В России начали показывать голливудские фильмы — без разрешения

. Кинотеатры «прорубили окно возможностей», чтобы сохранить бизнес
Обновлено 02 августа 2022, 17:11
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Сначала региональные, а затем и столичные кинотеатры в России стали оказывать зрителям услуги «предсеансового обслуживания» в июле. В Перми перед демонстрацией российского фильма «Небо» зрителям стали предлагать новинки мирового проката, не дошедшие в страну легально, поскольку голливудские мейджоры (Universal, Sony, Disney, Warner Bros. и Paramount) временно приостановили работу в России в марте 2022 года.

Как обстановка?

Четыре месяца назад отечественный зритель потерял возможность посмотреть на большом экране и в хорошем качестве сразу ряд премьер: «Доктор Стрэндж. В мультивселенной безумия», «Мир Юрского периода. Господство», «Тор: Любовь и гром», «Топ Ган. Мэверик» и другие. Место новинок заняли повторные прокаты хитов прошлых лет и отечественные картины, ориентированные на семейный просмотр, такие как «Небо», «Приключения царя», «Бабки за любовь», «Суворов. Великое путешествие». Также в прокате стали появляться фестивальные зарубежные и отечественные фильмы, лицензии на прокат которых удалось приобрести до конца февраля.

Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) просит правительство освободить кинозалы от ответственности за демонстрацию фильмов без согласия студий-мейджоров (поскольку это может открыть «окно возможностей для показа голливудского контента»). Но похоже, кинотеатры пробуют решать проблемы своими силами, пока правительство не отвечает.

Как работают экстренные меры

Называются они «бесплатное предсеансовое обслуживание» — опция, когда перед показом отечественного фильма зрителям включают копию голливудского блокбастера. Первыми схему освоили пермские кинозалы. «Не спрашивайте, как мы это сделали», — значилось предупреждение в анонсе одного из фильмов в группе «Синема 5» в VK. За ними начали повторять кинотеатры Казани, Санкт-Петербурга, Уфы, Волгоградской области, Красноярского края, Саратовской области и Республики Марий Эл. Зрители сообщают, что голливудские фильмы крутят в хорошем качестве и с официальным дублированием. По одной из версий, кинозалы пользуются копиями, отправленными для Казахстана и других стран СНГ. «Наши друзья приготовили для вас замечательный сюрприз!» — сообщал петербургский кинотеатр «Великан Парк», анонсируя новый фильм с Томом Крузом в начале июля.

Что показывают и где искать сеансы

1 августа стало известно, что зрителям крупнейшей российской киносети «Синема Парк» и «Формула кино» тоже станет доступно «предсеансовое обслуживание». Акция получила название «кинопродукт».

Планировалось, что в рамках акции зрителям будут предлагать российский фильм и «зарубежные видеоматериалы», объяснил «Ведомостям» гендиректор киносети «Синема Парк» Алексей Васянин. Так, в первое «комбо» должны были войти российский мультфильм «Кощей. Начало» и американский «Миньоны. Грювитация». Откуда фильмы студий, не ведущих дела в России, должны были попадать на экраны, Васянин не уточнил, однако назвал «кинопродукт» вынужденной мерой. Стоимость билетов на сеансы — от 290 до 460 руб. Доходы от проката зарубежных фильмов без официального разрешения киносеть намеревалась разделить с российскими прокатчиками и продюсерами, то есть оставить внутри страны.

Однако через несколько часов после анонса руководство киносети отменило «кинопродукт», сообщил Telegram-канал «Раньше всех. Ну почти». Совет директоров компании не согласовал проведение акции и решил полностью отменить ее из-за «неприемлемости нарушения прав правообладателей контента». Средства за купленные по акции билеты клиентам уже вернули. Позднее стало известно, что объединение «Синема Парк» и «Формула кино» не собирались всерьез вводить «кинопродукт», но спланировали акцию для привлечения внимания «к проблемам отрасли кинопроката и начало разработки единого плана выхода индустрии кинопоказа из создавшейся ситуации». Алексей Васянин заявил, что «цель выполнена полностью».

Но сеансы с голливудскими премьерами зрителю доступны: в сообществе «Кинотека» можно найти подробное расписание «предсеансовых» показов в Москве, Красноярске, Владимире, Перми и еще десятке городов. Проект «Кинотека» арендует залы в разных городах для отдельных сеансов и позиционируется как альтернативное кинопространство. Создан сетью «Киномакс».

«Мы собираем вокруг себя поклонников голливудского качества, жаждущих попкорновых блокбастеров, фанатов легендарных киновселенных и тех, кто хочет оставаться в тренде мировой киноиндустрии», — говорится в описании проекта. В начале июля через «Кинотеку» в кинотеатрах сети появилась возможность купить билеты на сеансы голливудских фильмов, официальный прокат которых не состоялся, и посмотреть их в дубляже и хорошем качестве.

Что с авторским правом?

Зрители посещают такие показы, правда, редко остаются на вторую, российскую часть сеанса (целиком поход в кино по схеме «предсеансового обслуживания» может занять четыре часа). Многие догадываются, что смотрят пиратскую копию по цене легального показа, но логика сдается перед желанием увидеть на большом экране новый фильм о Докторе Стрэндже, Торе или «лучшем стрелке» Томе Крузе. Эксперты настаивают, что такие сеансы — нарушение авторского права. «Показ фильмов без прокатных удостоверений у нас в стране запрещен, а эти фильмы очевидно не имеют прокатного удостоверения, именно поэтому они и не включены в сеансы, как фильмы в сетке проката», — говорит Александр Голубчиков, директор по развитию направления «Кино и сериалы» маркетингового агентства Salо.

Журналист и директор по взаимодействию с индустрией в подразделении медиасервисов «Яндекса» Ксения Болецкая подчеркивает, что демонстрация голливудского контента — нарушение не только авторского права, но и законов РФ. «При желании любая госинспекция во многие кинотеатры России сейчас может привести к очень "веселым" последствиям. И хлипкое прикрытие — мы только залы в аренду сдаем — не поможет. Поэтому чиновникам нужно принять кардинальное решение по многим нормам кинопоказа, не только по вопросу правообладания фильмом», — сказала она.

Схема, напоминающая советскую торговлю «с нагрузкой», оказалась прямым следствием затянувшегося принятия мер по решению кинопрокатной проблемы, буквально «прорубленным окном возможностей». Все это время Ассоциация владельцев кинотеатров добивается прямого субсидирования кинотеатров в кризисный период, рекомендует снижать количество работающих залов и вводить для сотрудников режим неполного рабочего дня, а главное — уповает на скорейшее правительственное решение относительно параллельного импорта в киноиндустрии.

Александр Нечаев
Александр Нечаев
главный редактор издания «Бюллетень кинопрокатчика»

Насколько эта схема легальна? Иначе как серой назвать ее нельзя, вопросы по поводу наличия правонарушения остаются. Во-первых, в России даже в рамках «предсеансового обслуживания» нельзя показывать фильмы без прокатного удостоверения, если это не фестивальный показ. Но и там все строго регламентировано: фестивали должны входить в реестр, созданный Минкультом и обновляющийся каждый год. Понятно, что такие «предсеансовые» показы нельзя никак называть фестивальными. Далее можно назвать несколько ведомств, которые могут предъявить претензии кинотеатрам за организацию таких показов — начиная от Роспотребнадзора и заканчивая Налоговой службой.

Некоторые представители кинотеатров говорят БК: мы надеемся, что это будет приобретать как можно более массовый характер, потому что «всех не пересажают». Пока же ситуация в прокате становится все более хаотичной: игроки рынка ждут решения Минкульта. На протяжении последних двух месяцев со стороны Госдумы, Администрации президента и других органов власти звучали призывы регламентировать параллельный импорт кино.

Сейчас АВК лоббирует введение так называемого бездоговорного права показывать фильмы голливудских мейджоров. Это тот самый параллельный прокат: государство выпускает разрешение, в которой прописано, что кинотеатры имеют право показывать фильмы студий из недружественных стран, которые заявили об уходе из России и не поставляют контент официально, без заключения договора с правообладателями. При этом создается рублевый спецсчет, куда отчисляется часть кассы фильмов. Насколько я знаю, АВК хочет, чтобы это было 20%. Плюс назначается специальный прокатчик — там могут быть разные варианты. Насколько я понимаю, АВК сама не прочь стать оператором, который выступал бы в качестве связующего звена между голливудским контентом и кинотеатрами.

Для показа фильма в современном кинотеатре нужен цифровой файл с зашифрованными ключами (DCP-формат, или Digital Cinema Package — цифровая технология), так называемся цифровая копия фильма. Такая копия сопровождается индивидуальными ключами для каждого кинотеатра. Их может предоставить только правообладатель. Когда правообладатели ушли из России, кинотеатры стали вынуждены искать пути обхода. Если АВК предлагает себя в качестве оператора, можно предположить, что она знает, как достать эти ключи. Но на то, чтобы эта схема заработала, нужно согласие профильного ведомства. А оно пока молчит. И без какого-то решения государства начинается гуляй-поле. Опять же, в ЕАИС (государственная система учета кинобилетов) поступают неверные данные. Например, фильм «Небо» собрал за прошлый уикенд миллион рублей. Все понимают, что скорее всего это не фильм «Небо» их собрал, его реальный прокат закончился в ноябре 2021 года.

Возможно, чиновники сейчас работают над финальной версией документа, разрешающего показ голливудских фильмов в России без согласия их производителей. Вероятно, стоит задача оформить все так, чтобы потом не было мучительно больно «разгребать».

Поделиться
Авторы
Теги