«Периферийные устройства». Сможет ли сериал заменить «Мир Дикого Запада»
. Хлоя Грейс Морец, магия VR и сразу два «будущих»Amazon Prime Video вовсю показывает свой амбициозный научно-фантастический сериал «Периферийные устройства». Он уже стал одной из главных телепремьер осени — в авторах значатся имена Лизы Джой и Джонатана Нолана, создателей «Мира Дикого Запада», который был закрыт в начале ноября. Критик Катя Загвоздкина посмотрела половину сезона и считает, что добротному детективному триллеру не хватило динамики.
О чем сериал
Сюжет разворачивается в двух вариантах будущего. В начале 2030-х в американской глуши все по-прежнему безрадостно: карьерных возможностей немного, наркоторговля и коррупция мешают нормально жить. Умница Флинн (Хлоя Грейс Морец) работает в салоне 3D-печати, производящем все, что душе угодно, а в свободное время помогает брату Бертону (Джек Рейнор) проходить видеоигры. Платят за это намного больше, а Флинн нужно покупать дорогостоящие лекарства для больной мамы.
Когда Бертону приходит экспериментальный VR-шлем — неизвестные разработчики с обратным адресом в Колумбии просят протестировать новую игру за щедрое вознаграждение, — первым его надевает тоже Флинн. Попав в обстановку Лондона конца XXI века, она помогает некой Аэлите (Шарлотта Райли) проникнуть в организацию под названием ИИ. Но скоро окажется, что это не просто мастерски проработанная симуляция, а самое настоящее будущее. И теперь в обоих временах на Флинн объявлена охота.
Кто снял и как именно
«Периферийные устройства» — экранизация одноименного романа 2014 года Уильяма Гибсона, фантаста и отца-основателя киберпанка. Он был очень востребован в 1990-х, в эпоху фильмов «Джонни-мнемоник» и «Отель «Новая Роза» по его же рассказам. Кроме того, Гибсон написал сценарий для одного из главных сериалов десятилетия — «Секретных материалов». Но после этого, несмотря на культовый статус и комплименты от Стивена Кинга, романы Гибсона не экранизировали. О съемках сериала по его «Нейроманту» уже несколько десятилетий идут разговоры, но к делу не приступают. Так что «Периферийные устройства» — первый за 20 лет крупный проект по его работам.
К экранизации привлекли главных специалистов по фантастике в современном кино. Среди продюсеров — создатели «Мира Дикого Запада» Джонатан Нолан и Лиза Джой, а также режиссер Винченцо Натали («Химера», «Куб» и одна из новелл недавнего «Кабинета редкостей Гильермо дель Торо»). Роман адаптировал для экрана писатель Скотт Смит.
Первый эпизод «Периферийных устройств», который вышел в конце октября, был заявкой на хит — зрителям предлагали сразу два времени в будущем, ночной проезд на мотоцикле по Лондону конца XXI века, эффектные наряды и хорошо поставленные драки. А главное — интригу: что же произошло в будущем, раз во времени случился раскол и население Земли сократилось? И зачем там Флинн? Но уже во второй серии, выпущенной в один день с пилотом, сюжет начал буксовать.
Едва ли не ключевая героиня Аэлита (имя — приятная для отечественного зрителя отсылка к роману Алексея Толстого), появившись в первой серии, пропадает сразу на несколько эпизодов. Кто она такая и почему ее все ищут? Создатели «Периферийных устройств», мягко говоря, не торопятся с ответами на этот и на другие важные вопросы. Например, что такое «периферали» (The Peripheral — название сериала в оригинале).
Только в третьем эпизоде проводник Флинн в мире будущего Уилфред (Гэри Карр) расскажет, что перифералями называют искусственные тела, в которые можно перенести сознание. Создатели сериала идут по сюжету неспешно (возможно, причина в том, что им нужно растянуть книгу на восемь серий), зато не скупятся на длинные флешбэки. Кроме того, они то и дело представляют все новых персонажей, которые, как Аэлита, тоже не задерживаются надолго.
Вопросы и к будущему, точнее, двум. Ближайшее мало отличается от современности (единственное важное новшество — «гаптика», устройство, с помощью которого можно связать сознания нескольких человек, используемое военными). Во втором, отдаленном будущем, вычищенном и неуютном, тоже все не очень благополучно. То и дело упоминается недавно случившийся «джекпот» — так британцы из конца XXI века иронично называют какой-то глобальный катаклизм.
Роман Гибсона — это отчасти предостережение. А сериал по нему претендует на звание фантастики со смыслом, в которой экшен — лишь приманка для зрителя. Но интрига разворачивается очень неспешно, а новые эпизоды на Amazon Prime выходят с разницей в неделю — за это время легко забыть, что было в предыдущей серии.
Кто снимался в сериале
Солирует Хлоя Грейс Морец («Пипец», «500 дней лета»). Это фактически сериал имени ее героини Флинн, которая перемещается во времени и появляется в кадре чаще остальных. Правда, в книге она — тихий компьютерный гений, еще со школы влюбленная в парня, которому не может в этом признаться. Морец в роли скромницы — отчасти мискаст: выглядит гораздо увереннее и держится независимо.
Не такой любопытный персонаж у Джека Рейнора («По половому признаку», «Рок-н-рольщики»): он играет брата Флинн, бывшего военного Бертона, честного, надежного и не очень сообразительного. Играет задорно. Однако самым обаятельным и убедительным героем в безрадостном близком будущем оказывается ветеран Коннер (Эли Гори), калека без ноги и руки. Он заливает воспоминания о войне алкоголем, который не мешает ему мыслить более трезво, чем это делают окружающие.
Интереснее протагонистов в «Периферийных устройствах» отрицательные персонажи. В Америке 2030-х это криминальный авторитет с осознанием собственной миссии Корбел (Луис Хертэм). В Лондоне — аристократ с русскими корнями Лев Зубов (Джей Джей Филд), его помощники Эш (Кэти Льюнг, сыгравшая Чжоу Чанг в фильмах о Гарри Поттере) и Оссиан (Джулиан Мур-Кук). А также пугающая руководительница ИИ (Т'Ниа Миллер).
На что обратить внимание
Благодаря тому, что сюжет развивается неспешно, есть время оглядеться. Дизайны интерьеров и костюмов здесь первоклассные. В далеком будущем над Лондоном, в остальном мало изменившимся, возвышаются небоскребы в форме античных статуй (над Трафальгарской площадью крылья раскинула Ника Самофракийская). Герои облачены в сложноскроенную одежду, напоминающую моду берлинских ночных клубов. Прислугу, постовых и водителей заменили пугающие человекоподобные роботы (привет «Миру Дикого Запада»). Отполированный и пустынный Лондон, состоящий сплошь из дизайнерских интерьеров и исторических экстерьеров, похож на музей — неуютный, но очень красивый. Это будущее не слишком оторвано от настоящего, как бывает обычно в фантастике, и из-за этого кажется более правдоподобным.
Родное «будущее» Флинн — территория социальной драмы. В провинции разгул безработицы и бедности, единственные возможности разжиться деньгами — пойти в армию или в бандиты. Лондон на этом фоне намного интереснее — и после каждого путешествия в конец века зрителя, как и героиню, ждет отрезвляющее возвращение в унылые 2030-е годы.
«Периферийные устройства» интригуют и предлагают дивные (по крайней мере в визуальном плане) новые миры. Но если события в сериале не будут развиваться динамичнее, есть вероятность, что до разгадки заявленных тайн и интриг вместе с Флинн дойдут немногие.