«Будем пытаться что-то делать». Снигирь, Цыганов, Готлиб — о будущем кино
. Кинематографисты на фестивале «Одна шестая» надеются на лучшееВ Екатеринбурге 17 августа завершился первый международный фестиваль дебютов «Одна шестая». В конкурсе показали 24 фильма из России, Великобритании, Испании, Израиля, Франции, Сербии, Белоруссии, Турции, Казахстана, Таджикистана и других стран. В рамках фестиваля также прошли актерская и сценарная лаборатории, участники которых прилетели в Екатеринбург из разных уголков России.
Кинокритик и автор Telegram-канала Shamporova Юлия Шампорова поговорила с самыми яркими представителями российской киноиндустрии, режиссерами, актерами, кураторами программ о будущем российского кино в современных реалиях.
Владимир Битоков, режиссер («Глубокие реки», «Мама, я дома»)
Знаете, в последнее время очень популярна фраза «Никак не могу отучиться с надеждой смотреть в будущее». Конечно, хочется верить в какое-то оптимистическое развитие, и мне кажется, что кино, как явление культуры, в любом случае, при любом развитии событий, будет существовать, будет развиваться, находить какие-то способы жить и пробиваться. То есть как растение, которое способно пробиться через любой бетон, через любой асфальт.
Культура в этом смысле, она всегда немножко выше и сильнее сиюминутных событий, поэтому я думаю, что что-то будет. Но мне кажется, что все-таки можно ждать какого-то провисания, по крайней мере, потому что сейчас российские кинематографисты во многом отрезаны от международного сообщества, которое обычно только подстегивает. То есть мы видим по нашим блокбастерам, что, когда они находятся в международной конкуренции, они стремятся к большему качеству, к лучшим визуальным эффектам. Сейчас эта отрезанность может сыграть злую шутку. Но если говорить о том, что мне больше интересно в авторском кино, конечно, сейчас как раз эпоха главных смыслов. Надо работать, надо что-то пытаться делать. Я думаю, что все будет нормально, лишь бы появлялись смелые авторы. Если будут появляться смелые авторы и вопреки всему работать, то тогда все будет хорошо.
Юлия Снигирь, актриса («Новый Папа», «Хороший человек», «Казнь»)
Я надеюсь на молодых кинематографистов, поэтому я здесь, на этом фестивале. Хотелось бы больше вдумчивого авторского кино. Это не означает, что оно должно быть очень скучным и мрачным, оно может быть вполне зрительским. Хороший пример для меня — фильм «По-мужски» (режиссер Максим Кулагин), в котором есть и юмор, и динамика, но есть и глубина, есть над чем подумать.
Егор Корешков, актер («Джетлаг», «257 причин, чтобы жить»)
В современном российском кино очень много интересующихся людей, дотошных в профессии, и мы как бы бьем по двум фронтам: и в количественном плане, и в качественном. Это видно и по сериалам, и по фильмам, которые собирают огромные кассы и продаются на различных платформах за рубежом. Само качество выросло в разы. Сейчас уже никто плохо не снимает. Даже когда включаешь телевизор, видишь красивую картинку. Я верю в российский кинематограф, верю в него больше, чем во весь остальной. Возможно, когда-то у нас были какие-то проблемы со средствами. Но есть большая отличительная вещь — смысл. Мне кажется, у нас о нем помнят, а это важный аспект кинематографа.
Евгений Цыганов, актер («Человек, который удивил всех», «Медея»)
Будущее российского кино совершенно загадочно для нас, и есть такое подозрение, что про будущее российского кино, как и про будущее всего мира, мало кто может вразумительное что-то сказать, даже из тех людей, от которых вроде как это будущее напрямую зависит. И поэтому мы можем только надеяться на что-то, чего-то мы можем бояться или опасаться, но предвидеть будущее не можем. Есть раскол общества, который очевиден. Разные позиции, непримиримость этих позиций. Казалось бы, и кинематограф, и театр, и искусство в целом — про идеи гуманизма, прощения и сострадания. То есть про какие-то вещи, которые человека делают человеком. Но оказывается, что непримиримость, агрессия и невозможность договориться между собой, невозможность принять настолько сильны, что получается, что все, о чем говорят со сцены и с экрана, не работает. Вроде как телевизор работает, как мы понимаем, но про будущее телевизора вы не спрашиваете.
Елизавета Шакира, актриса («Нулевой пациент», «Контейнер»)
Мне кажется, что в российском кино в ближайшее время будет большой разброс проектов. Проекты будут разные, наверное, хотя, по моим ощущениям, будут снимать больше комедий, чтобы отвлечь людей, чтобы как-то подарить чувство теплоты и возможность посмеяться. С другой стороны, будут появляться, наверное, самородки. Будут появляться молодые ребята, которые будут сами писать сценарии, искать возможность снимать, говорить на те темы, которые их волнуют, на своем языке, понятном единомышленникам.
Стало ли меньше проектов, мне сложно сказать, потому что это время совпало с тем, что меня стали больше узнавать. Поэтому у меня очень предложений много, и разнообразных. И судя по тому, какое количество людей «питчингуется» в Минкульте, нет ощущения, чтобы у нас индустрия была на паузе.
Алексей Федорченко, режиссер («Ангелы революции», «Война Анны»)
Судя по количеству молодых режиссеров, которых каждый год выпускают государственные и негосударственные школы, у кино большое будущее. Потому что каждый год несколько десятков новых режиссеров появляется, и иногда это очень интересные режиссеры. Я сейчас вернулся с фестиваля «Окно в Европу», и там из 11 фильмов было восемь дебютов. Такого никогда не было. И были очень интересные работы. Так что думаю, что будущее будет. Никогда так не было, чтобы ничего не было.
По поводу фильмов на конкурсе фестиваля «Одна шестая» — я, честно говоря, не знаю, я доверяю нашей замечательной отборочной комиссии. Они довольные, они говорят, что это очень интересная программа, конечно, ориентирующаяся сейчас на Азию, на Среднюю Азию, на дальнюю Азию, но есть и европейские работы. Я думаю, что будет интересно.
Анна Котова-Дерябина, актриса («Аритмия», «Проект «Анна Николаевна»)
Я, конечно, могу сказать только с точки зрения актрисы и зрителя внутрииндустриального, скажем так. Я езжу по фестивалям, я смотрю кино и вижу, что появляется много молодых талантливых ребят, которые рассказывают истории вроде бы простые, вроде бы про жизнь, но с какого-то другого ракурса или что-то придумывают вообще непонятное. Есть креатив, есть мысли, есть идеи, есть о чем людям рассказать, поговорить, о чем снять кино. Поэтому неважно, какая обстановка, когда людям есть о чем рассказать. В общем, есть талантливые люди: режиссеры, операторы, актеры молодые и немолодые и так далее. Поэтому будущее есть, я так считаю. Его не может не быть.
Нынешние сложности могут влиять только на то, что есть невозможность каких-то коллабораций с некоторыми странами. Но это данность. Но у нас такая огромная многонациональная страна, мы сейчас находимся на евразийском международном кинофестивале. Есть люди, с кем можно взаимодействовать, творить вместе. Есть где снимать кино, мы вчера видели на открытии фестиваля такие красивые виды Урала. Кучу историй можно придумать, снять. Видите, выделяют интересных ребят, поднимают свердловскую киностудию, зовут сюда кинематографистов, какие-то выделяются деньги. Что-то происходит, не то что все стоит на месте. Нет, очень даже наоборот, потому что есть питчинги, Минкульт, Фонд кино участвуют. Было бы желание, я так считаю.
Мария Готлиб, программный директор Центра документального кино
На фестивале представлены разные документальные фильмы. В целом документальное кино в России — это либо независимые проекты, либо это проекты, в основном финансируемые государством. В наше странное время наконец случилось то, о чем очень многие просили, говорили, обсуждали: это поддержка проката документальных фильмов на государственном уровне. Неигровое кино никогда не поддерживалось в прокате — деньги выделялись только на производство. Это могли быть какие-то фестивальные истории, благо фестивалей у нас в стране довольно много.
В этот раз поддержали прокатом несколько фильмов, и до конца года они должны выйти в кинотеатрах. Это очень интересный эксперимент на самом деле, потому что впервые у прокатчика-дистрибьютора будет бюджет на показ документального кино. Понятно, что в нынешней ситуации, когда кинотеатрам нечего показывать, людям мало что интересно. У людей, в конце концов, нет денег на такие развлечения.
Наверное, тут как раз умное документальное кино, с одной стороны, неочевидный выбор для зрителя, а с другой стороны, если ты хочешь посмотреть действительно интересную историю, есть из чего выбрать. Например, фильмы, которые поддержало Министерство культуры. Это два фильма Киностудии имени Горького: от Насти Тарасовой «Переправа», про российско-китайские отношения, и картина «Ангелы Милы» — про женщину, которая спасает детей-альбиносов в Африке. Также поддержали фильм «Руками» Евгения Григорьева. Это альманах, очень интересно, классно снятый молодыми авторами из разных уголков страны. Наконец дойдет до проката, потому что у фильма фестивальные показы были, мы в ЦДК его показывали и получали очень хорошие отзывы.
Мы будем пытаться что-то делать, потому что мы не можем не делать. Есть кино, есть хорошее кино; есть люди, которые за него болеют. И мы будем пытаться сделать все, чтобы донести это кино до зрителя. Так что я не могу сказать, что это будущее радужное, но я могу сказать, что оно есть, и мы будем очень надеяться на то, что оно будет хорошим.
Победители первого международного фестиваля дебютного кино «Одна шестая»:
- «По-мужски», реж. Максим Кулагин — приз «Лучший российский игровой дебют»;
- «Уральское дерби», реж. Юлия Серьгина и Арсений Кайдацкий — приз «Лучший российский неигровой дебют»;
- «Отау» («Домашний очаг»), реж. Алишер Жадигеров (Казахстан) — приз «Лучший международный игровой дебют»;
- «Блюз из Тегерана», реж. Хавьер Толентино (Испания) — приз «Лучший международный неигровой дебют»;
- «У самого белого моря», реж. Александр Зачиняев (Россия) — приз «Лучший актерский ансамбль»;
- «Оторванные», реж. Владимир Кривов (Россия) — «Приз зрительских симпатий»;
- «Огонь», реж. Айжан Касымбекова (Казахстан) — Гран-При конкурса игровых фильмов;
- «Тоска по острову», реж. Летиция Фаркас (Франция) — Гран-При конкурса неигровых фильмов;
- «День мертвых», реж. Виктор Рыжаков (Россия), «Дунай», реж. Любовь Мульменко (Сербия, Россия) — специальное упоминание жюри игрового конкурса;
- «Начальник отряда», реж. Никита Ефимов (Россия) и «Cotton 100%», реж. Михаил Бородин (Узбекистан, Германия) — специальное упоминание жюри неигрового конкурса.