«Фандорин. Азазель». Что не так с сериалом про знаменитого сыщика
. Рассказываем о проекте по мотивам романа Бориса АкунинаНа «Кинопоиске» 19 января вышла первая серия оригинального проекта «Фандорин. Азазель» — сериала по мотивам романа Бориса Акунина. Действие перенесено из середины XIX века в наши дни. Точнее, в альтернативную реальность — в ней Октябрьской революции не было и в 2023 году у власти в России по-прежнему находится династия Романовых. Катя Загвоздкина посмотрела «Фандорин. Азазель» и рассказывает, почему главное, что вызывает новая экранизация, — это недоумение.
Российская империя, 2023 год. 20-летний Эраст Фандорин (Владислав Тирон) работает в столичном — Петербургском — сыскном управлении, где ему поручают только мелкие дела. Но однажды, попав на место преступления (молодой миллионер (Святослав Рогожан) на глазах у всех пустил себе пулю в лоб), Фандорин обнаруживает множество нестыковок, которые не заметил больше никто. Так он выходит на след влиятельной тайной организации «Азазель», которая может быть связана с самим императором Николаем III (Максим Матвеев). Фандорину впервые поручают вести расследование, и он демонстрирует два своих главных качества — удивительную наблюдательность и невероятную везучесть.
Сериал «Фандорин. Азазель» начинается с титра «В 1917 году к власти в России не пришли большевики» (на премьере зал в этот момент начал аплодировать). Отметим, что идея перенести действие романа из последней четверти XIX века в первую четверть века XXI изначально казалась сомнительной. Но, видимо, это и должно было отличать новый сериал, снятый по одноименному детективу Бориса Акунина, от уже существующей экранизации, вышедшей почти 20 лет назад. Адаптировать произведение к нашему времени доверили сценаристам Никите Попову (сериал «Монастырь» с Настей Ивлеевой) и его брату Сергею Попову (работал только над короткометражками).
Но они не только перенесли действие романа в наши дни, но внесли в него ряд важных изменений. Теперь один из главных героев — император Николай III (Максим Матвеев с залысинами), зажатый в любовном треугольнике между скандальной певицей Амалией (Милена Радулович) и холодной женой (Уршула Малка), разумеется, привезенной из Европы.
Позволим себе провести ревизию, что в сериале сохранили от дореволюционного наследия. Как оказывается, не так многое. В кадре Эрмитаж, Петергоф, Летний дворец и другие популярные локации из туристического минимума в Петербурге. Часть героев, прежде всего военные, полицейские и студенты, носят форму. Остальные же одеты по современной моде, из-за чего создается странное впечатление — как будто ряженые императоры и цари, предлагающие за небольшую плату сфотографироваться, смешались с толпой туристов в Петропавловке (она в сериале, кстати, тоже появляется).
Звучит много громких фамилий: не только, скажем, Орлов, но и Ленин. Виктор, внук того самого Ленина, как его сразу отрекомендуют Фандорину, — бритый художник-акционист, похожий на Петра Павленского. Одна из его акций прямо цитирует работу на Литейном мосту (правда, на проезжей части Ленин нарисует не ту же часть тела, что изобразила арт-группа «Война», а отчего-то глаз). Во всех надписях расставлены еры (дореволюционные Ъ), периодически герои обращается друг к другу «сударь» или «государь». На этом, в принципе, все.
Но эпоха — не только в ерах, и ни о какой исторической достоверности в «Азазеле» речи не идет. Одно из самых слабых мест сериала — это сценарий. И дело не только в том, что за царя — слабохарактерного и просто жалкого — и державу обидно. Этот сериал вообще не о них, это фанфик о Российской империи, написанный без претензии на соответствие действительности.
Действие происходит не просто в нашей реальности, а реальности дополненной, модернизированной. Над экранным Петроградом нависают небоскребы, по улицам ездят роботы-полицейские (сделанные как будто из обувных коробок), Фандорин отправляется на задания с планшетом, а бороться с преступностью помогает ИИ под названием «Мёбиус», который умеет предсказывать убийства.
Нарисованы все эти нововведения удивительно плохо: менее убедительно, чем прошлое, в сериале изображено только будущее.
Но, в конец концов, «Азазель» — детектив (и очень увлекательный — про смертельную опасность, заговор, убийства, любовь), а не документальный проект, и главное в нем — не правдивое отражение эпохи, а интрига. Может быть, режиссеру Нурбеку Эгену и другим создателям сериала удалось лихо завернуть сюжет и увлечь зрителя? Нет. Изменения в сценарии (вызванные, вероятно, тем, что роман Акунина нужно было растянуть на шесть серий) порождают нестыковки и больше запутывают. История рассказана сбивчиво: некоторые важные сцены и связки опущены. Например, как едва не убитый в конце одной серии герой оказывается практически здоров в следующей. Необязательные сцены тянутся бесконечно долго. В чем интрига, понять довольно сложно, а потому и ее разгадка не особо волнует.
Главная удача и причина, по которой сериал в целом можно смотреть, — хороший актерский состав, и прежде всего — Владислав Тирон («Триггер», «Детективный синдром»), сыгравший Фандорина. Его Эраст Петрович — чудаковатый, увлеченный, отважный, благородный — безусловно убедителен и также безусловно обаятелен. Фандорину единственному можно поверить, что он живет в монархической России (и мундир на нем сидит так, как надо — возможно потому, что он соответствует своему мундиру).
Кроме того, стоит отметить начальника Фандорина из полицейского управления (Александр Семчев, играющий человека старой формации Грушина), Артема Быстрова в роли развязного военного, гуляки и бретера Зурова. Еще Максима Матвеева в новом амплуа слабовольного царя Николая III.
Фандорин — молодой человек, которого окружают люди его возраста, и в актерском составе много приятных молодых лиц. Это и Мила Ершова, которая играет сначала боевую подругу, а потом и возлюбленную Фандорина, и первый подозреваемый (Святослав Рогожан) в деле «Азазеля», и первый убитый (Григорий Верник). Эти актеры пришли в сериал из проектов про современных российских подростков, а с ними и вайб проекта про современных 20-летних, дерзких и искренних. В этом нет ничего исторического, но нет и ничего плохого — молодая кровь сериал оживляет.
Как итог: «Фандорин. Азазель» — довольно скучная, слабо сделанная и в целом ненужная экранизация. Если уж искать причину, по которой такой сериал был кому-то нужен, то она в том, чтобы у Владислава Тирона (и других молодых артистов) появилась возможность заявить о себе.