Фильм «Элвис» База Лурмана. Каким получился байопик о легенде рок-н-ролла

. Блестки, стразы, танцы и тяжесть беспощадного груза славы
Обновлено 21 декабря 2022, 11:12
Кадр из фильма «Элвис»
Фото: Warner Bros. Pictures

Кадр из фильма «Элвис»

9 августа фильм «Элвис» культового австралийского режиссера, автора известных на весь мир картин «Мулен Руж», «Ромео+Джульетта», «Великий Гэтсби», стал доступен онлайн на всех западных видеосервисах, включая Apple TV+ и Amazon. Мировая премьера «Элвиса» прошла на Каннском фестивале в мае этого года, там фильму аплодировали 12 минут.

Кинокритик и автор Telegram-канала Shamporova Юлия Шампорова посмотрела байопик и рассказывает, в чем его отличие от последних громких фильмов о жизни музыкантов («Рокетмен», «Богемская рапсодия»), которые не отпускают воображение современных режиссеров.

Розовый «Кадиллак» для мамы

Биография Элвиса Пресли (его играет 30-летний Остин Батлер), простого американского парня из религиозной семьи, водителя грузовика, выросшего в квартале для афроамериканцев в нищете, потому что его отец попал в тюрьму за подделку документов, рассказана от лица полковника Тома Паркера, продюсера певца (в исполнении оскароносного Тома Хэнкса).

Обложка видео
WBRussia / YouTube

Проработав с Элвисом 20 лет, проводив его к мировой славе, Паркер к концу жизни мучается угрызениями совести, к тому же многие упрекают его в эксплуатации певца. Он начинает свой рассказ, чтобы объясниться и показать, как развивались отношения с будущим королем рок-н-ролла на самом деле: от создания первого сингла That's All Right, выпуск которого в 1954 году ознаменовал рождение рок-н-ролла как музыкального направления, до выхода хитов Hound Dog, All Shook Up, Jailhouse Rock, рекордных продаж альбомов миллиардными тиражами и неувядающей славы.

В августе 1977 года Элвис умер от сердечного приступа в 42 года, но Паркер жил долго и знал достаточно, чтобы говорить за себя и за того парня. Несмотря на то что рассказ Паркера многоречив (обилие закадрового текста этого персонажа — на самая сильная сторона фильма) и пристрастен, мы постепенно видим, как из домашнего мальчика, который с трудом может оторваться от мамы и на свой первый гонорар покупает ей розовый «Кадиллак», Элвис превращается в суперзвезду — одинокую, замученную постоянными гастролями, одурманенную препаратами.

Кстати, Cadillac Fleetwood Series 60 1955 года выпуска, который музыкант подарил своей маме (эта сцена в фильме симптоматична для характеристики отношений героев), настолько прочно вошел в историю, что о людях, что гонятся за славой, американцы говорят: «Он мечтает подарить маме розовый «Кадиллак».

Как это снято. Режиссерский стиль картины

Лурман без лишних расшаркиваний бросает зрителя в маскарад бушующего Лас-Вегаса, прямо с титров давая понять, что перед нами фильм-буффонада, фильм-комикс, фильм-китч. И китч здесь — художественный прием. Блестки, стразы, мужские костюмы розового цвета и машины всех возможных канареечных оттенков, танцы на грани фола и поп-ап-красотки, вешающиеся на бедного Элвиса после бомбардировки его своими трусами, — все это, по мнению Лурмана, неотъемлемые художественные элементы, которые раскрывают судьбу Пресли.

Полиэкран (художественный прием, когда экран поделен на несколько частей, в которых транслируется разное изображение), титры и подзаголовки, как будто сошедшие со страниц комиксов, мультяшная пестрость графики и переходов от сцены к сцене, параллельный монтаж, который может объединять в себе три сцены за раз, — все это неотъемлемые черты «Элвиса».

Изображение танцев темнокожего окружения Пресли во время его детства в Мемфисе, в котором он черпал вдохновение, напоминают не то транс, не то оргию — и эта энергетика доберется до всех выступлений певца. Режиссер намеренно рисует Пресли не просто популярным исполнителем, а идеологом секты, в присутствии которого люди (особенно женщины) сходят с ума и начинают уходить в отрыв. Визуальный стиль, режиссерское решение картины — все это намеренно акцентировано, обострено, выведено на авансцену (без трусов).

Музыка в фильме

Лурман работает с музыкальным содержанием фильма многозадачно. В том числе с целью отдать дань классическому кино и проговорить музыкальными референсами важнейшие сюжетные решения. Так, Элвис впервые появляется на сцене под композицию Штрауса — знаменитый саундтрек к «Космической одиссее 2001 года» Стэнли Кубрика. Этим Лурман подчеркивает значимость момента: вот выходит человек, который изменил культуру навсегда. И одновременно иронизирует над ожиданиями толпы броситься в ноги объекту поклонения. К слову, кинопасхалок в фильме — хоть отбавляй.

Современных исполнителей Лурман тоже включил в музыкальный ряд: итальянцы Maneskin, Эминем, Бритни Спирс, Backstreet Boys, кантри от Swae Lee & Diplo, Kacey Musgraves, Shonka Dukureh (в июле певица и актриса «Элвиса» была найдена мертвой в своей квартире), инди-рокеры Tame Impala. Здесь и хип-хоп, и соул, и рок-н-ролл образуют настоящий жанровый винегрет. Остин Батлер часть песен бессмертного Элвиса исполняет лично.

Плюсы, минусы, подводные камни

Дуэт Тома Хэнкса и Остина Батлера, которые на экране создают химию Мефистофеля и Фауста, — безусловное достоинство картины, хотя Батлер временами выглядит и ведет себя уж слишком лощено. Хэнкс, обладающий положительным обаянием, закрепившимся в его многочисленных ролях, искусно демонстрирует весь потенциал злодея-искусителя, которому невозможно противостоять.

Лурман впервые объявил о намерении снимать биографию Элвиса Пресли еще в 2014 году, после этого пять лет ушло на то, чтобы отобрать исполнителей фильма, что неудивительно, ведь на их взаимодействии основана картина. Съемки начали лишь в 2020 году. И если о Хэнксе российскому зрителю известно практически все, то Остин Батлер — темная лошадка. Актер привлек Лурмана своими выступлениями на Бродвее и в Элвиса перевоплотился так, что даже его внучка, Райли Кио, плакала на премьере.

Рафинированная каннская публика приняла фильм, показанный вне конкурсной программы, благосклонно, но мнения критиков разделились. Кто-то хвалит картину, кто-то называет ее 159-минутным трейлером, кошмаром и «Богемской рапсодией» с разгоном 4000 миль в час, намекая на интенсивный монтаж картины и вторичность тематики.

«Элвис» стал квинтэссенцией режиссерского стиля Лурмана, так что гарантированно будет принят ценителями автора. Но, несмотря на динамичность визуальной составляющей, картине определенно не хватает динамичности сценарной: здесь много длиннот и нарративных провалов, а повествование постоянно швыряет из одной эпохи в другую, порой вопреки логике. При этом фильм определенно станет претендентом на «Оскар». История, выполненная в поп-ап-ключе, определенно не оставит равнодушными стоящих в первом ряду фанатов и скромных почитателей Элвиса, уважительно кивающих с галерки.

Поделиться
Авторы
Теги