«Бьют по сборам голливудские блокбастеры». Какие фильмы снимают в Якутии
. Продуктивные режиссеры, разные жанры и другие особенности «Сахавуда»19 января в российский прокат вышла комедия «Молодость» — новый фильм одного из самых известных якутских режиссеров, победителя «Кинотавра» Дмитрия Давыдова. Перед премьерой критик Катя Загвоздкина поговорила с Давыдовым, а также еще с тремя режиссерами — Степаном Бурнашёвым, Любовью Борисовой и Владимиром Мункуевым — о феномене якутского кино и о том, с чего стоит начать знакомство с ним.
Что такое якутское кино
О снятых в Якутии фильмах говорят и пишут последние лет десять так часто, что о нем слышали даже те, кто мало интересуется кино. Первая причина такого внимания — триумфальный успех на фестивалях. Якутские фильмы получали награды едва ли не на всех российских смотрах, включая два главных: в 2018 году «Царь-птица» Эдуарда Новикова победила на ММКФ, в 2020 году «Пугало» Дмитрия Давыдова — на «Кинотавре».
В начале 1990-х, когда кинопроизводство в России находилось в упадке, в Якутии была создана студия «Сахафильм», которая активно работает до сих пор. Снятые в республике фильмы оказались популярны у местного зрителя, что обеспечило киностудиям финансовую поддержку, режиссерам — возможность снимать дальше. Кроме того, в Якутии сейчас действуют частные организации, которые поддерживают производство кино, например фонд Sinet Team.
Якутские фильмы награждают на фестивалях не только в России, но и за границей. И речь не только об этнических площадках (таких как фестиваль кино коренных народов мира imagineNATIVE в Торонто, где любят различную киноэкзотику), но и о крупных фестивалях в Берлине, Монреале, Ситжесе и Карловых Варах. Фестивальным успехам сопутствуют высокие оценки кинокритиков — последние лет пять пресса пишет о фильмах, снятых в Республике Саха, как о самом интересном и самобытном явлении в современном российском кино.
Еще одна причина — удивительная продуктивность якутских режиссеров (чтобы обозначить ее, придумали полуироничный-полусерьезный термин «Сахавуд» — по аналогии с Голливудом или Болливудом). В среднем в Якутии выходит два фильма в месяц. «Как правило, производство идет очень быстро: от идеи до премьеры фильма проходит год-полтора. Если два года, то это уже долго, — рассказывает режиссер Любовь Борисова. — Дело в том, что в основной массе в Якутии снимают независимые киностудии, работа которых завязана на кассовых сборах: чем быстрее фильм выйдет в прокат, тем быстрее он отобьется».
Какие фильмы снимают в Якутии
Те, кто слышал о фестивальных успехах якутских фильмов, могут сделать вывод, что якутское кино — это исключительно артхаус, фильмы, предназначенные для узкой кинофестивальной публики, такие как победившая на ММКФ в 2018 году драма Эдуарда Новикова «Царь-птица» про пожилую пару, которой приходится приютить у себя дома орла. Но это мнение ошибочно: в Якутии снимают разные фильмы, в том числе и множество жанровых проектов — детективы, мелодрамы, комедии (на них специализируется студия DETSAT, сокращение от «Дети Сахатеатра»). «Наше кино в основном ориентировано на якутский рынок, поэтому в нем поднимаются темы, которые актуальны здесь. Часто выпускают жанровое, недорогое в производстве кино», — говорит Давыдов.
Например, самый кассовый якутский фильм «Агент Мамбо» Алексея Амбросьева-младшего — это комедийный боевик про непутевого полицейского, который вынужден по заданию начальства внедриться в банду угонщиков. Любят в Якутии и фильмы ужасов: Степан Бурнашёв снял «Республику Z» про зомби, Костас Марсан — мистику «Иччи».
Но якутские фильмы — и в этом еще одна их особенность — в отличие от многих артхаусных картин, вышедших при поддержке Минкультуры и продюсеров, действительно окупаются в прокате. Причина в том, что у них есть свой зритель: в Якутии охотно ходят на снятые в республике фильмы, якутские картины обходили там по сборам не только общероссийские премьеры, но и голливудские блокбастеры.
Наличие своего зрителя налагает на якутское кино и ограничения — у кассовых сборов, которые привязаны к численности населения в регионе, есть свой потолок. «Каждый продюсер знает, сколько он может потратить на фильм, чтобы не уйти в минус», — отмечает Борисова.
Несмотря на признание критиков и популярность на фестивалях, в общероссийский прокат из снятых в Якутии фильмов выходят единицы. Мешает языковой барьер: в фильмах говорят в основном на якутском (так же, как в самой республике, где два официальных языка — русский и якутский). «Сейчас нам в первую очередь нужно работать с российским зрителем, объяснять ему, что наше кино может быть на другом языке, — говорит Давыдов. — Практика показывает, что российский зритель пока не готов смотреть фильмы не на русском языке и читать субтитры. Но интерес к якутскому кино есть у зрителей и за пределами региона».
Путь якутского кино к широкому зрителю несколько упростили онлайн-кинотеатры. На главных российских стримингах (например, в Premier, Okko и Wink) доступны многие картины, снятые в Якутии. Кроме того, существует специализированный онлайн-кинотеатр с фильмами из Республики Саха.
Якутские режиссеры также сталкиваются с финансовыми и сопряженными с ними техническими ограничениями. У снятых в республике фильмов, как правило, относительно небольшие бюджеты — около 1,5–2 млн руб. (для сравнения: на производство «Холопа» ушло 160 млн руб., «Спутника» — 190 млн руб., «Левиафана» — 220 млн руб.). Из-за этого якутские фильмы смотрятся скромнее, чем многие современные российские блокбастеры. Но режиссеры научились скрывать экономию благодаря видам бескрайнего севера, на которые можно смотреть вечно, напряженным, драматическим сюжетам, небольшому количеству героев и хронометражу.
Якутское кино и тень колониализма
Один из последних триумфов якутского кинопрома — фильм Владимира Мункуева «Нуучча» (получил на «Кинотавре» приз за режиссуру в 2021 году). Он рассказывает о сосланном в Якутию каторжнике (Сергей Гилев), которого селят к местной семейной паре. Они должны обеспечивать его кровом и едой, но скоро ссыльный начинает вести себя как хозяин и присваивает себе не только дом, но и его хозяйку. Главный герой — легко считываемая метафора колониализма: приехав в чужие края, он навязывает свои порядки и не считается с местными устоями. Фильм собирались выпустить в прокат еще в 2021 году, но он до сих пор не попал на большой экран. Не помогли и московские продюсеры (среди них — Борис Хлебников, Евгений Никишов и Валерий Федорович), при участии которых создан фильм.
Мункуев рассказывает, что решил снять эту картину после того, как прочитал рассказ Вацлава Серошевского — сосланного в Сибирь в XIX веке польского революционера. «Я с удивлением узнал, что наш фильм соответствует какой-то повестке, уже когда мы его представляли зрителям. Когда я писал сценарий, даже слово «колониальный» еще никто часто не употреблял. Мы хотели снимать в первую очередь про людей и отношения между ними, — рассказывает Мункуев. — На мой взгляд, в этом фильме нет ничего крамольного. В нем есть те чувства и эмоции, которые нужно обсуждать, и те вопросы, которые нужно задавать друг другу», — добавляет режиссер.
«О прошлом и его проблемах нужно говорить и снимать, учиться на том, что произошло, — соглашается Бурнашёв. — Но некоторые люди эти кровавые отрезки истории поднимают на флаг, делают из них культ. Проецировать эти события на настоящее — это, на мой взгляд, ошибочный подход к истории. Зачем на этом фоне разжигать межэтнические конфликты? Прошлое не изменить, мы должны жить в настоящем».
«Если посмотреть наши фильмы, колониальной проблематики не прослеживается, — соглашается с ним Борисова. — У меня в картине «Не хороните меня без Ивана» конфликта нет: русские — свои, родненькие. Половина населения Республики Якутия — якуты, половина — русские. Как их разделить?»
Все режиссеры на вопрос, можно ли считать якутское кино российским, ответили утвердительно. «Конечно, российское. Когда мы выезжаем на зарубежные фестивали, мы представляем там Россию», — говорит Давыдов. «Да, российское, если мы понимаем под российским не только московское и петербургское кино», — уточняет Мункуев. И добавляет, что это московское кино больше оторвано от жизни в России, чем то, которое снимают в регионах — например, в Якутии или в Кабардино-Балкарии, где работают ученики Александра Сокурова.
«Мы мало знаем о себе, живя в такой богатой языками и культурой стране. На мой взгляд, будущее общероссийского кино связано с развитием кино регионального», — говорит Бурнашёв. С ним согласна и Борисова: «Наши режиссеры и продюсеры ищут способы, как выйти к широкому зрителю вне республики — внутри нее якутскому кино уже тесновато».
Что посмотреть
«Молодость»
2023, режиссер Дмитрий Давыдов
Жанр: драматическая комедия
В прокате с 19 января
Обаятельный и непутевый Вася (Альберт Алексеев) возвращается в родную деревню, из которой он 20 лет назад, сразу после школы, уехал в город. Там его ничего не держит — с женой он в разводе, дети остались с ней, постоянной работой он так и не обзавелся. Но и в деревне его не ждут: родные умерли, старые знакомые не очень-то его жалуют, дом, в котором он вырос, обветшал. Но Вася не теряет присутствия духа — несмотря на все трудности, он намерен начать новую жизнь.
«Молодость» рекламируют как веселую комедию, но уже пересказ сюжета наводит на мысль, что эта комедия с горьким экзистенциальным привкусом — о потерянном времени и упущенных возможностях. Режиссер Дмитрий Давыдов на премьере сказал, что занесенная снегом деревня, в которой оказался главный герой, — на самом деле чистилище. Но в этом чистилище проходят дискотеки. «Молодость» — не просто комедия, а музыкальная комедия с несколькими номерами под песни якутской рок-группы «Хардыы» (одна из них, «Эдэр Саас», то есть «Молодость», подарила название фильму).
«Пугало»
2020, режиссер Дмитрий Давыдов
Жанр: драма
Фильм доступен в онлайн-кинотеатрах
«Пугало» — прозвище знахарки из якутской деревни, нелюдимой, неопрятной, пьяной от водки (Валентина Романова-Чыскыырай). Местные ее не любят и боятся — за глаза называют ведьмой, при встрече могут и побить. Но когда кто-то болеет, всегда приходят за помощью к ней — и знахарка никому не отказывает.
Драма про целительницу — настоящий якутский артхаус, снятый на чуть подрагивающую ручную камеру, с большим количеством общих планов, в которых самое важное происходит на заднем плане. Многое из того, что могло бы заинтересовать широкого зрителя — например, как главная героиня лечит тех, кто пришел к ней за помощью, — и вовсе оставлено за кадром. «Пугало» получило на «Кинотавре» в 2020 году главный приз, Валентина Романова-Чыскыырай за свою самоотверженную игру — награду за лучшую женскую роль. Но, возможно, даже важнее фестивальных призов зрительское внимание — «Пугало» вышло в прокат не только в Якутии, но и во всей России.
«Не хороните меня без Ивана»
2022, режиссер Любовь Борисова
Жанр: драма
В кинотеатрах с 20 января
Начало XX века, Сибирь. Якут Степан Бересеков (Александр Чичахов) периодически впадает в летаргический сон, очень похожий на смерть. Отличить одно от другого может только русский Иван Попов (Дариус Гумаускас). Болезнь становится причиной крепкой дружбы между ними.
«Не хороните меня без Ивана» (фильм основан на реальных событиях) — вторая режиссерская работа Любови Борисовой. Ее дебют «Надо мною солнце не садится», в котором молодой якут Алтан помогает своему пожилому соседу снимать видеоблог, чтобы найти его пропавшую дочь, получил приз зрительских симпатий на ММКФ в 2019 году. Фильм «Не хороните меня без Ивана», в свою очередь, получил главный приз фестиваля «Зимний».
«Ыт»
2021, режиссеры Степан Бурнашёв, Дмитрий Давыдов
Жанр: комедия, драма
Фильм доступен в онлайн-кинотеатрах
Деревенский альманах, снятый Степаном Бурнашёвым и Дмитрием Давыдовым. В полтора часа с небольшим уместилось семь историй, все действующие лица которых приходятся друг другу если не родственниками, то друзьями и соседями. Мальчик одалживает другу ружье отца без его разрешения; перенос туалета на участке становится причиной конфликта между двумя семьями; знакомство невесты с родителями жениха идет не так, как планировалось; мужчина теряет вырученные за продажу дома деньги и ссорится с женой. Но веселого в альманахе немного: большие драмы вырастают из пустяка и то, что начиналось как бытовой анекдот, иногда заканчивается трагически (хотя в нескольких новеллах конфликты разрешаются так же, как начинались, — благодаря случайности, в этом случае счастливой).
Режиссеры уже работали вместе: Степан Бурнашёв смонтировал «Пугало» Дмитрия Давыдова, они оба выступили сопродюсерами фильма Инги Шепелевой «Белый пароход».
«Айта»
2022, режиссер Степан Бурнашёв
Жанр: драма, детектив
Выйдет в прокат 30 марта
В якутской деревне, отрезанной от всего мира затяжными дождями, старшеклассница Айта, придя домой из школы, вешается на собственных лентах. Родители в ужасе, единственное объяснение того, что произошло, — оставленная Айтой записка, в которой она во всем обвиняет Афоню. Но Афоня в деревне один — недавно приехавший в Якутию из центральной России полицейский (Андрей Фомин), который в тот день подвез девочку до дома. Убитые горем родители и жители деревни приходят к выводу, что во всем виноват он, и собираются устроить самосуд. Афоня все обвинения отвергает. Глава деревенской полиции (Иннокентий Луковцев) сам не знает, кому верить, но решает укрыть Афоню до того, как можно будет провести расследование.
Хотя место действия «Айты» — глухая деревня, режиссер Степан Бурнашёв исследует в этом фильме очень актуальную тему — как расходятся слухи и фейки. «Айта» — предостережение: между анонимным обличительным комментарием в интернете и тем, что добрые селяне начнут заряжать ружья, дистанция очень короткая. Напряжение растет с каждой минутой и наконец сгущается так, что становится осязаемым, — на московской премьере зрители досматривали фильм, ерзая на краешке кресла.
«У меня очень много идей, про все сразу хочется снимать кино. Я не специально выбираю жанры — их диктуют истории, которые я хочу рассказать. Например, на фильм «Айта» (Бурнашёв — и режиссер, и один из авторов сценария. — РБК Life) меня вдохновило то, что люди пишут в интернете — их высказывания, которые часто основаны на домыслах и доводах. Не так давно в Якутии у мусорных баков нашли мертвую женщину. Кто-то написал в соцсетях, что она была пьяница, изменяла мужу. Это подхватили другие пользователи, стали писать комментарии с оскорблениями, которые не были подкреплены ничем. Потом оказалось, что эта женщина была преподавателем, занималась репетиторством. В начале января она возвращалась вечером после занятия, зашла в подъезд и сделала замечание пьяному соседу — он избил ее, выкинул на улицу, и она там замерзла. Это настоящая трагедия. Родственники этой женщины потом написали, что им было очень больно читать такие комментарии про нее в соцсетях. Фейк ньюс — это очень нездоровая фигня».
«Нуучча»
2021, режиссер Владимир Мункуев
Жанр: драма
Дата выхода в прокат пока неизвестна
В конце XIX века в Якутию приезжает ссыльный русский народоволец Костя (Сергей Гилев). Местный князь на зиму подселяет его к семейной паре — Хабджию (Павел Колесов) и Керемес (Ирина Михайлова). Они и называют Костю «нууччей» — в переводе с их языка это «русский». Оклемавшись, Костя начинает наводить в доме свои порядки — присваивает себе не только хозяйство, но и хозяйку.
Еще один фестивальный хит, фильм «Нуучча» был создан при участии московских продюсеров (Борис Хлебников, Евгений Никишов и Валерий Федорович). Он принес Владимиру Мункуеву приз за режиссуру на «Кинотавре» в 2021 году и стал небольшой сенсацией — одной из первых картин, снятых в России, в которой поднята тема колониализма. Но высокие оценки критиков не помогли ему выйти в прокат: дату несколько раз переносили, а потом и вовсе убрали из расписания релизов. Когда «Нууччу» увидят зрители, пока непонятно.