«Сцены разойдутся на мемы». Рецензия на фильм «Треугольник печали»

. Злая комедия про сверхбогатых, которая могла быть и поострее
Обновлено 21 декабря 2022, 11:20
Вуди Харрельсон в небольшой, но яркой роли капитана круизной яхты. Кадр из фильма «Треугольник печали»
Фото: Neon/ YouTube

Вуди Харрельсон в небольшой, но яркой роли капитана круизной яхты. Кадр из фильма «Треугольник печали»

В российских кинотеатрах большая премьера — в прокат вышел «Треугольник печали» шведа Рубена Эстлунда, получивший «Золотую пальмовую ветвь» на последнем Каннском фестивале. Критик Катя Загвоздкина посмотрела этот едкий фильм про сверхбогатых — и считает, что интеллектуал и насмешник Эстлунд, несмотря на престижную награду и отменную сатиру, скорее, не оправдал надежд.

После выяснения отношений в парижском ресторане Карл (Харрис Дикинсон) и Яя (Чарлби Дин) — успешные модели, инфлюенсеры и просто очень красивая пара — отправляются в круиз на морском лайнере. Поездка досталась им бесплатно — в обмен на рекламные посты в соцсетях. Но остальные гости лайнера — в основном это пожилые супружеские пары и бизнесмены средних лет — могут и заплатить: все они очень, очень богаты.

Среди соседей Карла и Яи по столу — благожелательные пенсионеры, сделавшие состояние на продаже оружия, скромный IT-гений и колоритный русский олигарх (хорват Златко Бурич), который просит называть его «королем дерьма» — он торгует удобрениями. За тем, чтобы гости хорошо провели время, следит команда вышколенных стюардов, готовых практически на все, чтобы в конце круиза получить щедрые чаевые. Не испытывает особого энтузиазма только капитан корабля (Вуди Харрельсон) — марксист с пионерским значком на белом кителе, который находится в перманентном запое. У шикарных лайнеров плохая судьба в большом кино, и на пути корабля из «Треугольника печали» (что, в принципе, было сразу понятно) тоже возникают непреодолимые препятствия.

Обложка видео
В Рейтинге / YouTube

Рубен Эстлунд — режиссер из Швеции. Он снимает о проблемах мира, какими они видятся из Скандинавии — одного из самых обеспеченных и благополучных регионов мира, где практически исполнили мечты о социализме. В «Форс-мажоре» (2014), его первом фильме, показанном в Каннах, Эстлунд рассказывал о кризисе буржуазной семьи. В «Квадрате» (2017), который принес ему первую «Золотую пальмовую ветвь», высмеивал современное искусство. В «Треугольнике печали» он ставит перед собой более масштабную задачу — показать порочность капиталистической системы, которая живет по принципу «сильный всегда прав».

Это второй фильм Эстлунда подряд (после «Квадрата»), принесший ему «Золотую пальмовую ветвь», что позволяет поставить режиссера в один ряд с Фрэнсисом Фордом Копполой, Эмиром Кустурицей и Михаэлем Ханеке. Решение жюри во главе с Венсаном Линдоном вызвало споры о том, насколько это заслуженная награда для Эстлунда, которому нет и 50. Но возможно, дело не в жюри, а в тенденции — почти все фильмы, взявший главный приз в Каннах за последние пять лет, так или иначе критиковали капиталистическое общество.

Что еще можно сказать на тему «капитализм — зло», чего не говорили раньше, не совсем понятно. Лучший фильм о том, почему капитализм непотопляем, был снят еще в 1972 году Луисом Бунюэлем — это «Скромное обаяние буржуазии». «Треугольник печали» безусловно, сделан с оглядкой на Бунюэля: богачи Эстлунда тоже любят поесть (чтобы избежать спойлеров, скажем только, что они об этом еще сильно пожалеют). Про незавидное положение рабочего класса и тех, кто обслуживает элиты, сейчас часто снимают в Европе — например, эту тему уже много лет возделывает другой двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» британец Кен Лоуч. А отвратительными, похожими на трупов, буржуев показывал на экране еще один заслуженный режиссер из Швеции Рой Андерссон.

Может быть, это не очень оригинально, но смешно. В «Треугольнике печали» есть замечательные моменты, которые наверняка разойдутся на цитаты и мемы. Например, сцена с рекламой «серьезного» и «веселого» брендов одежды, попавшая в трейлер. Или ссора, во время которой Карл и Яя выясняют, кто должен платить за ужин, парень или девушка — очень чувствительный вопрос в эмансипированном западном мире. Или своего рода алкогольный баттл идеологий, во время которого Вуди Харрельсон и Златко Бурич цитируют Маркса и Ленина.

Харрельсон в привычном амплуа эксцентрика-правдоруба — приглашенная звезда в «Треугольнике печали» (хотя он стоит на постере в самом центре, у него довольно небольшая роль). Но важно отметить и других актеров — и Бурича, и Харриса Дикинсона («King's Man: Начало», «Малефисента: Владычица тьмы») и Чарлби Дин (южно-африканская модель, которая скоропостижно скончалась летом), и Долли Де Леон, сыгравшую уборщицу Абигейл. Во многом именно благодаря им фильм способен доставить немалое зрительское удовольствие.

«Треугольник печали» можно условно разделить на три части (но слово «треугольник» в названии относится не к структуре картины — так называют область между бровей, где, если хмуриться, появляются морщины). Фильм постепенно мутирует из фарса в драму. Третий, финальный акт, в котором меньше всего шуток, самый слабый. Сложно не заметить, что автор повторяется и использует раздражающие приемы в лоб. Банально и его умозаключение: капиталисты беспомощны без тех, кого они эксплуатируют; за деньги (или то, что в данной ситуации имеет ценность) продаются и влияние, и любовь. Кроме того, «Треугольник печали» идет два с половиной часа и большой хронометраж чувствуется к финалу.

Но главная проблема с «Треугольником печали» не в нем самом, а в том, что изменился мир. Фильм снимался еще до того, как история сделала новый виток, и многие высмеянные в нем проблемы, возникшие в обществе достатка и процветания, не то что стали неактуальными — они отошли на второй и даже двадцать второй план (кажется, что если бы фильм создавали сейчас, русский олигарх сменил бы прописку). Эстлунду просто не повезло.

Поделиться
Авторы
Теги