«Я действительно фаталист»: Светлана Ходченкова — о карьере и судьбе
. Актриса рассказала РБК Life о героинях, коллегах и судьбоносных роляхСветлана Ходченкова высказалась о карьере и судьбе: «Я действительно фаталист»
25 января в онлайн-кинотеатре Okko стартовал комедийный фантастический сериал «Очевидное невероятное», в основу которого легли рассказы Кира Булычева. События перенесли в наши дни, сохранив эстетику 1970-х. Действие разворачивается в провинциальном городе Великий Гусляр, жители которого наладили связь с параллельными мирами и цивилизациями других планет.
Путешествия в пространстве и времени, контакты с пришельцами и обмен телами – все это не фантастика, а реальность. Разлад в привычный уклад гуслярцев приносит появление мэра Эдуарда Белинского (Максим Лагашкин). Он вернулся из Москвы, чтобы сделать из аномального города туристический центр, но идею не оценил глава местного ТСЖ Тимофей Молодцов (Артем Быстров). Он уговаривает горожан скрывать сверхъестественные явления от Белинского. В то же время очаровательная жена Молодцова Юлия (Светлана Ходченкова) вспоминает о школьном романе с Белинским и рефлексирует о прошлом. Примерная домохозяйка разбирается в своих чувствах и невольно ввязывается в авантюры супруга.
РБК Life поговорил с исполнительницей главной женской роли Светланой Ходченковой о сильных героинях, вызовах себе и судьбоносных проектах.
— Светлана, вы говорили, что у вас не было ни малейших сомнений по поводу участия в проекте Войтинского. Чем привлек сериал?
— Множество факторов сошлись воедино и сформировали мое решение: фантастический сюжет, альтернативная эпоха, режиссер и прекрасные актеры, с которыми я не в первый раз работаю.
— Что для вас значат рассказы Кира Булычева, которые виртуозно переосмысливает сериал?
— Сейчас автор как никогда актуален. Его рассказы невероятным образом вплетаются в наше настоящее. Удивительно, как он еще тогда мог таким образом все представить. Хотя мир знаменит вечными повторениями, но, вероятно, у фантастов чувствительность к этому повышенная.
— В «Очевидном невероятном» вы играете Юлию Молодцову, жену главы ТСЖ городка Великий Гусляр и домохозяйку. В сравнении с другими вашими героинями она кажется очень простой и понятной. Или вы видите Юлию по-другому?
— Она, наверное, не так проста, как кажется, несмотря на то что она домохозяйка и при муже. При этом Юлия все равно обладает достаточно сильным характером и имеет ощутимое влияние на мужа. Не хотелось все-таки делать ее совсем мягкой и зефирной, без характера и очень податливой. Хотелось, наоборот, чтобы при всем своем статусе она была сильной женщиной.
— Юлия, бесспорно, себе на уме. Она даже успела прикупить платьев по низким ценам, когда отправилась в прошлое, хотя изначально собиралась вызволять оттуда Молодцова.
— Это было прекрасно!
— Как бы вы сами охарактеризовали Юлию?
— Сейчас очень сложно сказать. Во-первых, я не смотрела сериал. У меня есть только общее представление о нем. Я вообще достаточно редко смотрю проекты со своим участием. Мне интереснее, что скажет зритель, какой он увидит Юлию. Потому что, когда я читаю сценарий, я одно представляю, потом, когда проект выходит, все по-другому. А я не смотрю еще и плейбэк (видеоконтроль на площадке. —РБК Life), поэтому я не знаю, как это получается. Что там в итоге после режиссерского монтажа будет, тоже никто не знает. Был положительный персонаж — стал отрицательный. Я не знаю, что вышло. Мне самой очень интересно, но жду, когда полностью выйдет сериал. Уж если и смотреть, то целиком.
— Ваша героиня появляется в эффектных ретрообразах. Так получилось, что вы далеко не впервые примеряете советский стиль 1960-х и 1970-х. Вспомнить хотя бы «Мосгаз», «Конец прекрасной эпохи» и «Довлатова». Как вам удается передать дух времени?
— Во-первых, огромное спасибо нашим костюмерам и художникам по гриму. Мы же не просто пришли на площадку, и все уже было продумано. Идет большая подготовительная работа, мы встречаемся, думаем, ищем персонажа — и внешне, и внутренне. Плюс еще идет работа с режиссером, который подсказывает какие-то вещи. В силу того, что я человек современности, конечно, какие-то вещи мне сложно придумать, представить, но для этого есть режиссер, который помогает.
— Какая атмосфера царила на съемочной площадке? Герои сериала вечно попадают в курьезные ситуации, встречают пришельцев, путешествуют во времени, меняются телами и диктуют три желания золотым рыбкам. Наверняка было весело проживать эти фантастические моменты?
— То же самое было на площадке, только без пришельцев. Конечно, некоторых персонажей можно было и пришельцами назвать. (Смеется.) На самом деле это был один из самых веселых проектов. Правда. У всех очень хорошее чувство юмора. Я очень падка на людей с этим качеством. Конечно, огромное количество импровизаций предусмотрено на таких проектах. Со знакомыми партнерами уже не тратите время на то, чтобы притереться друг к другу, а сразу приступаете к поиску.
Рождаются всякие шутки, одно, второе, третье, режиссер говорит: «Вот это было замечательно, давайте сейчас это попробуем сделать». Это живой процесс. Фильм — это организм. Он рождается из каких-то эфемерных механизмов, если так можно сказать. Каждый день актеры приходят в разном настроении — это уникально и неповторимо. Вся эта энергия и создает вот этот продукт. Я вижу отрывки из «Очевидного невероятного», которые выкладывают наши фанаты, кинокомпания. Все это по кусочкам собираю, и мне очень нравится.
Я несколько раз пересмотрела только трейлер и смеялась в голос. Очень много при монтаже режиссер оставил наших импровизационных моментов, отчего мне и весело.
— Когда вам предлагают роль, вы всегда просите, чтобы были пробы?
— Да, поскольку это не только пробы для режиссера, но и для меня как для актрисы. Они нужны, потому что мне потом с этими людьми работать. Я должна понимать, мы с режиссером контактные оба или у нас ничего не получится, слышим ли мы друг друга, на одних ли мы вибрациях существуем касательно именно этого проекта. Мне важно, что режиссер скажет, потому что у меня есть свое мнение. Когда я читаю сценарий, у меня свое кино сразу снимается, а у режиссера — другое. Нам нужно друг друга понять, прийти к общему знаменателю. Для этого необходимы партнерские пробы.
— В случае с «Очевидным» все сразу сложилось?
— Да, потому что были партнеры, с которыми я раньше работала, — Максим Лагашкин и Артем Быстров. Плюс, к моему огромному удовольствию, в проекте снимался мой любимый педагог по актерскому мастерству из института Павел Любимцев. Помню, я его увидела еще на примерке костюма. Мне сказали, что он сейчас подойдет. Я никогда не работала со своими педагогами в кадре, на площадке. Это не то чтобы вызов, но немного возвращается студенческое волнение. Но на самом деле это чувство не мешает, а дает сил.
— Это первый научно-фантастический проект в вашей карьере. Хотели бы еще себя попробовать в этом жанре?
— Такой момент не исключаю. Нужно, чтобы все сошлось, сценарий зацепил, потому что повторяться тоже не хочется. Играть похожих персонажей мне в силу любопытства зачастую становится скучно. В основном не соглашаюсь на какие-то повторения. В первую очередь это должно быть мне интересно.
— Если бы планировалось продолжение, вернулись бы к роли Юлии?
— Думаю, да. Мне кажется, там еще есть о чем поговорить.
— А в других проектах Александра Войтинского хотели бы поучаствовать?
— Да, я бы с удовольствием с ним еще поработала.
— За последние четыре года вы снялись как минимум у четырех женщин-режиссеров: в проектах Оксаны Карас, Юлии Трофимовой, Веты Гераськиной и Ренаты Литвиновой. Чем работа с женщинами-режиссерами отличается от работы с мужчинами-режиссерами? Или все зависит от взаимопонимания между актером и постановщиком?
— Для меня абсолютно никакой разницы нет. С женщинами мне даже сложнее работать, как ни странно, но от этого не менее интересно. Я как человек абсолютный эмпат, и для меня очень важна энергия. Я очень многие вещи иногда не могу объяснить, просто чувствую их. Когда работаешь с режиссером-мужчиной, на площадке присутствует логичная энергия. Понятно, что никакого флирта, никаких романтических отношений нет. Просто это очень понятная мне энергия.
Когда ты общаешься с сестрой или с мамой, ты тоже понимаешь эту энергию. С режиссером-женщиной ощущается другая энергия, менее понятная мне. То есть по-другому нужно подходить к этому процессу. Но мне повезло с женщинами-режиссерами — у всех было замечательное чувство юмора. Как-то все было очень ладно и спокойно. Совсем недавно у меня закончились съемки проекта «Мама из прошлого», где режиссером опять была женщина. Тоже было замечательно.
— За вами закрепился экранный образ сильной женщины со сложной судьбой. Это и Лариса Айдарова из «Мерзлой земли», и фехтовальщица Александра Покровская из «На острие», и Лиза из «Другого имени». У многих ваших героинь травмирующий опыт. Пропускаете ли вы через себя их истории? Не случается ли эмоционального выгорания после съемок или вы оставляете своих персонажей на работе?
— Я оставляю персонажей. Я не из тех, кто будет рефлексировать и думать об этом, уходя с площадки. Лучше буду думать о том, как я поработала, удались ли сцены, потому что не смотрю плейбэк и от этого, конечно, сложнее. Если бы я переживала истории героинь дома, то была бы частым пациентом психотерапевтов, психиатров. У каждого свой подход. Кто-то из актеров очень серьезно к сценам подходит, какие-то истерики, сложно бывает. Кому-то в этом состоянии нужно пребывать долго, не отпускать. Мне, наоборот, нужно расслабиться, в какой-нибудь запрещенной сети посидеть, с кем-нибудь поговорить по телефону, поиграть в игру — просто отвлечься. Домой я это (работу. — РБК Life) не буду брать.
— Как вы эмоционально восстанавливаетесь после съемок?
— Я молчу. Чтобы восстановиться после какого-то проекта, мне обычно нужна неделя без музыки, без телевизора (его у меня в принципе нет). Я ни с кем не встречаюсь. Мои близкие это знают, понимают, принимают, слава богу.
— У вас очень плотный съемочный график, каждый год выходит по два проекта с вашим участием. Как вы все успеваете?
— Это не означает, что я с утра до ночи сижу на площадке. Я делаю проект и позволяю себе отдохнуть, чтобы в следующем проекте было что отдать. Если я выйду пустая, принесу ту же себя, какой я была на предыдущем проекте, никому это не будет интересно. В первую очередь мне.
— Вы некоторое время играли в театре. Пока не возвращаетесь на сцену, потому что сложно совмещать театр и кино?
— Сложно совмещать, когда насыщенный съемочный график, но в целом это возможно. Для меня театр всегда много значил, и так осталось до сих пор. Думаю, что в скором времени я смогу порадовать зрителей.
— Сейчас многие российские актеры пробуют силы в продюсировании и режиссуре. Дарья Мороз, выступившая продюсером нескольких сериалов («Жить жизнь», «Содержанки») осенью представила свой режиссерский дебют «Секс. До и после». Петр Федоров выпустил сериал «Ласт квест», где он и режиссер, и сценарист, и исполнитель главной роли.
— Как они это делают, я не понимаю…
— У вас тоже был продюсерский опыт, связанный с артхаусной драмой «Другое имя» Веты Гераськиной. Расскажете?
— Честно — мне не понравился этот опыт, потому что невозможно одновременно быть актером, который должен думать о сцене, и продюсером, который должен думать про бюджет и где найти деньги. Плюс ко всему для этого должна быть какая-то информационная база, а у меня как таковой ее нет в нужном объеме. Когда-нибудь, я не зарекаюсь, возможно, что будет еще проект. Пока мне интересно быть актрисой. Мне так комфортно.
— В «Другом имени» вы играли привилегированную женщину Лизу, которая отрицает свое прошлое. Героиня писалась специально под вас. Бывает ли такое, что режиссер немного переосмысляет персонажа, ориентируясь на ваше мнение о персонаже?
— Такое часто бывает. Одно дело, когда сценарист пишет персонажа, а другое дело, когда ты его уже начинаешь играть как актриса. В какой-то момент я начинаю понимать, что сейчас лучше чувствую героиню, чем тот человек, который ее писал. Мы советуемся, режиссер соглашается или не соглашается, или говорю: «Да, вы правы, наверное, лишнее сказала, будем делать, как вы написали». Это такой творческий процесс, где все включены, все в соавторстве.
— Весной 2023 года вышел сериал Федора Бондарчука «Актрисы» с вашим участием. Проект заглядывал за кулисы и показывал изнанку актерской профессии. Прорабатывали ли вы свой личный опыт в сериале?
— Конечно, в такой истории без опыта никак. Понятно, что все актеры уже со своим багажом приходят, оттого и было сложнее играть. Одно дело, когда ты придумываешь персонажа. Он эфемерный, и ты его начинаешь лепить. А тут (в «Актрисах». — РБК Life) и придумывать ничего не надо было. Я знаю эту профессию, знаю закулисье, как общаются актеры, режиссеры, как это все происходит — кастинги, пробы и так далее. В «Актрисах» самым главным было никоим образом не обмануть зрителя. Нужно быть очень честным, а это всегда больно. Быть откровенным — это больно. Ты становишься абсолютно ранимым, когда обнажаешься. И я говорю не про обнажение тела. Для меня это был один из самых сложных проектов за последнее время.
— Вы впервые работали с Федором Бондарчуком как с режиссером. Как проходили съемки?
— Это было удивительно. Можно ли больше любить артиста, чем любит Федор Сергеевич, я даже не знаю. Он достаточно крепко держит группу, команду. Уникальная дисциплина была на площадке во время съемок проекта. При этом оставалось время для творчества, где мы сходили с ума, что-то придумывали, шалили... Мы же актеры, как без этого? И Федор Сергеевич нам говорил: «Да-да, давай, еще, супер, здорово!» Удивительный человек. Плюс ко всему очень мягкий. Он замечательный актер и, конечно, чуть иначе это чувствует и объясняет. Иногда мы понимали друг друга с полуслова.
— Одна из сильных сторон «Актрис» — танцы в конце каждой серии, которые иногда красноречивее слов. Говорят, Федор Бондарчук требовал, чтобы вы каждое движение доводили до совершенства. Сложно было ставить танцы?
— Доводили, да, а толку-то? Все это так отрезали… На самом деле были большие постановки и только небольшая часть танцев в итоге вошла в сериал. Было много репетиций. Я занимаюсь танцами, но эта хореография для меня была сложной. Хотя на съемках мы тоже веселились. Это же самое главное — когда ты все делаешь не ради результата, а живешь в этом процессе.
— На что вы готовы пойти ради роли?
— Есть мало чего-то такого, чему я скажу «нет» в работе над проектами. Я очень любопытная, мне нравится пробовать что-то новое — вырываться на территории, на которые я еще не заходила. И потом, в такой профессии ставить себе какой-то потолок и говорить: «Нет, никогда» — зачем? Ты себя обкрадываешь как будто.
— Для роли в «Нулевом километре» вы, например, преодолели страх высоты…
— Все было. И страх высоты, и обнаженные сцены, и поцелуи, и аварии, и дикие животные... Это был прекрасный опыт. Хочется еще и еще. Что будет дальше, я не знаю.
— А в космос бы полетели?
— Собиралась, да. Было дело.
— В вашем портфолио абсолютно разные героини, от домохозяйки Юлии до графини Елизаветы Батори. Есть ли любимые персонажи?
— Они все любимые, потому что, когда ты берешься за персонажа, тебе хочется раскрыть характер, попробовать покопаться в нем. Есть такие проекты, которые невероятно значимы для моей карьеры. Это фильм «Благословите женщину» Станислава Сергеевича (Говорухина. —РБК Life). Без этой картины, без моей работы с таким режиссером никто не знает, как бы все сложилось. «Не хлебом единым» тоже знаковый для меня фильм.
— Когда на съемках возникают непредвиденные ситуации, к которым нужно быстро адаптироваться, как вы справляетесь со стрессом?
— Впадаю в панику. (Смеется.) Потому что я нормальный, живой человек. Когда мы снимали фильм Карена Оганесяна «Герой», наши герои, мой и Саши Петрова, должны были гонять на скутерах по реке. Было холодно, по-моему, начало апреля. Скутер перевернулся, и я упала в воду — в одежде, во всем. Конечно, было страшно. Но таких случаев было очень мало.
— Есть ли проекты, об участии в которых вы жалеете?
— Есть такие, но я не буду их называть.
— В прошлом году вы сыграли главную роль в детективном сериале «Мерзлая земля» Оксаны Карас. Ледяной нуарный детектив по мотивам истории абаканского маньяка рассматривал все события с женского ракурса. По сюжету таксистка Лариса Айдарова пыталась разобраться, причастен ли ее жених к серии убийств девушек. Получилась пронзительная история с мощным социальным подтекстом. Какие впечатления оставил сериал?
— Мне он тоже очень нравится. Этот проект как раз «попил соки». Мы снимали в Петербурге весной, было очень холодно. Почти все съемки проходили на Финском заливе, холод там невозможный, все находились на улице. Помимо того, что это был эмоционально сложный проект, он еще был сложный физически. Нужно было много бегать. Когда на тебе четыре пары штанов, пять кофт, еще надо как-то передвигаться — это достаточно сложно. Мы там, конечно, замерзли. И вот после этого проекта я приехала домой и на неделю просто закрылась. Говорю: «Не звоните, не пишите, хочу молчать».
— Роль Ларисы Айдаровой пробирает до мурашек. Самоотверженная женщина с непростым прошлым одновременно вызывает сочувствие и восхищение. Что вы думаете о своей героине?
— Мне даже одна девушка в социальной сети писала: «Это мою историю так переписали, какие-то моменты исковеркали». Я не знаю, правда это или нет. Лариса — сильная женщина, которая одна растит ребенка, занимается не самым простым женским делом. Любящая женщина до последнего верит, надеется и защищает жениха. Нужно иметь сильный характер, чтобы до последнего бороться, идти против всех, искать свою правду и при этом не потерять себя. Это был очень интересный опыт.
— В проектах, основанных на реальных событиях, играть сложнее?
— Дело в том, что все эти истории так или иначе сняты по мотивам. Все равно присутствуют некие отступления. Мы как творческие люди имеем право на некоторые фантазийные моменты. Нет задачи прямо следовать истории. Некая свобода все же есть.
— В российской киноиндустрии наступила эпоха возрождения сказок. Только недавно вышли «Бременские музыканты» и «По щучьему велению», а в марте состоится премьера «Летучего корабля». В следующем году вы появитесь в «Волшебнике Изумрудного города» в роли злой колдуньи Бастинды. Для вас сказка — совершенно непривычный жанр. Планируете и дальше его осваивать?
— Поживем — увидим. Не могу сказать, что теперь хочется сниматься только в сказках. Я, скорее, знаете, закрываю свой гештальт. В детстве очень любила эту сказку («Волшебник Изумрудного города») и то, что буду играть Бастинду, совсем не могла предположить. Когда я была маленькой, мне казалось, что максимум Элли. Будут ли у меня еще сказки или нет… Наверное, будут. Это интересно, необычно.
— За вашими плечами около ста проектов самых разных жанров — от научно-фантастической комедии до супергеройского блокбастера. Были ли среди них те, которые изменили вас внутренне?
— Это был проект Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни». От съемок в нем я сначала отказывалась. Честно — я боялась. А потом меня все это так затянуло. «Краткий курс счастливой жизни» стал для меня таким дорогим проектом. Он меня очень сильно изменил. Мне вдруг захотелось стать такой же независимой, такой же свободной, такой же парящей, как моя героиня Саша. Многим вещам я у нее научилась. Мне хотелось быть на нее похожей. Так бывает, что ты что-то берешь у персонажа и оставляешь себе. Ему что-то свое отдаешь. Так мы обогащаем друг друга.
— А роль мечты у вас есть?
— Как-то так складывается, что все, что мне хотелось сыграть, так или иначе воплощалось в персонажа. Я помню, был момент, когда мне очень хотелось сыграть леди Макбет Мценского уезда. И у меня случился проект «Кровавая леди Батори». Как-то так везет в профессии, что все, чего мне хочется, так или иначе сбывается.
— Вы верите, что все складывается так, как и должно быть?
— Я действительно фаталист. Мне кажется, что все, что происходит, оно так и должно было сложиться. Все встречи не случайны и все такое.
— Чем вы занимаетесь в свободное от съемок время? Какие у вас хобби?
— Я занимаюсь на пилоне. Эта любовь выросла из репетиционных моментов — я готовилась к фильму («Любит не любит». — РБК Life). После съемок я продолжила этим заниматься. Плюс есть велосипед. Я даже зимой в прошлом году каталась. Для меня это очень хороший способ снять напряжение, расслабиться.
— Правило, которым вы руководствуйтесь по жизни?
— Не опаздывать. И очень не люблю, когда ко мне кто-то опаздывает.