Кто такая Мария Мацель: она снялась в «Перевале Дятлова» и «Детке»
. Новый фильм с ней и Викторией Исаковой уже можно посмотреть онлайнВышло интервью с Марией Мацель — актрисой из «Перевала Дятлова» и «Детки»
Драма «Детка» с Викторией Исаковой и Марией Мацель в главных ролях вышла в онлайн-кинотеатрах. Фильм о сложных отношениях матери и дочери — режиссерский дебют Ирины Бас, его фестивальная премьера прошла на калининградском кинофестивале «Короче» еще летом 2023 года.
Это история 17-летней Даши, сбежавшей из серого Кировска от строгого отца в Санкт-Петербург на поиски матери, которая оставила ее еще в младенчестве и никогда не напоминала о себе. У Даши нет плана, где и на что жить, куда поступать, как общаться с холодной матерью, кого любить. Зато есть юношеская непосредственность и интуитивная тяга к самому родному (пусть и совсем не близкому) человеку.
Исполнительница главной роли, 23-летняя Мария Мацель, известна в первую очередь благодаря сериалам «Перевал Дятлова» и «Черное облако»; ее поклонники знают, что она музыкальна, и ждут ее дебютную пластинку. Своих коллег Мария называет неформально, к официозу обращается крайне редко и смотрит на мир открытым взглядом, полным надежды на лучшее.
РБК Life пообщался с актрисой о фильме «Детка» и поколении 20-летних, музыке и трудностях в принятии заслуженной похвалы.
О создании «Детки»
«Во время просмотра работ выпускников ВГИКа нам показали короткий метр «Бывшие» Ирины Бас. Помню, что фильм всем понравился. Когда я окончила первый курс, мой мастер Игорь Николаевич Ясулович, который снимался в «Бывших», позвонил мне и сообщил, что постановщица ищет актрису на роль в новом фильме. Он меня посоветовал. Я сходила на пробы, меня утвердили. Мы с Игорем Николаевичем даже почитали сценарий вдвоем. Затем сняли тизер. Потом два или три года подряд команда подавалась на финансирование, не получала его, что-то меняла и подавалась снова.
Я уже успела забыть про этот проект и вдруг случайно увидела в соцсетях, что фильм получил финансирование. К тому моменту я была уверена, что не буду сниматься. Мне казалось, что я уже взрослая для этой роли, нужен новый кастинг. Но Ира сама написала мне: «Я не буду никого пробовать на роль Даши. Хочу, чтобы ты ее сыграла». Я очень удивилась, но было приятно.
В течение недели мы встречались с Ирой и Наргиз (Багирзаде, сценаристка. — РБК Life), перечитывали сценарий, что-то переписывали, придумывали, корректировали фразы и сцены, я задавала вопросы. Обычно на это нет времени и никто не готов идти на какие-то изменения, потому что поджимают сроки: торопятся с кастингом, ищут локации. Но тут чудесным образом было и время, и желание сделать материал понятным, интересным и комфортным.
У нас был классный оператор — Саша Демьяненко. Мы сперва репетировали сцену, после чего он смотрел, как ее снимать. Так получилось множество однокадровых съемок с «живой» камерой. Это было здорово. Такой подход, когда я сама могу распределиться в пространстве, а не заходить в готовые рамки, мне гораздо ближе. Он дает ощущение соавторства. При этом Ира очень четко понимала, чего она хочет, и, если процесс смещался, она всегда возвращала его в правильное русло».
О своей героине
«Мне было 18 лет, когда я впервые прочитала сценарий. Тогда я думала: «Это же то, что мне надо! Я такая прилежная отличница, все делаю правильно — вот бы сыграть такую импульсивную героиню...» Но через три года я поняла, что Дашу будет сложнее сыграть, ведь я отдалилась от того возраста. С другой стороны, у меня появилось куда больше актерских скиллов, и я могла бы сделать все профессиональнее. Для меня роль стала своеобразным испытанием, потому что мне совсем не свойственна такая резкая органика. Так что было интересно и сложно.
Я думаю, что больше не буду играть таких героинь. Со временем уходит осознание, каково быть подростком. Даже сейчас мне это не совсем понятно, да и не сильно интересно. Но мы успели захватить момент, когда я еще чувствовала свою героиню».
О работе с признанными артистами
«Не скажу, что у меня есть кумиры, при встрече с которыми на одной площадке я упаду в обморок. Зато мне всегда интересно посмотреть, как опытные артисты себя ведут, с какой долей интереса и ответственности подходят к своей работе. Для некоторых это просто очередной проект, где можно действовать механически, другие каждый раз находят новое для себя.
В работе с Викой (Викторией Исаковой, исполнившей роль матери. — РБК Life) меня впечатлило, что она не ведет себя как звезда, которой все обязаны: «Остановите все, мне хочется кофе». Она профессионал, с уважением относящийся к коллегам на площадке.
Всегда благодарна, если ко мне относятся не как к неопытной актрисе, которую нужно чему-то учить. В духе «Я тебе сейчас расскажу, как тут все устроено». Хотя такие прецеденты случаются, я стараюсь относиться спокойно, слушать и улавливать для себя полезное. Но ощущения неприятные. Однако иногда людям просто надо позволить выговориться или как-то обозначить свою важность. В работе с Викой ничего такого не произошло, было профессиональное партнерство. У нас сложились теплые отношения».
Об оценках фильма
«Сложно оценивать проекты со своим участием — концентрируешься на моментах, которые можно было бы улучшить. Наверное, нужно посмотреть фильм несколько раз, чтобы воспринимать его как целостное произведение искусства.
После премьеры на фестивале в Калининграде я испытала чувство, которое у меня очень-очень редко возникает, — что я достойна аплодисментов. То есть чувство гордости за свою работу. Когда зрители ко мне подходили и говорили, как все круто, я чувствовала, что это ценно. Во мне часто говорит синдром самозванца, который не дает заслуженно принимать положительные отзывы.
Хорошее кино — это общая работа, заслуга оператора, режиссера, всей команды, и мой вклад составляет лишь какой-то процент. Но в случае с «Деткой» из-за того, что я практически все время находилась в кадре, сильно отдавалась образу и проекту, получилось воспринять на свой счет все комплименты.
На фестивале присутствовало много зрителей не из киноиндустрии, и после показа ко мне подходили женщины, молодые девушки со словами: «Мне захотелось маме позвонить», «Меня так тронули отношения мамы и дочки», «У меня дочка подросток, я столько переосмыслила». Но чаще всего говорили: «Спасибо вам за этот фильм».
Люди из индустрии видят в этом фильме превосходную операторскую работу, актерскую игру, то есть плюсы производства. Для зрителей важнее, конечно, история и отношения героев. Тема дочки-матери не новая, но понятная каждому».
О будущих проектах
«Недавно я вернулась из Индии, где мы снимали кино с Ромой Михайловым (фильм «Жар-птица», тизер которого вышел 14 марта. — РБК Life). А осенью я снялась в сериале Кати Тодоровской («Взрослые»). Это был мой первый опыт съемок в драмеди — нечто веселое и потому непривычное для меня.
Кроме того, сейчас я репетирую спектакль. Это антреприза с очень хорошими артистами — Женей Дмитриевой и Андреем Смоляковым, мы играем втроем».
О поколении 20-летних
«Я не отражаю интересов большинства людей моего возраста. Меня не зацепить многими мейнстримными явлениями, я чуть-чуть отгораживаюсь от них. Так что на статус лица поколения точно не претендую.
Не думаю, что одно поколение может быть лучше, чем предыдущее. В последние два года многие мои ровесники просто остановились, стали говорить «Все плохо, я больше ничего никогда не сделаю, больше не сниму кино, ничего не напишу, мне никто не даст денег, уехать я не могу, оставаться я не хочу». Как можно сказать, что мое поколение сейчас все сделает лучше? Очень сомнительно, учитывая обстоятельства. Не знаю, как на это реагировать. Это тяжело.
Сейчас я просматриваю много работ советских мультипликаторов и режиссеров, например Юрия Норштейна. И думаю о том, что все эти люди тоже жили в стране, которая давала обещания, а потом не сдерживала их. Но они делали удивительные вещи, просто невероятные. Чем мы хуже и почему мы вдруг решили, что так не можем? Или что мы сможем работать, только если у нас будут идеальные условия. Никогда так не будет, к сожалению.
Нельзя отвечать за все поколение. Про себя я знаю, что могу, чего хочу. Я бы хотела и других вдохновить, сказать: «Ребята, все возможно! Можно сниматься в хорошем кино, можно не бросать все, а делать то, что тебе по силам, и так далее». Всегда есть какая-то надежда, и мне бы хотелось скорее олицетворять ее, а не поколение».
О своем музыкальном альбоме
«Он в процессе. Почти все треки уже готовы — написаны и аранжированы. Я очень надеюсь, что ближе к концу весны состоится релиз. Это будет мини-альбом на семь или восемь треков. Возможно, сначала выйдут отдельные синглы, но мне бы этого не хотелось.
Когда какая-то актриса выпускает песню, это часто выглядит легкомысленно. Обычно это разовая история без продолжения. Но для меня выход альбома — очень важный шаг. Мне хочется, чтобы это стало полноценным высказыванием, чтобы песни вышли все вместе в одном альбоме.
Тесно взаимодействую с группой uncle pecos, мы придумываем свою вселенную, в которой будет место разной музыке и разным персонажам. У ребят скоро будет релиз их EP, и на нем — наш с ними первый фит. Посмотрим, как он зайдет, но мне уже очень нравится.
Я близко дружу с ребятами, мне интересно с ними что-то делать, потому что я чувствую, как они заряжены своим делом. Есть ощущение, что если эта энергия не выплеснется в творчество, то они просто взорвутся.
Иногда мне и самой смешно, что почти в каждом фильме я пою. Либо это станет штампом, либо красной линией, которая протянется через все мои проекты. Пока непонятно. Когда я пою, будто могу сильнее воздействовать на людей, нежели когда говорю. Поэтому хорошо понимаю, почему режиссеры это используют. Я бы хотела сняться в каком-нибудь мюзикле, напеться вдоволь».