Пришельцы, бобры и бесогон: как прошел ММКФ и какие фильмы ждать
. Фестивальная неделя завершилась победой фильма из МексикиКак прошел ММКФ и какие фильмы ждать в российском прокате
На прошлой неделе, перед майскими праздниками, завершился Московский международный кинофестиваль. Главный приз, «Золотого Святого Георгия», взяла мексиканско-катарская картина «Стыд» о трагедии предательства на фоне жесткой криминальной обстановки в Мексике 2010-х годов.
На пресс-конференции перед началом ММКФ его бессменный президент Никита Михалков в кепке с надписью «Бесогон ТВ» говорил то же, что и раньше: Московский кинофестиваль, несмотря на сложную ситуацию в мире, проходит на прежнем уровне и с прежним размахом. По словам Никиты Сергеевича, на самом деле фестиваль стал более международным, чем в прошлом году, на него приехало даже больше иностранных гостей, чем в 2023-м.
За аргументацией президент ММКФ обратился к опыту других смотров, на которых, как и на «Оскаре», по его словам, существует строгая цензура и все подчинено повестке. В отличие от Московского кинофестиваля, где, как утверждает он, фильмы отбирают исключительно по художественным достоинствам. «Сколько я ММКФ руковожу, он никогда не был ангажирован», — заключил Михалков. После этого он заявил, что никаких фильмов с пропагандой ЛГБТ на фестивале не будет и что признанные иноагентами режиссеры и актеры «свой выбор сделали».
Несмотря на его слова, вторая «М» («международный») в аббревиатуре ММКФ, кажется, не оправдывает своего положения. На показах и торжественных церемониях почти не встречались зарубежные гости, актеры или журналисты. Параллельно с Московским фестивалем проходил кинофестиваль стран БРИКС — и сам ММКФ в некотором роде тоже в него превратился: там показывают преимущественно кино из «дружественных» стран.
В основном конкурсе в этом году были картины из Ирана (две штуки), на правах исключения — из Германии (тоже две), из Турции, Бангладеш, Сербии, а также копродукция Мексики и Катара (упомянутый «Стыд» мексиканца Мигеля Сальгадо).
Впрочем, на Московский кинофестиваль зрители и раньше ходили не только ради основного конкурса, но и ради параллельных программ — они давали редкую возможность увидеть фильмы с других фестивалей (Берлинского, Венеции и Канн), которые не выйдут в российский прокат. Теперь завозные фестивальные хиты — например, французский анимационный «Марс Экспресс» из прошлогоднего каннского конкурса или «Сотни бобров», премьера которого прошла на Fantastic Fest в США (об обоих расскажем ниже), — скорее редкость.
Красноречивее слов Михалкова про неангажированность выглядела заставка 46-го ММКФ — блок с рекламой партнеров фестиваля, который показывают перед каждый сеансом. В этом году в него попали не только традиционные ролики ювелирного бренда Mercury (отвечает за фестивальные награды) или онлайн-кинотеатра Start, но и компании «Сима-ленд» уральского бизнесмена Андрея Симановского — с триколором и людьми в камуфляжной форме.
Пять лучших фильмов Московского кинофестиваля
«Марс Экспресс»
Режиссер Жереми Перен / программа «Мультвселенная»
В 2200 году Марс обитаем, человекоподобные роботы повсюду, а после смерти сознание научились переселять в новое, искусственное тело. Частному детективу Алин Руби поручают слетать на Землю («Все те же трущобы», — говорит она после возвращения) и задержать хакершу, которая взламывает роботов, чтобы подарить им свободу. Их встреча запускает череду странных событий, которые как-то связаны с новой программой, из-за которой роботы выходят из-под контроля.
Анимационный «Марс Экспресс» Жереми Перена — одно из самых сильных визуальных впечатлений этого фестиваля: в фильме есть межпланетные полеты, многополосные шоссе на Марсе и самые разные роботы, например золотая обнаженная женщина с рогом на голове. Но фильм предлагает не только красивую картинку. «Марс экспресс» — это мрачноватый детектив, такой футуронуар (еще один повод сравнить его с классикой анимации про роботов и будущее — «Призраком в доспехах»), который заставит зрителя поерзать в кресле. Рекомендуем взять билет на этот «Экспресс».
Фильм выйдет в российский прокат 8 мая
«Сотни бобров»
Режиссер Майк Чеслик / программа «Дикие ночи»
В штате Висконсин в XIX веке владелец винокурни Жан (Райланд Бриксон Коул Тьюз) лишается бизнеса из-за обитающих поблизости бобров: они стачивают подпорки у бочки с яблочной водкой его производства, из-за чего погибает все хозяйство. Дойдя до предела отчаяния, главный герой знакомится с продавцом пушнины и его дочерью. Жан влюбляется в нее, но, чтобы добиться ее руки, ему нужно выполнить почти невыполнимое требование: убить сотни бобров и принести их шкуры ее отцу.
Вероятно, вы еще услышите про «Сотни бобров» Майка Чеслика — локальный хит, который стал зрительским фаворитом и на Московском фестивале. Это невероятно обаятельная черно-белая лента, в которой герои не произносят ни слова, — представитель редкого сейчас жанра слэпстик-комедии (критики прозвали его смесью шоу Бенни Хилла с анимацией Adult Swim). Актеры переигрывают, бобров изображают люди в плюшевых костюмах. Фильм состоит из повторяющихся гэгов (например, торговец пушниной раз за разом пытается плюнуть в плевательницу — и раз за разом промахивается). Но не надо думать, что это кино для глупых подростков: шутки в нем небанальные, абсурдистские, а сделано все с таким юмором, настолько оригинально, что если главному герою и не всегда удаются нападения на бобров, то в сердце зрителей он точно попадает.
Выйдет ли в прокат в России: неизвестно
«Билли»
Режиссер Эмилия Маццакурати / программа «Взрослым о детях»
Билли (Маттео Оскар Джуджолли) раньше считали вундеркиндом: в 10 лет он запустил успешный музыкальный подкаст. Теперь Билли 19 лет, он живет в итальянской глубинке с эксцентричной матерью (Карла Синьорис), которая занята тем, что пытается найти себе нового парня, и дружит только с детьми младше 12 лет. Своего отца Билли не знает — и пытается отыскать его среди ухажеров матери.
Дебютный фильм итальянки Эмилии Маццакурати. Ее можно назвать «итальянским Уэсом Андерсоном» не только из-за ярких, немного старомодных костюмов персонажей и тщательно выстроенных кадров, но и потому, что все герои этого фильма взросления — обаятельные неврастеники и у каждого своя драма. Но, в отличие от Андерсона, Маццакурати очень бережна со своими персонажами: она с юмором показывает их слабости, но не порицает — дает шанс стать счастливыми. В «Билли» зритель видит мир глазами подростка, то есть с чудесами и верой в лучшее. В таком хочется задержаться подольше.
Выйдет ли в прокат в России: неизвестно
«Надо снимать фильмы о любви»
Режиссер Роман Михайлов / программа «Русские премьеры»
Молодые актеры Марк (Марк Эйдельштейн), Чингиз (Чингиз Гараев), Саша (Александра Киселева), Маша (Мария Мацель) бросают все дела в Москве и отправляются в священный город Варанаси в Индию, чтобы сняться в новом проекте режиссера Романа (Роман Михайлов). Перед началом кинопроизводства Роман рассказывает им об искусстве, кино и, конечно, любви. Но на съемках все идет не так, как было задумано. И сами ученики преподносят своему учителю урок.
Фильмы математика, драматурга, а теперь и режиссера Романа Михайлова складываются в отдельную киновселенную: «Надо снимать фильмы» можно считать продолжением прошлогоднего «Отпуска в октябре» — там героиня Марии Мацель, молодая актриса, собиралась лететь на съемки в Болливуд, теперь она добралась до Индии.
«Надо снимать фильмы о любви» начинается как документальное кино — со снятой на телефоны хроники путешествия актеров, с рассказов Михайлова о том, почему Индия для него второй дом и как работает воображение. Но док незаметно превращается в игровое кино, и в этой непосредственности его обаяние: тем, кому прошлые фильмы Михайлова казались слишком мозговыми, сконструированными, этот должен понравиться. Еще одна причина, по которой от экрана невозможно оторваться, — яркие, молодые, талантливые актеры, которые в нем играют (в кадре также появляется рэпер Хаски): лучшая роль Марка Эйдельштейна этой весны — не масштабный «Сто лет тому вперед», а инди-кино Романа Михайлова.
Эта работа воплощает тезис из названия: любовь превыше всего, и поэтому снимать нужно прежде всего про нее, даже теоретиков жизнь на практике приведет к этому. Наш фаворит из программы «Русские премьеры», который уже по традиции для Романа Михайлова не получил на фестивале наград — только приз Федерации киноклубов России.
Выйдет ли в прокат: неизвестно
«Пришелец»
Режиссер Иван Соснин / основной конкурс
Леша (Максим Стоянов) из деревни на Урале деятельно верит в существование внеземных цивилизаций, пытается поймать сигналы из космоса и рисует на полях странные круги. Из-за этого соседи считают его дурачком и даже опасным психом, но Леша не обращает на них внимания. Его контакт с миром нарушен, и буквально: после того как в детстве пропала его мама, он почти не слышит. Но однажды зимой к нему домой приходит девочка (Алена Мирошникова) и заявляет, что она прилетела за ним из космоса — и Леша слышит каждое ее слово.
Режиссер Иван Соснин снял самый добрый фильм прошлого года — «Далекие близкие». Но те, кто ожидает увидеть еще одну терапевтическую картину и зрительский хит, ошибутся: «Пришелец» — драма про человеческую злобу и нетерпимость.
«Нормальные» жители деревни при любой возможности травят и обманывают Лешу просто потому, что он на них не похож. Название фильма, конечно, соотносится не только с представителями внеземных цивилизаций, но и с главным героем (замечательная роль Максима Стоянова): в родной деревне он единственный пришелец.
Соснин переворачивает эту метафору: в фильме инопланетяне гораздо лучше людей понимают, что значит быть человеком.
Выйдет ли в прокат: неизвестно