«Корсаж». Каким получился фильм об императрице Сиси
. Костюмная драма с Вики Крипс против эйджизмаВ прокате «Корсаж» — новая картина австрийской постановщицы Мари Кройцер о борьбе 40-летней Елизаветы Баварской (или императрицы Сиси) за персональное «я». Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев объясняет, как автор фильма, погружаясь в прошлое, говорит о положении женщины в настоящем.
О чем фильм
Сиси (Вики Крипс) правит Австро-Венгрией уже 15 лет. Она в отличной форме: занимается гимнастикой, подолгу задерживает дыхание под водой и строго следит за усилиями фрейлин — те должны затягивать ее корсаж как можно туже. Не менее легендарная, чем сама императрица, талия Сиси — всего 45 см, предел мечтаний девушек XIX века.
Сказать, что ситуация в стране и подданные ее сильно заботят, нельзя. По крайней мере, фильм это мало демонстрирует. Близится Рождество, «злосчастное» 40-летие Елизаветы и очередная партия дел государственной важности. Сумасбродство и спонтанность — два кита Сиси. Упасть в обморок, симулировав проблемы со здоровьем? Настойчиво флиртовать с конюхом? Красться за предполагаемой любовницей мужа-императора среди ночи? Легко и просто.
Главное для Елизаветы — красота и чувство, что она желанна. Правда, общественные стереотипы 1877 года диктуют совсем другое: в 40 лет ты уже стара, так что смирись и отойди в сторону, мужчинам ты больше не интересна. Во времена главенствующего эйджизма, когда женщин за 40 почти не существовало (это средняя продолжительность жизни), упрямство и упорство Сиси — единственный шанс переломить эту парадигму.
Как снято
Живописно и трогательно. Мари Кройцер помещает женщину на пьедестал, делая это с присущими ей тактом и расстановкой. Она оставляет за кадром прошлое героини, концентрируясь на конкретном временном отрезке. В этом смысле «Корсаж» не типовой байопик, который раскрыл бы персоналию от юных лет до текущего момента. Это срез жизни, ситуация, момент, который героине предстоит пережить вместе со зрителем.
Елизавета в кадре ведет себя взбалмошно. Не старайтесь разглядеть условный эталон королевской особы, дворянское воспитание или манеры. Сюжет в принципе условен, основные партии отданы небольшим зарисовкам с бунтующей Сиси. Императрица будто бы опередила время — своевольностью, мышлением, предпочтениями, особенными интенциями.
В конце концов она буквально выходит из себя. Мало непростых отношений с супругом и любовниками, так еще и докучают иные внешние обстоятельства. Сиси одновременно и тесно, и скучно — отсюда тяга к переменам как личностного, так и географического характера: особенным увлечением Елизаветы были путешествия и поездки по разным областям Австро-Венгрии.
Кто снял и снялся
Сценарием и постановкой занималась Мари Кройцер, «Корсаж» — ее шестая полнометражная работа (и первая, которая попала в Канны; ленту представили в программе «Особый взгляд»). Во многих своих работах она исследует женщин в разных ипостасях: это и не признанная семьей девушка-подросток из «Безотцовщины», и карьеристка Лола из «Земли под моими ногами».
В «Корсаже» типовая, казалось бы, костюмная драма, помещающая зрителя в срез определенной эпохи, разбавляется изрядной долей постмодерна. Здесь император после важного совещания может просто-напросто отклеить бакенбарды (чуть топорная метафора — все мы носим маски, особенно при дворе). Стать и пафос дворян в окружении Елизаветы с трудом сочетаются с обшарпанными и разрушающимися стенами дворца.
В главной роли блистает Вики Крипс («Призрачная нить», «Время») — за игру в этом фильме она получила награду как лучшая актриса секции «Особый взгляд». В харизме Крипс кроется и сила, и слабость картины: первый план здесь на две головы перекрывает все остальные. В «Корсаже» есть эпизоды без участия Сиси, но, во-первых, их минимум, а во-вторых, они не играют существенной роли, не двигают сюжет и не раскрывают императрицу.
Плюсы, минусы, подводные камни
«Корсаж» выбивается из линейки костюмных драм про особ голубых кровей — от пресловутой «Короны» на Netflix, которая славится документальной точностью, до «Марии-Антуанетты» с Кирстен Данст в образе французской королевы и «Спенсер» с Кристен Стюарт, играющей принцессу Диану. К развязному образу Сиси ближе других, возможно, Эль Фаннинг из сериала «Великая» — вот где можно с легкостью представить в экстерьере дворца пластиковое ведро (и иные элементы другой эпохи).
Фильм старается вырваться из вереницы проектов схожей формации. Это по большей части удается, пусть деконструкция прошлого и конфликт «женщина в тисках патриархата» и стали привычными штампами киноработ последних лет. Выделяет «Корсаж» тонкое апеллирование к настоящему: в определенный момент, глядя на австрийскую императрицу, можно позабыть о том, что за окном по ту сторону экрана 1877-й.
Каждый — от родных детей и мужа до фрейлины и приближенных — диктует ей, что говорить, как себя вести, что она должна, а чего стоило бы избегать. Она как пресловутая птица в клетке, но с большим титулом. Кройцер же позволяет Сиси быть той, кем ей хочется (в противопоставление реальной исторической фигуре — мрачной и тучной женщине, носившей густую вуаль и запрещавшей себя фотографировать).
Поведение императрицы вкупе с речевыми оборотами, несовместимыми с прошедшей эпохой, будто бы шепчет: «Плюнь на все и просто будь». Впрочем, совсем абстрагироваться от набивших оскомину истин (в духе «императрица — тоже человек» и «в 40 лет секс есть») у Кройцер не получается. Но вряд ли это проблема автора. Скорее — современного патриархального конструкта, перед которым австрийская кинематографистка выставляет свое детище.