«Я везде сволочь». Сергей Гилев — о ролях злодеев, Бондарчуке и живописи
. РБК Life поговорил с актером об авторском кино и work-life balanceАктер Сергей Гилев — о ролях злодеев, Бондарчуке и живописи: «Я везде сволочь»
16 ноября в кинотеатрах выходит фильм Антона Ермолина «Ниша» — одна из самых удивительных российских картин в этом году. Главный герой решает бросить работу грузчиком и стать экстрасенсом-биолокатором, после чего попадает в странное измерение, населенное молью.
По случаю премьеры этого необычного фильма у обозревателя РБК Life Кати Загвоздкиной состоялся такой же необычный разговор с актером Сергеем Гилевым — он сыграл в «Нише» загадочного «человека в пальто».
— Вам очень идет каракулевая шапка, которую ваш персонаж носит в «Нише».
— Классная шапка! Еще и очень приятная на ощупь, я все время на съемках ее поглаживал.
— Фильм «Ниша» Антона Ермолина про экстрасенса вместе с фильмом «Контакты» Дмитрия Моисеева про инопланетян, показанные на фестивале «Маяк», — две самые необычные российские картины, которые я видела в этом году. Это ваша стратегия — сниматься в странном авторском кино?
— Актер в России работает на входящих: ты получаешь разные приглашения, соглашаешься или не соглашаешься на них. Это слабая позиция, чаще всего ты не способен сам что-то инициировать. И если вдруг поток входящих иссякнет, придется вообще думать, работаешь ты или нет.
— Чем вас привлекла «Ниша»?
— У «Ниши» классный сценарий! Когда тебе такой приходит, ты говоришь: «Конечно, я должен в этом сняться!» Не так часто присылают хорошие сценарии. Вообще есть ощущение, что актеры согласны чуть ли не постоянно в таких странных проектах сниматься.
«Нишу» снял Антон Ермолин, это его дебют, что тоже здорово: ты работаешь с новым человеком, который все делает по-своему. При этом Антон с самого начала до самого конца знал, что именно он хочет снять, как это должно выглядеть. Наш фильм, как определил Антон, снят в жанре «драмеди с элементами магического реализма», мне очень нравится эта формулировка.
К тому же у меня очень необычная роль. Бывает, что присылают хороший сценарий, но тебе выпадает роль продажного полицейского или злого мужа, который бьет жену. И ты думаешь: «Ну и зачем оно мне? Я такое уже играл, мне скучно». А в этом фильме даже нет таких персонажей — все роли какие-то дикие.
— У вас и правда очень необычный персонаж. У него даже нет имени, в титрах он указан как «человек в пальто». А как вы сами себе объясняли, кто он?
— Бывают такие люди, которые хорошего человека приглашают куда-то, куда хорошему человеку на самом деле не надо. Мой герой — что-то среднее. Он из того же ряда, что и загадочный человек в «Шоссе в никуда», который улыбается и говорит «Позвони мне!», или герой Гэри Олдмана в «Трассе 60». Такой странный тип. Но при этом убедительный, по какой-то причине люди ему не могут отказать. Если ты принял его предложение, ты попался! При этом он совсем не злой.
— Не злой?
— Да. А что в нем плохого? Он ничего особенного не делает. Просто у него своя система, свои схемы. Лиса или волк же не плохие — они просто устроены так, что вынуждены поедать других зверей. И главное, в этом году я постоянно играю плохих! Поэтому всех героев, которые не совсем антагонисты (кто никого не убил, не измазался чьей-то кровью, не съел никого), я предпочитаю считать хорошими. И ролям, которые можно по-разному интерпретировать, я особенно рад.
— Знаете, бывает черная полоса, а у вас была полоса плохих!
— На самом деле она только началась. Все, что в этом году с лета снимается, — я везде сволочь. Так что для себя я решил: хорошо, всех отрицательных героев, которых мне предложат в этом году, я возьму, но после завяжу с ними. При этом я еще не сыграл такого плохого или такое количество плохих, чтобы все сказали, что я самый главный плохой.
— Как вы себе объясняете мотивацию таких героев?
— Когда мне предлагают играть главного злодея, я говорю: «Послушайте, это совсем не злой человек! Он жил своей жизнью, занимался своими делами, у него все было налажено, а тут приходят какие-то странные люди, вмешиваются в его жизнь, рушат ее. И почему-то они считаются положительными, а я, тот, кто пытается вернуть обратно то, что у него было, отрицательным».
«Зло-презло» обычно бывает в мультиках — просто необоснованный злой персонаж, и все. А чаще всего это как-то объясняется: почтальон Печкин же не просто так был вредным. Просто у него велосипеда не было.
— У Дэвида Линча в фильмах есть инфернальное зло. Это такие полюса: есть добро и есть зло.
— Ну тогда это классно! Когда это такое зло до конца, человек из ада.
— Как думаете, почему вам так часто предлагают играть отрицательных персонажей?
— Я так предполагаю, что у всех есть какие-то свои механизмы защиты. И я с детства пытался защищаться тем, как я смотрю на людей. Чтобы они, увидев меня, подумали: «Да ну его на фиг! Лучше к нему не подходить вообще». Иногда я иду на пробы, где нужно сыграть хорошего простого парня, обычная сцена, простые слова, никакой агрессии. А режиссер посмотрел ее и говорит: «Почему ты такой злой?»
Но я не знаю почему! Я и сам пару раз видел себя на экране и думал: «Что ж ты какой злой-то?» Может быть, это мой природный дар — что бы я ни делал, я на экране выгляжу как хороший злой!
Раньше мне предлагали и положительных, и отрицательных героев, но, видимо, где-то у меня получился хороший антагонист, и теперь меня зовут играть в основном их. Но есть и исключения — в «Голове-жестянке» Вани Капитонова, например, я сыграл нормального хорошего человека.
— Главный герой «Ниши» — экстрасенс, его играет Владимир Свирский. А вы верите в экстрасенсов и потусторонние миры?
— Их, конечно же, не бывает, и я в сверхъестественные способности людей не верю. С другой стороны, во вселенной так много всего — может быть, существует что-то совершенно неожиданное, мы просто до этого пока не дошли или не долетели.
— Вы не так давно снимаетесь в кино, и вас уже приглашают сыграть в таких звездных камео. Чувствовали себя приглашенной звездой на съемках «Ниши»?
— Вообще не было такого! Мне кажется, половина площадки была не в курсе, кто я такой. Да, я где-то снялся, но мало кто эти проекты видел.
Я могу предположить, почему я вообще попадаю в фильмы к режиссерам-дебютантам, снятые по необычным сценариям. Обычно продюсер думает: «Так, мы сняли авторский фильм, поедем с ним по фестивалям, а потом надо будет хоть что-то заработать». И пытается продавать на главную роль кого-нибудь более-менее знакомого зрителям. Себя я не представляю в роли «заманушки», но по какой-то причине у меня берут интервью, я три тысячи раз их давал, у меня есть определенный вес в медиа. И на месте продюсера я бы подумал: «Так, про этого парня, если он у нас будет сниматься, обязательно кто-то напишет — какой-то шум вокруг фильма будет».
— Чувствуете, что за последний год стали звездой? Например, люди чаще вас узнают на улице?
— Нет. Я сейчас нахожусь в очень комфортной ситуации: те, кто находится в индустрии, меня знают и предлагают работу, но жить никто не мешает. Я хожу по улицам, по Москве, по Петербургу, и в лучшем случае один раз в месяц меня кто-нибудь узнает. Недавно, кстати, был смешной случай. Я пришел в первый раз в жизни в Измайловские бани. Ко мне в кабинку, где отдыхают между походами в парную, подсел незнакомец и говорит: «Вы же Сергей Гилев из «Пассажиров»! Класс, мы недавно с женой их посмотрели!»
— Вы рассказывали, что участвовали в работе над сценарием второго сезона «Пассажиров», в котором вы сыграли главную роль. У вас есть сценарные амбиции?
— Такое пока было один раз: этот сериал снимали мои друзья. Плюс мы уже после первого сезона понимали, что будет второй, в котором я сыграю главную роль, поэтому у меня была возможность присоединиться к работе на этапе написания сценария.
Я не учился сценарному мастерству, а от природы у меня не получается писать по какому-то правильному шаблону, чтобы были начало, развитие действия, финал. Я кое-что пишу, но пока ничего не довел до конца. Да и не занимаюсь этим целенаправленно, потому что катастрофически не хватает времени. Но поучаствовать, предложить что-то я готов. Например, если вдруг какие-то профессиональные люди будут писать сценарий сериала, в котором я буду играть.
— Один из самых ваших громких проектов в этом году — «Актрисы» Федора Бондарчука по сценарию Паулины Андреевой. Сложнее было играть актера? Это же такая рамочная конструкция?
— Вообще без разницы! Нам было легко и весело: актеров вокруг полно, они очень разные, мы могли придумывать все что угодно. Проблема была только в том, как правильно сыграть пьяненького в очередной раз.
— В очередной раз?
— Да. Я, бывает, играю пьяненьких людей. Пытаюсь каждый раз как-то по-новому это сделать.
— В «Актрисах» у многих героев есть прототипы. А у вашего был? Поговаривали, что вы играете как бы Данилу Козловского.
— Тут не могло быть одного конкретного прототипа, это сборный персонаж. В любом случае в нем должно что-то быть и от Данилы Козловского, и от Саши Петрова. Но я их старше. Плюс я играю персонажа, у которого проблемы с алкоголем и проблемы с карьерой. У этих ребят ни того, ни другого нет.
Может быть, Паулина и Федор знают актеров, которые злоупотребляют алкоголем. Таких, про которых ходят слухи, как они, напившись, разгромили номер отеля или ушли в запой на несколько месяцев. Я с такими не знаком. В основном я вижу коллег на площадке, а чтобы лучше узнать человека, нужно общаться какое-то время вне работы. За пределами съемочной площадки у меня только пара-тройка друзей из актеров, и у них все в порядке.
— Как вам работалось с Федором Бондарчуком? Он строгий?
— Очень весело и озорно было работать с Бондарчуком! Когда все нормально работают, стараются не делать брак, зачем быть строгим? Нужно шутить, чтобы все расслабились. Пока Федор Сергеевич шутит, все хорошо. Как только перестает шутить, все понимают, что-то пошло не так, надо поправить.
Но могу сказать, что это одна из лучших площадок, на которых я работал. Хочу, чтобы Паулина и Федор еще куда-нибудь меня пригласили сниматься.
— Это интервью выйдет, они прочитают его и позовут!
— Да, Федор Сергеевич прочитает и подумает: «О, Гилев! Что-то я давно его не видел!» Единственное несбывшееся ожидание — что это будет чуть более хитовый сериал, чем получилось. Есть ощущение, что о нем слишком мало говорили. И это бесит.
— В 2023 году, если верить «Кинопоиску», у вас выходит девять проектов. Как у вас с work-life balance?
— Идеально! Во-первых, эти фильмы могли сниматься раньше, например в прошлом году, а выйдут в этом. Во-вторых, часто я играю небольшие роли, на которые трачу от двух до десяти съемочных смен. Если размазать это по году, получится не так уж много рабочих дней.
Прямо сейчас, где-то с середины лета, у меня впервые в жизни начался период, когда каждый месяц я снимаюсь намного больше, чем отдыхаю. Раньше было наоборот: условно, 20 выходных и пять рабочих дней. И у меня оставалось время на отдых, чему мы с семьей были очень рады. Мы часто вместе куда-то выбираемся. Например, когда летом были съемки в Петербурге, мы все вместе туда перебрались.
— Как вы обычно проводите выходной день?
— В выходной я обычно просыпаюсь рано, потому что просыпается детеныш. Забираю Федю, меняю подгузник и иду кормить его кашей. Мы с ними играем, даем маме выспаться — такой у нас стиль, когда я дома. Мамы в первые два-три года жизни ребенка спят намного меньше, чем папы, поэтому им надо давать отдохнуть!
Классно, когда ты можешь проводить время с ребенком: я вижу, как у него появляются в эфире новые слова, когда у него получается что-то новое при мне и благодаря мне. А не так, что я узнал, что у него нового, когда приехал из командировки.
— Вы рассказывали в других интервью, что увлекаетесь живописью. Сейчас над чем-то работаете?
— Каждый раз, когда мне кто-нибудь напоминает об этом, я думаю: «Надо опять начать рисовать!» Очень обидно, но ничего не успеваю, работа над новыми картинами уже сто тысяч лет на паузе.
— А на какую тему чаще всего писали?
— Я начинал с диско-шаров — какой-то нарядный фон, палка сверху, на ней шар, который расчерчен квадратиками. И все может быть разноцветным — фон, квадратики, шар. Тогда я думал, что у меня будут только диско-шары. Я их рисовал баллончиками на таких больших картонках, получались диско-шары с немного потекшей краской.
Потом диско-шары мне надоели, и я стал рисовать друзей, это было в Ижевске. Потом я рисовал рыб — тогда я решил, что теперь будут только они. Рыбы очень классные — они могут быть разноцветными, разной формы. Их я рисовал в основном в Нью-Йорке. Потом снова в Москве были звери: собаки, кошки, олень. Олень стоит у меня дома — это любимая картина жены. Потом снова начал писать людей. До сих пор у меня есть целый список, очередь картин, на которые стоят мои друзья.
— Получается, вы рисуете дольше, чем снимаетесь в кино?
— Да, я начал писать еще в 2012 году! И нарисовал уже 120, максимум 150 картин — кажется, сам уже не помню их все, у меня даже нет их фотографий. Некоторые меня настолько бесили — они стояли, лежали дома, мешали, занимали место, — что я в какой-то момент их по одной начал выставлять в своем подъезде, на ящике для почты. Это были картины, которые я готовил к выставке про смешных людей из истории в 2015 или 2014 году. Помню, среди них был, например, Лжедмитрий.
Потом кто-то из соседей — видимо, настолько они ему не нравилась — стал прятать картины за батарею. Я их доставал и устанавливал обратно. Одна картина совсем исчезла — видимо, ее выбросили. Так я четыре или пять своих работ в подъезде оставил, и они пропали. Это навсегда утраченные работы.
— Для вас живопись — это своего рода терапия? Вам нравится сам процесс — умиротворение, сосредоточенность?
— Не совсем. Обычно все начинается с того, что я придумываю, что проведу выставку, и к ней начинаю рисовать 20, 30, 40, 60 картин. Потом выбираю дату и место, под каждой картиной ставлю подпись, чтобы людям было чем заняться — не только посмотреть, но еще и почитать. Приглашаю на выставку кучу друзей, чтобы они пообщались, встретились с другими старыми приятелями, отдохнули, послушали музыку — это еще и немножко вечеринка. Но сейчас не время для вечеринок. И поскольку нет этой финальной точки, главного мероприятия, для которого я пишу, выходит, я бы просто рисовал в стол. Это уже другая мотивация — а мне все-таки хочется, чтобы была выставка.