Познакомьтесь с Мишель Йео. Она взяла «Оскар» как лучшая актриса
. Звезда «Все везде и сразу» обошла в номинации Кейт БланшеттМишель Йео получила свой первый «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Все везде и сразу». До этого в жизни актрисы произошло еще несколько важных событий: в августе 2022 года ей исполнилось 60 лет, в декабре она стала иконой года по версии Time и дебютировала в «Аватаре», где сыграла доктора Карину Моуг, а в январе взяла «Золотой глобус».
РБК Life рассказывает, что нужно знать о Мишель Йео и почему она заслужила этот триумф.
Это обновленный текст. Впервые он был опубликован 14 декабря 2022 года.
В 1997 году вышел «Завтра не умрет никогда», 18-й фильм бондианы. Девушку Джеймса Бонда сыграла 35-летняя Мишель Йео, представ в образе агента китайской разведки Вэй Линь. Эта роль принесла ей международную славу и голливудские контракты, но нельзя сказать, что была для нее первой или беспрецедентной работой по производственным меркам.
Йео — звезда золотого века гонконгских боевиков, до бондианы закрепившаяся в азиатской киноиндустрии практически на уровне Джеки Чана. К слову, с ним у нее вышло несколько совместных работ, а во время съемок «Полицейской истории 3: Суперполицейский» (1992) он даже спас ей жизнь. Дело в том, что Мишель Йео сама исполняет трюки, и один из таких — прыжок с мчащегося грузовика на преследующий его кабриолет — закончился падением на асфальт. Если бы Джеки Чан не попытался удержать партнершу, она приземлилась бы на голову. Но, к счастью, все обошлось ссадинами и ушибами, актриса продолжила карьеру и добралась-таки до Голливуда. Давно было пора: к тому моменту она снялась в 18 полнометражных фильмах, получивших известность как в Гонконге и на азиатском рынке, так и на Западе.
Поразительно вот что: звезда боевиков не знает боевых искусств. С детства Йео Чу-Кен (имя актрисы при рождении) увлекается балетом и, вопреки сложившемуся о ней впечатлению по фильмам, никогда не занималась ни кунг-фу, ни какими-либо видами борьбы. Мастерство, которое она демонстрирует в кадрах гонконгских боевиков, исходит из балетной пластики и консультаций с инструкторами по боевым сценам. Будь то «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», или «Да, мадам!», или «Суперполицейский» — нигде, никогда и ни разу Йео не «дралась», как это делали Джеки Чан или Брюс Ли. Но ее перформансы ничем не хуже.
Она могла продолжить заниматься балетом — ее таланты были столь высоки, что позволили в 15 лет поступить в Британскую королевскую танцевальную академию. Однако травма позвоночника помешала ей стать профессиональной балериной, так что Йео переключилась на другие виды искусства. Начав с коротких ролей в рекламе после победы на конкурсе «Мисс Малайзия», она дебютировала в кино в 1984 году, сыграв женскую роль второго плана в авантюрном боевике «Сова против Дамбо», после чего из кино не уходила.
Хотя мысль все бросить была. Сначала после замужества, когда Йео планировала завести детей (но обнаружила, что не может этого сделать). Затем на съемках фильма «Каскадерша» (1996), где, исполняя трюк, едва не сломала позвоночник. Этот случай заставил ее задуматься: зачем продолжать? Может, лучше заняться преподаванием — стать хореографом?
Пока она восстанавливалась и размышляла, Квентин Тарантино — большой поклонник Йео — прибыл в Гонконг на презентацию «Криминального чтива» и уговорил ее на встречу. Он пересказал ей все любимые сцены, в которых она снялась, причем разобрал их покадрово. «Пока мы разговаривали, я буквально возвращалась к жизни», — вспоминает Йео. Вскоре вышел тот самый «Завтра не умрет никогда». В последующие годы и европейские кинематографисты признали вклад актрисы в профессию, приглашая ее в жюри Берлинского и Каннского кинофестивалей.
После бондианы посыпались предложения, но среди них были роли, для которых нужен был актер с азиатской внешностью. Йео отвергала все, что увековечивало вредные стереотипы об азиатских женщинах, и прошло три года, прежде чем она снялась в еще одном голливудском фильме.
Этот громкий прорыв случился в 2000-м — снятый голливудскими студиями кантоноязычный фильм в жанре уся от тайваньского режиссера Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Исторический боевик с элементами фэнтези (летающие воины, которые бесшумно проносятся по крышам ночного города, хитрые лисицы под личиной невинных девушек, заговоренные мечи) стал самым кассовым фильмом не на английском языке (сборы $213,5 млн при бюджете в $17 млн). Эту работу можно охарактеризовать как синтез азиатской и голливудской карьер Йео.
На съемках она снова исполняла все трюки самостоятельно, а также на слух выучила все фразы своего персонажа на путунхуа. Зная кантонский, актриса не говорит на официальном языке Китайской Народной Республики, для которого характерен пекинский акцент. И хотя Йео явно старалась, дотошные зрители в Китае заметили разницу, но она затерялась среди достоинств фильма и впечатлений от превосходной актерской игры.
«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» получил десять номинаций на «Оскар» и четыре статуэтки (в том числе как лучший фильм на иностранном языке), Британская киноакадемия номинировала Мишель Йео на «Лучшую женскую роль», жанр привлек западную аудиторию и дал жизнь таким хитам, как «Дом летающих кинжалов» и «Герой».
Йео удержала за собой амплуа сильной и умной женщины, при случае способной за себя постоять. «Мемуары гейши», «Леди», сиквел «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», «Пекло» — актриса представала в этом образе попеременно, притягивая внимание особенной загадочностью, достоинством и благородством. Для «Леди» — байопика Люка Бессона о мьянманском политике Аун Сан Су Чжи — она изучила 200 часов видео и аудиозаписей о своем прототипе, брала уроки бирманского языка, тренировалась в игре на фортепиано и практически скопировала внешность Су Чжи. Фильм хитом не стал, но был важен с точки зрения культурного вклада и как дань уважения оппозиционному политику, лауреату Нобелевской премии мира и обладательнице ордена Почетного легиона.
График выхода проектов с Йео уплотнился в 2010-х: сериалы «Марко Поло» и «Звездный путь: Дискавери» и хит Netflix «Безумно богатые азиаты» открыли актрису для аудитории ТВ и стримингов, участие в фильмах Marvel «Стражи Галактики 2» и «Шан-Чи: Легенда десяти колец» — для фанатов кинокомиксов. Но совершенно другую Мишель Йео показал режиссерский дуэт Дэниелов (Дэн Кван и Дэниел Шайнерт) в фантасмагорическом драмеди «Все везде и сразу» о домохозяйке, вынужденной спасать мультивселенную.
Изначально никакой домохозяйки Эвелин Ванг не существовало: Дэниелы писали сценарий под Джеки Чана. Но в итоге персонажа сделали женщиной, пригласили Йео и уговорили сыграть. Она согласилась, поставив одно условие: героиню будут звать не Мишель, как планировалось. «Мне хотелось сделать обычную женщину необычной», — комментировала она. Для этого необходимо было дистанцироваться: «Я не эмигрантка и не владею прачечной, у моей героини должно быть другое имя».
В итоге Эвелин превзошла все ожидания. На актерском мастерстве Йео, которая предстает вначале зашоренной и строгой матерью, разочарованной в жизни и застрявшей в неудачном браке, а затем расцветает в мультивселенных, становясь мастером боевых искусств, киноактрисой и даже поваром-виртуозом, выстроен сложный визуальный ряд. Он включает минимум с десяток отсылок к другим важнейшим фильмам прошлых лет. Среди них «Матрица» (в которую Йео не пошла в 2000-х, когда ее приглашали на роль Серафимы, впоследствии измененную на мужскую — персонажа Серафа), «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая, «Космическая одиссея» Кубрика, тот же «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Мишель Йео в этом калейдоскопе солирует виртуозно и органично.
«Чувство, будто бы все 40 лет я была на репетиции, прежде чем сыграть эту роль», — говорила актриса в беседе с Кейт Бланшетт для Variety. Там же она призналась, что всегда завидовала возможностям, которые есть у Бланшетт, или Оливии Колман, или других актрис их возраста, благодаря которым они могут раскрывать совершенно разные характеры в совершенно разных проектах.
За роль у Дэниелов, которую Йео считает важнейшей в своей карьере, до «Оскара» она также получила премии «Сатурн» и «Золотой глобус». Это прецедент для азиатского голливудского киносообщества, представители которого вынуждены работать с ограниченным «ассортиментом» ролей. Стереотипные персонажи и появления в эпизодах — самые распространенные предложения, которые актеры азиатской внешности получают до сих пор.
Кажется, фильм о столкновении со множеством реальностей, выпавший на юбилейный год Мишель Йео, можно назвать судьбоносным. После грандиозной премьеры и кассового успеха «Все везде и сразу» актриса не раз отвечала в интервью на вопросы об альтернативных версиях своей жизни. Что, если бы она осталась в балете? Что, если бы родила детей и завершила карьеру? Что, если бы Квентин Тарантино не навестил ее, а Джеки Чан не попытался удержать от падения? Отвечала она всегда одинаково: нет нужды задумываться о том, что было бы, если...