«Зрителю нужны не только сказки». Федор Бондарчук — о ролях и индустрии

. РБК Life поговорил с актером и продюсером о съемках «Повелителя ветра»

Федор Бондарчук рассказал о сложностях на съемках «Повелителя ветра»

Обновлено 25 января 2024, 09:21
<p>Федор Бондарчук</p>

<p></p>
Фото: Личный архив Ф. Бондарчука

Федор Бондарчук

5 октября в широкий прокат выходит приключенческая драма «Повелитель ветра». Фильм расскажет о путешественнике и воздухоплавателе Федоре Конюхове, а именно о его одиночном кругосветном полете на воздушном шаре. Он поставил мировой рекорд, пролетев вокруг планеты всего за 11 дней 4 часа 20 минут, и стал первым человеком в мире, который успешно облетел вокруг света на воздушном шаре с первой попытки.

Главную роль в проекте режиссера Игоря Волошина («Медея», «90-е. Весело и громко») сыграл Федор Бондарчук, он же стал продюсером картины.

Конюхов говорил, что «никогда не думал, что о нем снимут фильм», и отметил, что «это заслуга команды и Бондарчука». Насчет последнего в роли его путешественник отозвался положительно: «Никто лучше этого не сделает».

Специально для РБК Life кинокритик Ярослав Забалуев поговорил с Федором Бондарчуком о создании проекта, съемках, персонаже, а также о том, почему работа над фильмом вернула исполнителя главной роли к «детским мечтам и самым светлым воспоминаниям».

— Давайте начнем с того, что всех волнует: каково было сниматься с волосами?

— Очень жарко. Очень. Сам парик мне понравился, но работать в нем — это ад.

— Сколько занимал грим?

— Два часа. Плюс это Дагестан, начало лета, дикая жара. Приходилось придумывать себе разные системы охлаждения — несколько раз я был… с нашатырем, в общем. А носить бороду — хорошо. У меня еще пластический грим был на лице — не буду говорить где (смеется). Мы хотели добиться максимального сходства с Федором Филипповичем. С голосом тоже возились. Хотя один в один я его повторить не пытался. При современных технологиях это было бы вполне возможно. Можно было скопировать пластику, сгенерировать тембр голоса. Однако в результате я решил не гасить собственную индивидуальность. На экране будет Федор Конюхов в исполнении Федора Бондарчука — знаете, как раньше в титрах писали.

— А почему вы вообще взялись за эту роль? У вас ведь с Федором Филипповичем общего разве что имя…

— Еще живопись и дети! (Смеется.) Да, вы правы. Я внимательно наблюдал за ним, когда мы встречались. За руками смотрел. Изучал его психофизику. Что-то повторено на экране — в конце концов, мы в точности воспроизвели гондолу воздушного шара, в которой он летал. Но мы очень разные, да. Более того, Федор Филиппович тоже так считал до недавнего времени — пока не посмотрел картину.

Вообще, я не должен был его играть. У нас были другие кандидаты на эту роль, проект был задуман довольно давно. Но в итоге, когда все отменились, Федор Филиппович мне сказал: «Только играть будешь ты».

— Тогда давайте вернемся к началу. Как возникла идея фильма о Конюхове и что вас, как продюсера, в нем заинтересовало?

— Впервые я задумался о кино про Конюхова, когда случайно увидел документальный фильм про его путешествие на воздушном шаре. Начинался он с интервью с австралийскими фермерами, которым пришлось ловить шар Конюхова во время приземления. А дальше была показана эта история — совершенно фантастическая! Когда я увидел этот шар — это же чудо какое-то! Я визионер, мне этот шар напомнил дизайн всех моих фильмов «Притяжение» и «Вторжение». Серебряный шар летит по воздуху в абсолютной тишине, управляемый ветром, и священник русской православной церкви — как все это умещается в одном человеке? А вы представляете, что такое одиночная кругосветка на весельной лодке?

— Нет.

— Вы видели эти волны?! А на шаре? Он попал в шторм с обледенением — как он выжил, одному Богу известно! А сейчас он собрался еще и в Марианскую впадину. Ему же мало того, что Кэмерон опустился на 10 000 м? А она 10 100. Он хочет рекорд поставить. Представляете? Рекорд! Священник! По-моему, это все не соединяется в одном человеке!

В результате, когда мои давние партнеры, продюсеры студии «Водород» Миша Врубель и Саша Андрющенко предложили запустить фильм про Конюхова, я, сначала только как продюсер, с радостью откликнулся. Это полностью соответствует нашим студийным интересам. Мы сделали первый 3D-фильм про ВОВ, говорящий с молодежной аудиторией на одном языке. Потом мы придумали инопланетян в Чертаново. Потом был мюзикл на фигурных коньках! И фильм о нашем великом и, что важно, живом и здравствующем путешественнике был схожим вызовом.

— Когда началась работа над фильмом? Я так понимаю, что еще до пандемии?

— Да, конечно. У нас был партнер — международная студия-мейджор. Мы должны были снимать в Австралии, почти собрали весь бюджет, картину должны были снимать в IMAX, главную роль должна была играть большая международная звезда класса А.

— Можете сказать кто?

— Нет, простите. Причем актер был очень воодушевлен этой работой, узнав, что Федор Филиппович — православный священник. В общем, проект встретил огромный интерес, его герой и тема всех объединила. И потом, это еще немного «Топ Ган», только такой очень наш и очень аналоговый (смеется).

— И «Выживший».

— Да, точно, спасибо! В общем, мы четыре года готовили начало производства… а потом и коммуникации, и привычный мир, в котором мы жили, — изменился полностью. А потом случилось то же самое, что было с «9 ротой», съемки которой я ждал и готовил те же шесть лет, — я решил: сейчас или никогда!

Я полностью взял на себя ответственность за эту картину, и мы отправились в Дагестан.

— О чем для вас лично этот фильм? Про что вы играли роль Конюхова?

— Я снимал его для своих детей. В фильме доступно показаны какие-то простые вещи людей одержимых, к которым я и себя отношу: жажда познания, познания себя, неодолимое желание получить ответы на вопросы бытия, которые я хотел бы донести до своих детей! И работа над «Конюховым» вернула меня самого к моим детским мечтам и самым светлым воспоминаниям — как ни банально это звучит. Я не хотел быть космонавтом, хотел быть художником. Но ветер, горы, океан, стихия — это меня всегда завораживало.

Отец рассказывал мне о том, как придумывал и создавал образ мира, мира в «Степи» (фильма 1974 года по Чехову) и, конечно, мира в «Войне и мире». Эта же тема стала важной и для меня. В «Повелителе ветра» это, конечно, бумажный змей. Когда ты управляешь ветром — в этом есть что-то божественное. Это точно возвышает ребенка.

Был ли у меня такой змей? Конечно, был! Плавал ли на самодельных плотах по подмосковным рекам и озерам? Конечно, плавал! И, разумеется, я читал книжки про путешественников. Вернувшись в этот мир при помощи этой простой трехактной истории, я хотел хоть как-то вспомнить себя и прийти в себя.

— Получилось?

— Да.

Обложка видео

Трейлер фильма «Повелитель ветра»

— Теперь давайте поподробнее поговорим о вашем герое. Расскажите, что вам удалось про него понять? Зачем он всем этим занимается?

— С этими самыми вопросами я к нему и пришел. Очень волновался. Я с большим уважением и трепетом отношусь к его сану. Я вообще достаточно консервативный человек, хотя, думаю, со стороны так не скажешь (смеется). В общем, я к нему пришел, он был один, я был один. У него совсем небольшое жилище — там и мастерская, и столовая. В галерейке стоит лодка, на которой он плыл через Тихий океан, а в ней весла, которые отгрызли акулы. Их можно потрогать. Стоят холсты, большой мольберт, много красок и кистей — это мне тоже близко, я закончил художественную школу и даже хотел в какой-то момент полностью посвятить себя живописи.

В общем, я пришел к нему — совершенно прибитый, было много работы. Он посмотрел на меня и говорит: «О, Федь… Давай-ка, садись во главе стола и, вот, отдохни». С этими словами он надел на меня чугунные вериги. И мне действительно полегчало! Он налил чаю, я ему рассказал про свою идею. Ему идея понравилась, только сказал, что снимать надо молодежно, с графикой. Стал рассказывать какие-то истории из своей жизни, я сказал, что мне надо авторов к нему заслать. И я потихоньку стал спрашивать: откуда у него эта страсть? Чтобы дальше всех, выше всех, глубже и дольше всех? Федор Филиппович ответил, что у него все деды были путешественники. Он вырос в поморской деревне, они моряки. Он вырос на рассказах про великих путешественников. И он хочет оставить свое имя в этом ряду.

Вы знаете, кто у него друзья? Джеймс Кэмерон и Ричард Брэнсон! И с Кэмероном они сейчас готовят погружение Конюхова в Марианскую впадину, а с Брэнсоном строят новый воздушный шар!

— То есть он не экстремал, а просто чувствует себя человеком из эпохи великих географических открытий?

— Да, совершенно верно. Это его фундамент, его смысл.

— Что было самым сложным в съемках? Ну, кроме многочасового грима, конечно.

— Озвучание. Все сцены в маске я переозвучивал, собирал по одной фразе, по одному слову. Я не люблю переозвучивать роли, но здесь это было очень важно.

— Вы показывали фильм Конюхову до премьеры?

— Да! Первым посмотрел его старший сын Оскар. Потом младший Коленька пришел к родителям и велел им посмотреть. Мол, вы чего! Там вас Бондарчук с Михалковой играли. Ирина, матушка, расплакалась. А Федор Филиппович написал мне сообщение — могу прочитать, он разрешил.

— Давайте, конечно.

— (Читает.) Дорогой мой друг и товарищ по православной вере Федор Сергеевич! Сегодня мы — я, Ирина и Николай — побывали у вас в «Водороде» и посмотрели фильм «Повелитель ветра». Ты — молодец! Красиво, талантливо, патриотично показал мой образ. И вся твоя команда хорошо отработала. И потрудилась, и трудится над фильмом. Мы вышли от вас в хорошем и приподнятом настроении. Спасибо! Молодец! Всем от нас передай благодарность.

— Давайте теперь поговорим о вас. Есть ощущение, что в последние годы вы стали больше сниматься — причем все чаще в центральных ролях.

— Я могу позволить себе сниматься в одном фильме в год, освободив под это полгода для подготовки. Чтобы я мог меняться, предстать другим, не таким, каким меня привыкли видеть, не Ф.С. Бондарчуком в предлагаемых обстоятельствах. В «Балете» это было отмечено, кажется, всеми. Или вот сейчас я снялся в хорроре «Калимба». Вот это роль: психотерапевт, у которого развивается деменция. Он ничего не помнит, пьет таблетки по будильнику, и его все время бьют. Роскошно! А партнерша у меня Алена Михайлова. Она же волшебная! Она там играет героиню с биполярным расстройством.

— А что касается режиссуры? После «Актрис» прошло некоторое время, понимаете, куда двигаться дальше?

— Я бы очень хотел немного поменять жанр и снять второй сезон «Актрис». Но это сейчас невозможно — ни написать, ни снять. Но это то единственное, что мне сейчас было бы по-настоящему интересно как режиссеру.

— А какой из ваших продюсерских проектов сейчас для вас наиболее ценен?

— Все проекты «НМГ Студии», которые совсем скоро увидит зритель. Это и «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова и «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко, «Лед 3» и «Челюскин. Первые» — дико сложный проект. Но он очень важный.

И все, что связано с «Ленфильмом», — в титрах нового фильма Алексея Германа продюсера Эрнста «Воздух» будет стоять обновленный логотип «Ленфильма».

— Как вам кажется, есть ли плюсы для российского кино в нынешней рыночной ситуации?

— Компания «Централ Партнершип» по-прежнему остается монополистом на рынке, но, к счастью, появление еще одного дистрибьютора — «НМГ-кинопрокат» — было воспринято очень позитивно. Рынок живет, впереди — грандиозная новогодняя битва «Бременских музыкантов» и «Холопа».

— И последний вопрос. Как вам кажется, какие фильмы сейчас нужны российскому зрителю?

— Я скажу так: не только сказки.

Поделиться