«Либерея: Охотники за сокровищами». Рецензия на фильм с Майором Громом
. Русский Индиана Джонс ищет библиотеку Ивана ГрозногоВ прокате головокружительные приключения — «Либерея: Охотники за сокровищами» Глеба Орлова. Троица едва ли связанных друг с другом героев по воле случая начинает разыскивать старинную библиотеку Ивана Грозного, сталкивается с коварным злодеем и решает семейные проблемы. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев рассказывает, получился ли у наших ответ «Коду да Винчи» и «Ларе Крофт».
О чем фильм
Главный герой — молодой и успешный бизнесмен Илья (Тихон Жизневский). С самого детства его необъяснимо влекли… самокаты. Кто-то мечтает полететь в космос, кто-то — стать врачом или полицейским. Илья же целиком и полностью увлечен «двухколесными конями»: мечтал о новых моделях в детстве, мастерил свои, основал собственный бизнес по их аренде (практически «Яндекс.Самокаты»).
После смерти любимой бабушки, которая растила Илью, он случайно находит некий артефакт, спрятанный в одной из стен ее квартиры. Не придав находке особого значения, герой публикует фото с ним в социальных сетях. Уже на следующий день в его дом является наемный убийца (Артем Ткаченко), оказавшийся потомком польских шляхов.
Еще через некоторое время в жизни Ильи появляется его отец (Алексей Серебряков), которого он не видел с детства, а также узкопрофильный специалист-филолог Арина (Диана Пожарская). Вместе им предстоит отыскать библиотеку Ивана Грозного, известную в народе как Либерея.
Как и кем снят
«Либерея: Охотники за сокровищами» — неспешное приключение, которое пытается уделить внимание и раскрытию главных героев, и проработке центрального конфликта. Задел похвальный, но его реализация неизбежно страдает. Вместо уникальных национальных элементов, пронизывающих саму историю (в центре внимания — отечественный миф о затерянной несколько веков назад библиотеке), «Либерея» опирается исключительно на штампы и шаблоны.
Из сюжета не вполне ясно, что становится драйвером приключений нерадивой троицы персонажей. Казалось бы, каждый из них может не участвовать в этой шараде по расхищению гробниц. Илья мог бы продать наследие бабушки за несколько миллионов рублей и жить спокойно. Его отец, положивший всю свою жизнь на поиски библиотеки, — обойтись материальной помощью сына (в одной из сцен он прямо заявляет, что отпрыск требуется ему в качестве мешка с деньгами). Филолог Арина и вовсе оказывается похищенной вышеупомянутыми господами.
Повествование проносится по верхушкам айсберга, не углубляясь в загадки. Перед зрителями всплывет разве что пара флешбэков, благодаря которым можно расставить фигуры на невидимой шахматной доске этого противостояния. На одной чаше весов — предприниматель, историк и филолог-криптограф; на другой — польские «интервенты», чьи потомки мечтают разграбить Либерею («козни Запада», как они есть).
В кресле режиссера — Глеб Орлов, вернувшийся к режиссуре после десятилетнего перерыва. Его предыдущим проектом был спортивный байопик «Поддубный» с Михаилом Пореченковым. Сценарий написал Андрей Золотарев — автор множества зрительских хитов («Вторжение», «Лед», «Спутник»). Но, кажется, в «Либерее» что-то не включилось: сюжет не предполагает ярких твистов, да и диалоги персонажей не отличаются эмоциональностью и целостностью.
Кто снялся
При всей невзрачности картины актерский состав все-таки привлекает внимание к проекту. В главной роли красуется Тихон Жизневский («Майор Гром: Чумной доктор»). Сказать, что актер в образе молодого предпринимателя aka искателя приключений шагнул на новую ступень в карьере, сложно. Илья Жизневского — по-прежнему синтез брутальной маскулинности и утопленных детских комплексов, которые непременно всплывают на поверхность после внезапной встречи с отцом.
Отца играет Алексей Серебряков («Левиафан»), артист с багажом ролей в тонком авторском кино. Правда, в последние годы он чаще появляется в сериалах российских стримингов («Наследие», «Ваша честь», «Мертвые души»). Образ одержимого профессора, живущего в шаге от безумия, Серебряков миксует с эрудицией и ворчливостью. Его герой, Аркадий, к середине повествования становится центром притяжения зрительского внимания; персонаж, который и раздражает, и умиляет разную аудиторию одновременно.
Наконец, филолог Арина в исполнении Дианы Пожарской («Чемпион мира») — неудачная вариация femme fatale. Добившаяся больших высот в узкопрофильной области филологической криптографии, Арина в большинстве сцен по-прежнему нуждается в опоре и помощи мужчин. Конечно, она вносит свою лепту в поиск библиотеки, активируя «чеховское ружье» (оно, правда, срабатывает без всякой логики, исключительно по велению сценариста) в паре эпизодов. Но чем-то особенным героиня не выделяется, оставаясь по большей части «обузой» в команде.
Вот кто точно запомнится зрителям, так это Артем Ткаченко («Меченосец», «Гоголь.Начало») в образе киллера Макса — потомка польских шляхов, который пытается осуществить затею своих предков и разграбить Либерею. Его пародийный польский акцент вкупе с оружием в руках и наигранной инфернальностью создают яркий, зловещий образ, вызывающий и легкое опасение (за судьбы Жизневского и других), и смех.
Плюсы, минусы, подводные камни
«Либерея: Охотники за сокровищами» при всех огрехах — по-своему захватывающее действо, которое, как ни странно, находит своего зрителя. Об этом как минимум говорят кассовые сборы — по итогам второго уик-энда фильм Глеба Орлова вошел в топ-3 по их величине. Но фильму отчаянно не хватает цельности и какого-то внятного развития. Впрочем, дух приключений присутствует — смена декораций, локаций бескрайней России и обстоятельств, которые преодолеваются героями, делают свое дело.
Что касается эмпатии в отношении Ильи, Аркадия и Арины — с этим у «Либереи» сложно. Кардинальные противоположности, с горем пополам балансирующие между объятиями и вычеркиванием из жизней друг друга; никого из действующих лиц особенно и не жаль, каждый получает то, что заслуживает. Особенно очевидно это становится при возникновении первых трений между сыном и отцом. Что уж говорить о нелепой попытке романтической линии между Ильей и Ариной; ухаживания и отвешивания комплиментов со стороны персонажа Жизневского будто навеяны робостью первокурсника или замшелыми курсами пикапа — и стыдно, и несмешно.
С чем у фильма все относительно неплохо, так это с историческим контекстом. Для широкой аудитории, в большинстве своем не знакомой с родом Сапег, библиотекой Ивана Грозного и периодом Смутного времени, «Либерея» может стать неплохим стартовым трамплином, после которого часть зрителей может обратиться по меньшей мере к статье в «Википедии». Если не получается полностью погрузить в атмосферу русского «Индианы Джонса», можно перевести стрелки на самообразование — знать историю своей страны в наше время крайне полезно.