«Повелитель ветра»: обзор фильма с Федором Бондарчуком на воздушном шаре
. Почему это не байопик, а универсальная история о воле, характере и вереВ российский прокат вышел фильм «Повелитель ветра» с Федором Бондарчуком
В кинотеатрах 5 октября выходит приключенческая драма «Повелитель ветра» Игоря Волошина («Медея»). Это история поразительного кругосветного путешествия Федора Конюхова на воздушном шаре, перенесенная на большой экран.
Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев посмотрел, как Федор Бондарчук перевоплотился в путешественника, и считает, что экранный Конюхов мало похож на реального, но это в итоге неважно.
Первое, что стоит понимать о «Повелителе ветра», — это никоим образом не байопик. Хотя Волошин и старается показать детство, отрочество и юность главного героя, все-таки перед нами не рассказ о жизни героя-путешественника. Фильм концентрируется на одном конкретном мировом рекорде — в 2016 году после годовой подготовки Федор Конюхов (в фильме Федор Бондарчук) погрузился в воздушный шар, на котором пролетел вокруг света.
По немногочисленным флешбэкам зритель начинает понимать мотивацию путешественника — он без рекордов просто не может. «Если люди будут всегда терпеть и смиряться, как того Бог требует, кто же полетит в космос, кто совершит открытия?» — задает логичный вопрос настоятелю семинарии маленький Конюхов. Когда-то в 15 лет он переплыл море на весельной лодке, но сделал это вопреки воле отца. «Он что, книжек перечитал?» — спрашивает настоятель у молчаливой и смиренной матери мальчика.
В настоящем семейная жизнь Конюхова не сахар. Жена (Анна Михалкова) — образец православной терпимости, практически Софья Андреевна Толстая (недаром они с мужем так же пишут друг другу письма, как Лев Толстой и его супруга). Она не пытается «пилить» мужа или вообще что-либо ему высказывать — молчит и смиренно ждет, когда супруг вернется с очередной экспедиции. Аналогично выстроена жизнь всей семьи: старший сын Оскар (Евгений Ткачук) взрослел сам по себе, а потом присоединился к команде отца, чтобы помогать ему преодолевать очередной мировой рекорд. Младший сын (Дмитрий Калихов) дошкольного возраста мало что понимает о жизни папы, им занимается мать.
Большое внимание «Повелитель ветра» уделяет самому путешествию. Создание воздушного шара становится делом транснационального характера. В экспедицию вкладывается российский бизнесмен Ракитин (драматичная роль бывшего кавээнщика Андрея Бурковского). Сам шар по дизайну Конюхова строят в Бристоле, старт экспедиции намечен в Австралии, а часть маршрута проходит через территорию Уругвая, с президентом которого чудесным образом в последний момент удается договориться о разрешении на полет. Эпический размах кругосветки блестит в отражении телекамер десятков журналистов, которые в прямом эфире на разных языках телеграфируют зрителям, сколько тысяч километров пролетел воздушный шар и сколько еще осталось.
Фильм не погружается в излишнюю политику, а также обходится без идей уникального пути. Федор Конюхов — обычный путешественник, тренированный, волевой. Такой точно горы свернет. В разговоре с Ракитиным, который пребывает в шоке от того, что собеседник хочет установить рекорд, ни разу не летав на воздушном шаре, персонаж Бондарчука буднично и спокойно отвечает: «Я многое из того, что делал, делал впервые. Но я смог». В его интонации угадывается недюжинная самоотверженность.
Конечно, фильм преувеличивает многие события и эмоции и добавляет сказочные элементы — того требует драматургия кино о «выживальщике». Когда на борту воздушного шара начинаются неполадки, на помощь приходит смекалка, советы штурмана (Даниил Воробьев) и ловкость Конюхова. Но в эпизоды, когда ничего из вышеперечисленного не помогает, включается Бог — Федор перестает что-либо предпринимать, начинает усиленно молиться, наблюдая, как, допустим, температура в шаре падает, горелки отказывают, а сама конструкция вот-вот развалится.
Отношения с религией у Конюхова длятся с подросткового возраста — от флешбэков в семинарии до принятия сана священника в Украинской православной церкви. Вера — такой же спутник всех его путешествий, как надежный костюм, страховочные тросы и полностью заряженная рация. Фильм заступает на территорию философии, как бы предлагая зрителю размышление: что важнее — человеческие возможности или слепая вера? Однозначного ответа найти нельзя: кажется, в случае Конюхова срабатывал симбиоз и того, и другого.
Психологическая оторванность рьяного путешественника от всех, кто его окружает и помогает в экспедициях, заметна невооруженным глазом. Что вообще творится в голове Конюхова, одному богу известно, но никак не его близким. Все сопутствующие тяготы — от перманентного отсутствия в жизни своей семьи до резкостей, которые Федор допускает в адрес членов команды, — ноша «маленьких людей», обеспечивающих великие свершения герою. Гиперакцент повествования на фигуре самого Конюхова — одновременно и плюс, и минус картины. За пристальным вниманием к путешественнику не разглядеть ответа на вопрос, чья все-таки заслуга в установлении мирового рекорда. Победила здесь рациональность и многоступенчатая подготовка либо «Символ веры», за чтением которого Конюхов проводит не один час.
Пожалуй, терпеть и восхищаться в ожидании счастливого хеппи-энда — по сути единственная задача зрителя, который пришел смотреть «Повелителя ветра» (события кругосветного путешествия происходили в 2016-м, мир еще не успел забыть торжественные новостные эфиры). Попутно фильм развлечет живописной компьютерной графикой — сомневаться в реальности облаков и грозовых перевалов не приходится, поскольку эффекты и впрямь выполнены на высоком уровне, — и музыкальным сопровождением великого композитора Алексея Рыбникова. Но в сухом остатке в памяти после финальных титров остаются лишь грим и зычный голос Федора Бондарчука, не сильно похожего на реального Конюхова.