«Актрисы». Чем хорош сериал со Светланой Ходченковой и Лолитой
. Шоу по сценарию Паулины Андреевой снял Федор БондарчукКинокритик Катя Загвоздкина похвалила сериал «Актрисы» со Светланой Ходченковой и Лолитой
В онлайн-кинотеатрах «Кинопоиск» и Wink выходят «Актрисы» — новый сериал Федора Бондарчука по сценарию Паулины Андреевой о закулисной жизни звезд и тех, кто мечтает ими стать. Главные роли исполнили Светлана Ходченкова, Елена Николаева и Полина Пушкарук, кроме того, в сериале снялись Лолита Милявская, Сергей Гилев и Алексей Макаров.
Киножурналист и обозреватель Катя Загвоздкина посмотрела «Актрис» и рекомендует сериал про невыносимую легкость актерского бытия не только из-за звездных имен.
Осторожно, в рецензии есть спойлеры!
Успешная актриса Полина (Светлана Ходченкова) собирается закончить карьеру, развестись с не менее популярным театральным актером Герой (Алексей Макаров) и уйти в церковь — посвятить себя духовному служению. Но этим планам не суждено сбыться — сначала ей звонит агент (Анна Невская) и предлагает главную роль в новом фильме, потенциальном фестивальном хите. А затем Гера выбрасывается из окна и Полина остается вдовой. На поминках, организованных в фойе театра, собираются все его коллеги, в том числе подруга, менее востребованная актриса Алена (Елена Николаева) и ее соседка, восходящая звезда Оксана (Полина Пушкарук).
«Актрисы» — сериал Федора Бондарчука по сценарию Паулины Андреевой, рассказывают про жизнь актеров театра и кино, но с необычной стороны — что с ними происходит, когда они не на сцене и не в кадре. Жизнь эта, во-первых, намного менее гламурная и беззаботная, чем кажется зрителю, который наблюдает за ней с безопасной дистанции — из зала или через экран компьютера. Не очень успешные актеры мечтают о больших ролях, но получают только отказы и приглашения сыграть в массовке. Популярные актеры страдают из-за того, что вынуждены сниматься в рекламе майонеза и сиропа от кашля, боятся выйти в тираж и с большим трудом справляются с бременем славы. Во-вторых, это жизнь в очень тесной тусовке, в которой все друг друга знают — и так или иначе друг с другом конкурируют.
Прежде чем стать шоураннером (она также автор сценария нашумевшего «Психа» с Константином Богомоловым), Паулина Андреева прославилась как актриса и, очевидно, писала эту историю «с натуры». В сериале масса метко подмеченных сцен и характеров, тонких наблюдений за коллегами по цеху — самовлюбленными, зависимыми от успеха, но крайне уязвимыми. Это разоблачение актерства — впрочем, не злое, а сочувственное.
По той же причине «Актрисы» — сериал скорее не для широкого зрителя, а для посвященной публики. Ей будет понятен и актерский сленг (словечки вроде «краска» и «пробоваться», которыми злоупотребляют герои) и трудности, с которыми они сталкиваются. Те, кто в теме, смогут насладиться аттракционом, который предлагает сериал: сыграть в угадайку — попробовать определить, кто послужил прототипами для героев. Например, директор «главного драматического театра страны» (речь, очевидно, идет об МХТ Чехова, там же проходили и съемки, но сам он не называется) в исполнении Лолиты Милявской — прозрачный намек на Ольгу Хенкину. Герой Сергея Гилева, популярный актер Степан, как говорят, списан с Евгения Цыганова. Но это скорее собирательные образы, а не пародии, претендующие на биографическую точность.
«Актрисы» начинаются с даты — 2014 год — и разделены на три «акта», временных отрезка, между которыми проходит несколько лет. Этот прием нужен не только для того, чтобы обозначить исторические события на фоне (например, последний акт разворачивается в 2020 году, в пандемию). Он выглядит почти как оправдание: создателям сериала нужно провести водораздел, показать, что «Актрисы» — это про прошлую жизнь, когда вся эта глянцевая суета так много для всех значила, когда «мы вместе мечтали купить что-то в «Кузнецком мосту», как поет на саундтреке группа Cream Soda.
Название шоу можно понимать в том смысле, что актрисы — это героини Полина, Алена и Оксана. А можно и так, что оно отсылает к реальным актрисам, снявшимся в сериале: между исполнительницами и их персонажами есть своего рода соперничество — кто кого переиграет. Но определить победителя в этом соревновании будет очень сложно: актерская игра, возможно, главная причина, по которой сериал достоин просмотра.
Звезда «Актрис» Светлана Ходченкова сыграла отчасти пародию на себя, стервозную диву. Это одна из лучших и наиболее тонких работ в ее карьере. Не уступает и Елена Николаева, с упоением исполнившая завистницу Алену, и Пушкарук, для которой это первый крупный проект. Из других ролей хочется отметить по-настоящему драматическую Лолиту Милявскую, Павла Попова, играющего завистливого Колю, а также Евгению Добровольскую и Андрея Федорцова, его экранных родителей.
«Актрисы» могли бы быть душераздирающей драмой (как, например, «Премьера» Джона Кассаветиса про стареющую бродвейскую звезду). Либо сатирой, шаржем на богемную тусовку и ее героев (как «Главная роль» Мариано Кона и Гастона Дюпра или «Выпускной» Райана Мерфи, а отчасти и «Вавилон» Дэмьена Шазелла), но Федор Бондарчук выбрал другой путь.
У творческого дуэта Бондарчук — Андреева получился сериал про невыносимую легкость актерского бытия, в котором даже большие события — измены, семейные драмы, похороны, рождение детей — становятся материалом для ролей, фоном для карьерных взлетов и падений. То, что вся жизнь — театр (и в том смысле, что в ней все понарошку), подчеркивает и беззаботное диско от композитора Игоря Вдовина, которое звучит сериале и в самые драматические моменты.
Еще один интересный прием — каждый эпизод завершается своего рода танцевальным номером. Эти номера разные, а потому неровные (в одном из них актер под песню «Арлекино» сводит счеты с жизнью, в другом пьющий артист встречает белочку — плюшевую игрушку в человеческий рост), но с технической стороны они сделаны просто захватывающе. Это своего рода торжественный драматический аккорд в финале серии, который придает значительности всему произошедшему до него.
«Актрисы» — проект, который неторопливо и скромно разгоняется, но зрители, которые продолжат его смотреть, точно дойдут до финала. Создатели сериала приглашают на ярмарку тщеславия, которая затягивает зрителей не меньше, чем ее действующих лиц.