандой байкеров, которые тоже решили покуситься на изобилие. Бойкая Фуриоса пробует учинить саботаж, чтобы байки негодяев на полпути обратно остановились и они сгинули бы в одинокой пустыне. План почти удается, но один из байкеров замечает девчонку и похищает ее. Так маленькая Фуриоса попадает в лагерь психопата Дементуса (Крис Хемсворт), который хочет выпытать у нее местоположение Зеленых земель.
Девочке открывается новый мир, и ее стойкий характер помогает ей устоять перед его жестокостью. В пустыне существуют три главных центра: Газтаун со своим топливом, где горючее льется рекой, Свинцовая ферма с амуницией и Цитадель с продовольствием и ужасающей диктатурой. Задача Дементуса — сеять хаос в любом месте, куда добирается его армия байкеров. С одной стороны, он желает обрести статус вождя, с другой — проявляет дикую глупость в дипломатии. Маленькая Фуриоса быстро оценивает обстановку и остается в Цитадели, но в скором времени решает притвориться мальчиком, чтобы не оказаться в гареме Несмертного Джо.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» — это фильм про выживание, где в любой момент можно свалиться в пропасть или оказаться в эпицентре взрыва. Расслабляться нельзя, про отдых можно только мечтать, а каждый день может стать последним. Ужасы политического устройства Цитадели, захватнические амбиции Дементуса совершенно разнятся с привычном укладом жизни в Зеленых землях.
В фильме «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015 года главной целью Фуриосы было возвращение домой, но в приквеле ее заботит только месть. Она не ощущается как разрушающее чувство или желание, героиня подходит к этой цели академически, просчитывая каждый шаг, чтобы не сгинуть и преуспеть.
Молчаливость и холодный взгляд Фуриосы дурманит и выбивает из колеи, так как совершенно нельзя угадать ее настоящие эмоции и следующие действия. Вокруг нее выхлопные газы, нефть, песок, грязь и реки крови, но ее не остановит ничего.
Когда почти десять лет назад Джордж Миллер вернулся со своей франшизой, представив публике «Дорогу ярости», у него было больше технических возможностей, нежели в 1980-е. Его стимпанк-мир заиграл новыми красками, представил совершенно иной «монтажный танец» и стремительное движение камеры, едва поспевающей за происходящим. «Фуриоса» — такая же мощь, взрыв и фейерверк, которых мог создать только такой визионер, как Миллер.
Хорошо видно, насколько его волнует каждая деталь созданного им мира: куда именно должен смотреть оператор, сколько грима на главных героях и какие на них костюмы (например, Дементус должен обязательно носить кожаный «доспех» с приделанным к нему плюшевым мишкой). Никакого VR-опыта не нужно, чтобы ощутить песок на зубах и злобный ветер пустыни. Миллеру даже не надо ломать четвертую стену и нагонять саспенс до мурашек — все это делает насыщенная картинка и глаза Фуриосы, полные ярости.
Совершенно в другом положении оказался Фрэнсис Форд Коппола. Перед нами два мэтра мирового кино с внушительной фильмографией и любовью критиков, но разговор с кинематографом у них совершенно разный. Похоже, американский режиссер растерял навык говорить на киноязыке — диалог с фильмом «Мегалополис» у него не сложился.
Странно осознавать полный провал проекта, который готовился не одно десятилетие. Идея фильма к Копполе пришла сразу после окончания съемок «Апокалипсис сегодня»; в 1980-х годах он уже закончил первый драфт сценария. Амбиции и желания сложились в неподъемный груз, потому что режиссер вдохновлялся такими картинами, как «Метрополис» Фрица Ланга и «Облик грядущего» Уильяма Кэмерона. Коппола решил заняться другими проектами, а когда вернулся к замыслу, производство застопорилось — произошло 11 сентября 2001 года.
Итак, спустя 40 лет вышла картина, которой либо можно ставить все 10/10 либо пустой 0. И ждать еще 30 лет, чтобы понять глубину замысла и шедевральность исполнения через монографию какого-нибудь киноведа.
Что же на самом деле происходит в «Мегалополисе» два с лишним часа хронометража? В центре сюжета Цезарь Каталина (Адам Драйвер) — архитектор-виртуоз со способностью останавливать время, который живет только идеями и грезами. Он существует, чтобы создавать прекрасное, поэтому мечтает отстроить Новый Рим (футуристическое название Нью-Йорка по версии Копполы), не заботясь о жителях города и финансовой стороне.
Ему изо всех сил желает помешать коррумпированный мэр Франклин Цицерон (Джанкарло Эспозито), защищая свою позицию и настаивая, что людям нужны только деньги, больше рабочих мест и еда, нежели лужайка у дома и дорожки для прогулок.
Их конфликт транслирует местное телевидение, поэтому за ним следят самые главные сливки общества. Такой раздор пробуждает любопытство у дочери мэра, Джулии (Натали Эммануэль), но из-за своего идеализма она начинает помогать не отцу, а Цезарю. Закручивается роман, и конфликт из общественного переходит в личный.
На первый взгляд, все понятно: завязка, развитие, кульминация и финал у «Мегалополиса» есть. Только даже самые ярые поклонники нелинейного повествования могут сойти с ума от увиденного. Бессмысленный монтаж, диалоги, звучащие так, будто актеры видят сценарий впервые, несинхронизированные действия персонажей, внезапные цитирования Марка Аврелия, праздник любви, футуризм, утопия и неоримские наряды.
Некоторые герои, словно лучшие артисты клоунады, пытаются раскрыться в эротических сценах. Все перемешивается, сумбурно подается, а где-то в середине фильма в зале включается свет и на сцену перед экран выходит человек с микрофоном и задает вопросы самому Цезарю, будто на пресс-конференции. Как вам такой слом четвертой стены?
Все это не зря напоминает мем про «Как часто мужчины думают про Римскую империю». Так вот, если Джордж Миллер лишь имена позаимствовал из древнеримской культуры, то Коппола на протяжении 40 лет не переставал всерьез думать о римском праве и уделял ему каждый день по несколько часов.
Мем заслужил свою жирную точку, потому что всех в этом соревновании победил 85-летний американский режиссер. По его версии Нью-Йорк — Новый Рим, который ждет упадок и фашизм. Спасет всех только семья и любовь.