«Англичанка». Почему вам нужно посмотреть вестерн с Эмили Блант
. Как сериал говорит о мести, насилии и колониализмеНа BBC Two и Amazon Prime Video показывают мини-сериал «Англичанка» с Эмили Блант и Чэском Спенсером в главных ролях. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев рассказывает о том, как британец Хьюго Блик дает представление об американской истории с помощью вестерна.
О чем сериал
События разворачиваются в 1890 году на территории США. Сюда прибывает британская аристократка Корнелия Лок. Цели ее призрачны, да и настроения поначалу не ясны; с первых минут героиня встречается с наиболее дикими проявлениями мужской грубости и хамства. Впрочем, нельзя сказать, что она чрезвычайно удивлена — на дворе Дикий Запад и такие же нравы.
Корнелия настроена серьезно и, столкнувшись с первыми трудностями коммуникации, от своей миссии не отказывается. Она хочет разыскать убийцу своего сына и отомстить. По воле случая ее путь пересекается с сержантом армии США в отставке Эли Уиппом, индейцем из племени пауни, — тот направляется на север, где надеется получить землю (такое право имеют отслужившие американским властям солдаты). На некоторое время их интересы совпадают (предполагаемый объект мести англичанки тоже, по слухам, обитает на севере). Приключения приносят обоим и порцию боли, и новые знакомства.
Кто и как снял
Это ладно скроенный вестерн, который отчасти нарушает каноны жанра. Взять хотя бы главную героиню: она совсем не типичная «барышня в беде», а наоборот, отважный воин-мститель. С первого эпизода «Англичанка» настраивает на изрядную долю насилия в кадре — Корнелия Лок успевает и получить по лицу, и убить свинью, и приговорить к смерти обидчика. Передряги, в которые попадает героиня, служат драйвером каждому эпизоду.
Поначалу может вводить в заблуждение нелинейный сюжет. Помимо основной истории Лок и ее напарника Уиппа, события время от времени «перескакивают» на другие локации (зрители познакомятся с разными землями Америки), а ближе к середине сюжета появляются и флэшбэки 15-летней давности — именно благодаря им становится более ясна мотивация персонажей и некоторые из их поступков, которые кажутся спонтанными, нехарактерными.
Расширение зоны комфорта — частые сюжетные паттерны в проектах режиссера и автора сценария «Англичанки» Хьюго Блика. В его же «Благородной женщине» героиня Мэгги Джилленхол получает по наследству оружейный бизнес от отца. В «Восходе Черной Земли» Кейт Ашби, сыгранная Михаэлой Коэл, пытается разобраться с уголовным делом, напрямую затрагивающим прошлое ее народа (геноцид в Руанде, из которого героиня спаслась). С одной стороны, Блик рассматривает судьбы людей, а с другой — оценивает геополитический и исторический багаж.
Кто снялся
В центре внимания здесь, конечно, Эмили Блант — британская актриса, в последнее десятилетие будто переживающая ренессанс карьеры. После футуристического боевика «Грань будущего» Блант перепробовала массу разных амплуа: агент ФБР в «Убийце», Снежная Королева в сиквеле «Белоснежка и Охотник», чудо-няня в «Мэри Поппинс возвращается» и, наконец, глава семьи на грани выживания во франшизе «Тихое место».
Ее Корнелия Лок — синтез грации, силы и стойкости. Нельзя сказать, что героине придумали характер «стальной магнолии» в угоду современным трендам; увлечение Лок условно мужскими делами — не дань моде, а личное устремление. Британская аристократка уверенно держится в седле, метко стреляет из ружья, ловко управляется со стрелами и луком. В то же время Блик оставляет Корнелии право быть слабой, проявлять эмоции и чувства. Словом, перед нами сложный, неоднозначный, живой персонаж.
Противоположность Лок — персонаж Чэска Спенсера, молчаливый индеец-пауни, предпочитающий своих демонов не демонстрировать. Знакомый широкой аудитории как оборотень Сэм Улей из франшизы «Сумерки» Спенсер подзадержался в одном амплуа. От сериала «Банши» до инди-вестерна «Женщина, идущая впереди» и криминального детектива «Дикий индеец» Чэску доставались роли немногословных маскулинных персонажей, о которых судят в первую очередь по делам.
Эли Уипп в исполнении Спенсера — грозный мужик, способный отправить на тот свет нескольких злодеев парой метких выстрелов. Но в то же время он хранит тайну, связанную с прошлым; корит себя за былые ошибки, бездействие, слабохарактерность, из-за которой пострадали его семья и соплеменники.
Плюсы, минусы, подводные камни
За внешней простотой вестерна (казалось бы, ветеран жанра Серджио Леоне уже все показал) и обманчивой предсказуемостью «Англичанка» умудряется удивлять почти в каждом эпизоде. Чуть неровная структура повествования и ошарашивает, и дарит ощущение эйфории, когда понимаешь, как ловко переплетены все ниточки (локации, земли, имена и фамилии, прошлое — причем даже, казалось бы, второстепенных героев, — и настоящее).
Большая часть мини-сериала, естественно, посвящена историческому, национальному и, если угодно, философскому контексту. В принципе на это намекают и трейлер, и аннотация проекта Хьюго Блика. Содержимое и форма не перетягивают одеяло друг у друга, гармонично шагая вперед — раскрывая подоплеку центрального конфликта и подливая масла в огонь второстепенных противоречий, которые тлеют (в хронологии сериала) на протяжении нескольких лет.
Темы и подтексты, всплывающие в «Англичанке», аккуратно появляются друг за другом, словно маленькие матрешки, спрятанные в больших. На первом плане это история противоречивых личностей — будто бы опрятной, благородной дамы и запятнавшего честь солдата, предавшего свой род. Чуть глубже лежит троп о зле, которое один из героев не может простить, а другой не может забыть. В итоге вековой тезис о насилии, лишь порождающем новое насилие, находит отражение и в этом сериале.
Если на поверхности лежат противоречия (не только характеров, но и историй происхождения героев — это воспитанные в разных средах и культурах люди, которых объединила общая цель), то в глубине совсем другие «качели»: разница в позициях (невмешательство и неравнодушие) и, например, в отношении к человеческой жизни (для Уиппа убийство обыденно, для Лок — шок и трепет). Не проходит режиссер и мимо темы наследия. На пути персонажа Чэска Спенсера встречаются индейцы, утверждающие, что прошлое надо отпустить. В жизни Корнелии тем временем бывали англичане, которых с трудом можно считать аристократами и джентльменами (по поводу манер последних Блик неиронично шутит несколько раз).
Ужасы колониальной политики у режиссера не имеют географической привязки, пусть действие и разворачивается в основном в Америке. Блик предлагает стать свидетелями угнетения коренных индейских племен, когда часть из них ассимилировались, присоединившись к кровожадному «племени белых», и начала убивать «своих». Среди солдат армии США во времена Гражданской войны были и британцы, и шотландцы. Но если у первых в крови империализм — это часть государственной политики, то вторые помнят времена независимого Шотландского королевства (и не слишком жалуют британцев — по сути, завоевателей).
Сериал не пытается сгладить углы: здесь могут заговорить о превосходстве белых, провести параллель между индейцами и животными, показать, что не все индейцы одинаково мудры и психически стабильны, убить беременную женщину на глазах у ребенка, а через минуту пустить преступнику стрелу в сердце в качестве божьей кары. В этой прямолинейности одновременно и сила «Англичанки», и слабость — для любителей легкомысленного экшена, который можно посмотреть фоном за вечер-другой, проект Блика явно не подойдет.