«На Западном фронте без перемен». Рецензия на фильм по Ремарку
. Драма о событиях Первой мировой войны взяла главную награду BAFTAГлавную премию Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) — за лучший фильм — взяла драма «На Западном фронте без перемен» о событиях Первой мировой войны, показанных глазами немецких новобранцев. Режиссер Эдвард Бергер снял первую в истории немецкую экранизацию одноименного романа Эриха Марии Ремарка. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев — о том, как выглядит антивоенное художественное высказывание из Германии начала XX века.
Это обновленный текст. Впервые он вышел 5 ноября 2022 года.
О чем фильм
1917 год. Уже три года в Европе, на Ближнем Востоке и даже в Африке ведутся бои между двумя противоборствующими коалициями. В самой Германской империи в то же время продолжают жить, учиться и работать простые немцы. Среди них — 19-летний Пауль Боймер и его однокашники, которых в перерывах между занятиями агитируют записаться на фронт добровольцами.
«Мне радостно осознавать, что будущее страны в руках у таких прекрасных, патриотически настроенных молодых людей, как вы. Сегодня будущее новой Германии решается на фронте», — настойчиво утверждают пропагандисты молодым душам, которые впитывают каждое их слово как губка.
Милитаризм проникает в их сознание отовсюду: солдат — не только бравый воин, встающий на защиту родной земли, но и ролевая модель «настоящего мужчины». А красивая форма еще и привлечет внимание девушек — после победы на фронте, конечно.
Пауль вместе с друзьями отправляется на фронт. Получая у офицера форму, главный герой замечает, что на ней осталась бирка (от предыдущего владельца). Офицер без лишних комментариев резким движением отрывает ее. И вот в руках у Пауля «новая» форма немецкого солдата, сшитая «персонально для него». Небольшой эпизод, по силе воздействия сравнимый со сценой погрузки военнослужащих в самолет в «Грузе 200».
Как и кем снят
Фильм тяжелый и мрачный, к этому стоит быть готовым. Подобное нетрудно объяснить (и тематикой, и центральным событием, лежащим в основе картины). Зрителя медленно и настойчиво затягивают в эстетику 1910-х, периода военного времени — с уничтоженными поселениями и мертвецами на обочинах. Ни к кому из героев не следует привязываться и сочувствовать сверх меры, ведь любой из них может через секунду лишиться жизни. Проявлять эмпатию предлагается к нации в целом, которая находится в заложниках у кровожадных правителей.
Кроме того, «На Западном фронте без перемен» не пытается выглядеть стильно или казаться аттракционом. Это совсем не блокбастер «1917» Сэма Мендеса, хотя некоторые приемы во время съемок боевых столкновений и напоминают о нем. Как и литературный первоисточник, третья по счету (после Льюиса Майлстоуна в 1930-м и Делберта Манна в 1979-м) экранизация фиксирует глобальную катастрофу человечества и ее «всадников» — обыденности насилия, обесценивания человеческой жизни, а также полной разрухи в рядах вооруженных сил. Конкретно — Германии: в кадре 1917-й — уже через год страна подпишет акт о капитуляции.
Кто снял и снялся
Режиссером и соавтором адаптированного сценария стал Эдвард Бергер — опытный немецкий кинематографист, получивший образование в США. Первый опыт работы Бергера связан с продюсерской компанией Good Machine — колыбелью независимого кино Америки. Именно с ней запускались первые картины Энга Ли («Погоня с Дьяволом»), Тодда Хейнса («Спасение») и Тодда Солондза («Счастье»). С конца 1990-х режиссер живет в Германии. Среди его знаковых проектов — сериалы «Германия 83» и мини-сериал «Патрик Мелроуз» с Бенедиктом Камбербэтчем.
Главную роль доверили дебютанту Феликсу Каммереру, который превосходно справился. Именно его глазами зритель видит большую часть событий фильма. Благодаря живой органике, харизме и отсутствию намеков на переигрывания Каммерер, во-первых, держит зрительское внимание, во-вторых, «тащит» своего героя на путь трансформации. От подростка с промытыми пропагандой мозгами Пауль движется к образу представителя «потерянного поколения», о котором через несколько лет напишут свои произведения Ремарк, Хемингуэй, Сароян, Фицджеральд, Вулф.
Плюсы, минусы, подводные камни
В этом году «На Западном фронте без перемен» — претендент на «Оскар» от Германии. Картина может оказаться в шорт-листе (возможно, и среди номинантов) категории «Лучший международный художественный фильм». Удивительно, что до 2022 года в Германии не пытались экранизировать один из самых популярных пацифистских романов ХХ века.
В отличие от других экранизаций, картина Эдварда Бергера отклоняется от литературного канона. Режиссер добавляет несколько побочных сюжетов, а также новых персонажей. Но это не портит, а усиливает общую атмосферу. Благодаря небольшим зарисовкам, демонстрирующим взаимоотношения солдат и офицеров, военных и жителей оккупированных территорий (прежде всего, во Франции, где разворачиваются основные события романа), Бергер рисует масштабную картину жизни на фронте в разных ее аспектах.
Это кино не героизирует воинов. Для режиссера и роман, и его экранизация — история о переживании горя, о возникновении и прорастании стыда, вины и в конце концов нескрываемого ужаса у каждого патриотично настроенного подростка, облачившегося в форму по своему выбору. Бергер убежденно провозглашает, что Первой мировой войной в частности (и войнами в целом) категорически нельзя гордиться. Это одна из центральных идей картины, которая выезжает на первый план ближе к финалу.
Из нее исходят и осуждение института пропаганды, и катастрофические последствия для целого поколения (все того же, «потерянного»). Первая мировая война украла у них молодость, сделала стариками после первой бомбы, что взорвалась рядом, первой пули, выпущенной из ружья, первого ранения (в лучшем случае несмертельного) и первого убийства.
Два вчерашних школьника по воле невидимых генералов, отдающих зверские приказы откуда-то издали, становятся врагами, которые в глубине души совсем не хотят убивать и не готовы жить с этим дальше. Кажется, «На Западном фронте без перемен» — лучшее на сегодняшний день «лекарство» от героизации и романтизации любых войн.