«Кино смотреть пока не могу». Анна Меликян — о пути к свету и эскапизме

. РБК Life поговорил с постановщицей о ее новом фильме «Чувства Анны»

Анна Меликян — о пути к свету и эскапизме: «Кино смотреть пока не могу»

Обновлено 09 ноября 2023, 13:29
<p>Режиссер Анна Меликян</p>
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Режиссер Анна Меликян

9 ноября в прокат вышел новый фильм Анны Меликян «Чувства Анны» с Анной Михалковой в главной роли. Эта черно-белая лента в жанре магического реализма представляет одновременно знакомый и неузнаваемый мир, в котором человечество готовится покорить Марс, а главная героиня Анна начинает слышать голоса из далеких галактик. Но неожиданная способность обрекает Анну на совершенно непредсказуемое путешествие внутрь собственной вселенной.

Кинокритик Елена Зархина специально для РБК Life поговорила с Анной Меликян о новом фильме, актерском подвиге Анны Михалковой, магии саундтрека группы Shortparis и том, как сегодня художнику продолжать творить.

— Премьера «Чувств Анны» прошла вне конкурса на фестивале «Новый сезон» в Сочи. Но, судя по реакции зрителей, если бы фильм попал на конкурс, без призов не остался бы. Вам удалось заметить, как зрители восприняли картину, и как бы вам хотелось, чтобы она в них откликнулась?

— Я очень рада, что мы показали фильм вне конкурса. Сейчас конкурсы кажутся мне особенно неуместными. Я просто хотела, чтобы кино увидели на большом экране. Это был очень интересный показ, раньше у меня таких не было, но, правда, и фильмов таких у меня раньше не было. Обычно зритель сразу реагирует, после сеанса подходит, обнимает, что-то говорит. А тут все было совершенно по-другому, зрители начали писать мне только спустя пару дней. Как будто это кино долгого действия и настигает тебя спустя время, а вначале, как мне показалось, немного оглушает.

— При этом во время показа, конкретно на одной сцене с начальницей героини Анны Михалковой, зал взорвался аплодисментами, чутко отзываясь на тот злободневный посыл, который в ней заложен. Мне, как зрителю, в тот момент было важно ощутить, что я не одинока в своем восприятии, что другие считали это так же. Как вам кажется, сейчас, когда так много всего делается, чтобы нас разобщить, что помимо кино может дарить ощущение общности?

— Добро. Помощь тому, кто рядом, кому хуже, чем тебе. Небезразличие. Много всего есть, что может постоянно напоминать человеку, что он не один живет на этой планете. Искусство, смыслы, конечно, тоже объединяют. Все, что про добро, имеет объединяющую силу, как мне кажется.

— Есть какие-то фильмы, снятые за последние два года, которые произвели на вас похожее впечатление, и вы ощутили, что не одиноки, что другие режиссеры продолжают говорить с вами на одном языке и вообще продолжают говорить?

— Я в последнее время совсем перестала смотреть кино. Перешла на балеты и театр. Как будто в этом условном мире для меня сейчас больше смыслов и правды. Кино смотреть пока не могу.

— Анна Михалкова и Олег Ягодин совершают в картине своего рода актерский подвиг, полностью обнажаясь в нескольких сценах. Насколько легко они согласились на экранную наготу?

— Олег легко согласился, Ане было сложнее. Но она просто героиня, другого слова не найти. Ей далось это нелегко, она ведь никогда раньше ничего подобного в кино не делала. При этом Аня абсолютно командный игрок, и она всегда нацелена на результат. И, как умная актриса, она понимала, что это не мой эротический каприз — раздеть ее, а важная сцена полнейшего падения героини. Она должна быть в ней обнаженной. Она это понимала и поэтому пошла на это.

— Вы писали сценарий специально под Анну Михалкову. На каком этапе вы решили пригласить на роль ее экранного мужа Тимофея Трибунцева?

— Тимофея я тоже сразу держала в голове, когда писала сценарий. Они с Анной уже были несколько раз экранной парой, но меня никогда не смущало, что кто-то до меня уже снимал их вместе. Подобные вещи меня вообще никогда не останавливают, потому что я знаю: как я, могу снять только я.

— Как обычно выглядит ваш метод подбора актеров? Всегда ли для вас важны пробы и как часто вы зовете артистов в обход проб?

— Если я знаю человека, это известный мне актер, я никогда не устраиваю пробы. Зову уже сразу на читки сценариев, потому что я всегда точно понимаю, кто мне нужен. Скорее я могу проверять на ансамбль, соединение с другими артистами. Пробы устраиваем только для неизвестных, новых для меня актеров.

— У «Чувств Анны» потрясающий саундтрек от группы Shortparis, который на протяжении всего фильма за счет космического звучания словно убаюкивает зрителя, а на финальных титрах обухом бьет по голове. Как вы подбирали звучание для фильма и сразу ли у вас возникла связь с видением солиста группы Николая Комягина?

— Сначала я просто для себя открыла эту группу во время съемок фильма и просто слушала, не имея ничего в виду. А потом, уже на стадии монтажа, эта мысль, позвать их писать музыку, пришла мне в голову. Но это было довольно смелое решение, потому что Коля Комягин никогда не писал музыку для фильмов, он писал только песни. И вначале работа шла тяжеловато, пока он наконец не прочувствовал этот момент, что это кино и надо писать не песни, а просто чувствовать героиню и идти за ней. Как только он это понял, то сразу пошла музыка. И это было прекрасно.

— Фильм снят в жанре магического реализма. Почему вы выбрали для своей истории именно такое видение? И сразу ли космос стал важным героем?

— Я специально не выбираю никакого видения, просто рождается кино. Оно само знает, каким должно быть, я только стараюсь это правильно услышать. Что касается космоса и истории с полетом на Марс, это пришло от оператора Коли Желудовича. Он прочитал мой сценарий, в котором не было никакого Марса, и сказал, что сценарий хороший, ему все нравится, но есть один нюанс: все должны лететь параллельно на Марс. Я подумала, что он сошел с ума, и так ему об этом и сказала. И про то, что ни на какой Марс никто не полетит. Но в итоге, как вы видите, Россия в нашем фильме колонизирует Марс, и мне этот прием очень нравится. Кино — это очень живой организм, важно уметь слышать, кто что приносит, и правильно это использовать.

— В название фильма вынесено слово «чувства». Какие чувства преобладают у вас в последнее время? Нет ощущения, что наши чувства немного притупляются, что мы не справляемся с их объемом?

— Главное чувство у меня сейчас (и уже довольно давно) — это чувство растерянности и потери некоторых смыслов, на которые долгое время опиралась. Главный действенный метод справляться с этим — это уход от реальности в сторону искусства. У меня ничто не притупилось, я просто иногда прячу это, убегаю. Но оно прорывается, и тогда это всегда очень болезненно.

— Еще одна важная героиня фильма — персонаж телеведущей Екатерины Андреевой. Как она попала в картину и насколько легко согласилась сняться?

— Екатерина появилась уже на стадии съемок, и все произошло очень быстро: она прочитала сценарий за день и уже дней через десять сидела в кадре. У нас прежде был совместный опыт съемок: Катя снималась в фильме «Звезда», но там ее эпизод в итоге ушел из финального монтажа. Поэтому в этот раз Катя спросила меня только об одном: «Аня, а в этот раз вы меня тоже вырежете?»

— События фильма разворачиваются в Перми. Как выбирали локацию и почему остановились именно на этом городе?

— Тут все определили две причины: старейшая шоколадная пермская фабрика, которая подошла нам по локации, и Молебский треугольник, реально существующее под Пермью место, аномальная зона, которую, как считается с советских времен, посещали инопланетяне. Сейчас это туристическая достопримечательность, там стоит памятник инопланетянину Алеше. И даже какой-то поток паломников все еще сохранился.

— Кажется, что в ваших картинах город всегда не просто фон, а дополнительный персонаж: он тоже живет, реагирует на героев, взаимодействует с ними. Наша киноиндустрия очень централизована и сконцентрирована в Москве, а снимать далеко от столицы многие не решаются из-за дороговизны, хотя и мечтают. А у вас есть заветная локация, где бы вам очень хотелось поснимать?

— Нет, такого нет. Город всегда возникает из художественной задачи. Я всегда в своих фильмах собираю какой-то свой город. В этом фильме тоже. К тому же мы не снимали город в Перми, а там — только фабрику. Город на экране — это наша вымышленная Пермь, она собиралась из объектов в Москве, Зеленограде и Калуге.

— Одна из ваших самых успешных картин «Русалка» в 2008 году была претендентом на премию «Оскар» от России. Недавно окончательно стало известно, что российский оскаровский комитет прекратил свою работу. Это вроде бы понятное и справедливое решение, но как вы восприняли эту новость?

— Эта новость возникла в момент, когда премии были последним, что вообще могло интересовать меня. Степень абсурда этого мира дошла уже до такой стадии, что я в последнее время не могу найти смыслы не то что в премиях, а вообще в том, чтобы снимать кино.

— С «Русалкой» вы также участвовали в главном американском кинофестивале независимого кино «Сандэнс», где взяли награду как лучший режиссер. Тогда же журнал Variety включил вас в десятку самых перспективных режиссеров мира. Кого из нынешних молодых режиссеров вы могли бы выделить как очень перспективных и самобытных авторов?

— Я правда не смотрю сейчас кино, и поэтому мне сложно ответить на этот вопрос. Но на упомянутом вами фестивале «Новый сезон» я увидела, что, конечно, произошла смена поколения и появилось очень много интересных ярких людей и авторов. Это нормальный и естественный процесс.

— Насколько часто вас вообще по-хорошему удивляет и влюбляет в себя чужое кино?

— Редко, но если влюбляет, то это навсегда. Я люблю восхищаться чужой работой, мне кажется, талантливое всегда вдохновляет на свое творчество, на движение вперед.

— В 2005 году вы основали собственную кинокомпанию «Магнум». Как сейчас существует компания и изменились ли за последние два года формат ее работы и выбор материала?

— Я в последние годы сосредоточилась только на режиссуре. Работа в компании пока отошла в сторону. Может, еще вернусь, не знаю. Я вообще не знаю, куда меня дальше занесет.

— Для меня одна из самых любимых и важных ваших работ — это короткометражная картина «Я иду к тебе». В ней герой Константина Хабенского просто бродит по улицам города, а за кадром ведет монолог о своем пути. Если переложить текст героя на сегодняшний день, как вам кажется, куда мы все движемся из нынешней точки?

— Спасибо, я тоже люблю этот свой маленький фильм. Там было какое-то чудо творчества. Это мне очень дорого. Я верю, что человек всегда идет в сторону света и совершенствования, но вот вопрос — какими путями.

Поделиться
Авторы
Теги