Вышел сериал со звездами «Гарри Поттера» и «Робокопа». Каким он получился

. Рецензия на «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо»
Обновлено 21 декабря 2022, 11:20
Кадр из сериала «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо»
Фото: Netflix

Кадр из сериала «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо»

На Netflix под Хеллоуин состоялась премьера шоу «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» — антологии из восьми хорроров, спродюсированной режиссером Гильермо дель Торо. Здесь собраны страшилки в ассортименте: гигантские крысы, ведьмы и привидения, похитители тел и даже злой крем. Кинокритик Катя Загвоздкина посмотрела все восемь эпизодов, осталась под впечатлением и подробно рассказывает, почему непременно стоит открыть этот «шкафчик с диковинами» — в конце концов, оригинальное название Cabinet of Curiosities так и будет звучать на русском.

Как устроен сериал

В «Кабинете редкостей» хранятся восемь никак не связанных между собой историй длительностью от 40 минут до часа с небольшим авторства разных кинематографистов.

«Кладбищенские крысы» Винченцо Натали по рассказу фантаста Генри Каттнера рассказывают про вора, который обчищает могилы богатых покойников, не брезгуя даже лишать недавно преставившихся их золотых коронок. Однажды в погоне за большим кушем он отправляется вниз по крысиной норе. В фильме много грызунов разного размера и безобразности, но те, кто не страдает земмифобией, обнаружат в нем много забавного и остроумного. Например, то, что главный герой (блистательный Дэвид Хьюлетт из «Куба») очень религиозен и перед каждым походом на разграбление кладбища возносит молитву, чтобы улов был пожирнее.

Есть в антологии и довольно неприятные эпизоды, например «Вскрытие» по рассказу Майкла Ши, снятое Дэвидом Прайором. Название не обманывает: в часовом фильме несколько раз показывают аутопсию, но то, что обнаруживается после нее, оказывается еще более неприятным.

Тема щупальцев раскрыта и в «Лоте 36» — в фильме по сценарию дель Торо, снятом его постоянным оператором, лауреатом премии «Оскар» за «Лабиринт фавна» Гильермо Наварро. Главный герой, реднек и расист (Тим Блейк Нельсон из «Аллеи кошмаров»), покупает на торгах доступ к ячейке с вещами недавно скончавшегося одинокого пенсионера. Как скоро выяснится, тот был нацистом, бежавшим в Америку после войны, и увлекался оккультизмом.

По сценарию дель Торо снята и еще одна новелла — «Шепот» Дженнифер Кент. Семейная пара орнитологов (Эсси Дэвис и Эндрю Линкольн из «Игры престолов» и «Ходячих мертвецов») приезжает в дом на острове наблюдать за птицами. Но печальный особняк, в котором все скрипит и стонет, напоминает им о недавно пережитой трагедии. «Шепот» похож на «Дом с прислугой»: тоже рифмует инфернальное с личным. Но все же он на свой манер тихий и не очень страшный — ужасы тут показывают в микродозах и исключительно в терапевтических целях.

В сборнике есть и менее удачные новеллы, в основе обеих, по совпадению, рассказы Говарда Лавкрафта. «Модель для Пикмана» Кита Томаса продолжает долгую литературную традицию — рассказывает про сошедшего с ума художника. Но это очень невразумительное высказывание: исполнитель главной роли (Бен Барнс из «Портрета Дориана Грея») как будто сам до конца не понимает, кого и как ему играть. Правда, и этот фильм нельзя назвать полным разочарованием: рисующего страшные картины Пикмана с дьявольской усмешкой и не менее чудовищным акцентом замечательно сыграл Криспин Гловер из «Назад в будущее».

Еще одну не вполне удачную новеллу по Лавкрафту — «Грезы в ведьмовском доме» — сняла Кэтрин Хардвик (постановщица первых «Сумерек»). Руперт Гринт (Рон из фильмов о Гарри Поттере) пытается попасть в загробный мир, чтобы встретиться с умершей в детстве сестрой. Поиски приводят его в старый дом ведьмы, которая умела путешествовать между измерениями, пока ее не повесили «добрые» селяне. Многие новеллы в сборнике — это яркие, даже избыточные стилизации, но в «Грезах» интерьеры (как и сама ведьма, напоминающая проросшую палку) выглядят откровенно бутафорскими и напоминают скорее аттракцион в тематическом парке. Актеры играют старательно, но тоже иногда чрезмерно, поэтому испугаться, как и искренне проникнуться к их героям сочувствием, сложно.

Какие эпизоды действительно удались

Пожалуй, лучшая новелла в «Кабинете редкостей» — «Извне» Аны Лили Амирпур («Девушка возвращается одна ночью домой», «Легион»). Главная героиня Стейси (Кейт Микуччи из «Пригорода») с выпученными глазами, неправильным прикусом и копной непослушных волос — дурнушка, которая всюду чувствует себя лишней. У нее есть любимый муж (Мартин Старр из «Кремниевой долины») и любимое хобби — делать чучела. Но на работе другие женщины, красиво одетые и накрашенные, ее сторонятся, а она больше всего хочет подружиться с ними. Однажды ей дарят крем Alo Glow, который обещает полное преображение. Вместо преображения у Стейси начинается сильная аллергия, но ведущий из телемагазина (Дэн Стивенс из «Легиона») с экрана говорит ей, что все в порядке, это начало изменений.

«Извне» (возможно, более верный перевод — «Внешнее») начинается как комедия. Героиня Микуччи с выпученными глазами смотрит, как персонаж Дэна Стивенса в белом парике расхваливает по телевизору Alo Glow. Время действия — 1990-е, и наряды тех времен, как и тогдашние представления о красоте, сейчас кажутся забавными. Но чем дальше, тем меньше комедии. Как далеко готовы зайти женщины, чтобы соответствовать стандартам красоты — и просто соответствовать? «Извне» показывает, что доходят до самых крайностей. Это избитая тема, но и в эпоху дайверсити и бодипозитива актуальности она не теряет.

Вторая несомненная удача — «Просмотр» Паноса Косматоса, снявшего «Мэнди» с Николасом Кейджем. Эксцентричный миллиардер (Питер Уэллер из «Робокопа») собирает в своей загородной резиденции ученого, музыканта, писателя и поклонника эзотерики, чтобы показать им новое приобретение в его коллекции. Он и сам не понимает, что это, и ему нужна экспертиза из разных областей. Рассказать больше о сюжете — значит испортить удовольствие от просмотра «Просмотра».

Но никто не мешает хвалить визуальную изобретательность Косматоса. Его новый фильм, как и «Мэнди», — это кислотный трип, залитый неоном и красным светом, озвученный электроникой. Действие происходит в конце 1970-х, но у режиссера их легко перепутать с будущим, как его изображают «Солярис» Тарковского и «Трон» Лисбергера. Футуристический «Просмотр» выделяется среди остальных старомодных новелл «Кабинета редкостей» и запоминается как минимум своим стилем. И если выбирать один фильм из антологии, который может стать культовым и собрать армию фанатов, то это именно он.

Кто создал сериал и почему именно таким

«Кабинет редкостей Гильермо дель Торо», как понятно по названию, создан одним из самых востребованных голливудских режиссеров — в 2018 году он получил «Оскар» за «Форму воды» и карт-бланш на новые проекты.

Гильермо дель Торо — не только автор идеи, но и продюсер сериала, автор сценария двух новелл и своего рода конферансье. В начале каждой серии «Кабинета редкостей» он, в костюме и с галстуком, появляется на экране и рассказывает, о чем будет следующий фильм и кто его снял.

Режиссер неспроста занял место ведущего этого шоу ужасов: вся его фильмография посвящена исследованию сказочного, призрачного и потустороннего. Вряд ли кто-то знает эту тему лучше, чем Гильермо дель Торо. Его дебютный испаноязычный фильм «Хронос» рассказывал про алхимика, открывшего способ жить вечно, в картине «Хребет дьявола» главный герой видел призраков. Перебравшись из Мексики в Америку, дель Торо не изменил себе. Сейчас он главный специалист по мрачным сказкам в Голливуде (кроме «Формы воды», это и «Багровый пик», и «Лабиринт Фавна»), который в своих фильмах создает одновременно пугающие и чарующе красивые миры.

Выбранный для антологии формат, «кабинет редкостей» (то есть кунсткамера, коллекция диковин — такие часто хранились в специальных шкафах со множеством ящиков), не назовешь современным. Ни в одном из фильмов действие не происходит в наши дни, на выбор — прошлое разной степени отдаленности. Дель Торо находит в старине особое обаяние, и, хотя в проекте у него продюсерская роль, это антология с приставкой «ретро».

«Кабинет редкостей» — подарок не только всем любителям фильмов ужасов. Антологию расцвечивают отличные роли, сыгранные замечательными артистами. Страшное в ней соединяется с комическим, трогательным или трагическим (как и всегда у дель Торо). Это своего рода цирковое шоу с тщательно подобранной программой — и, пока не посмотришь все номера, остановиться невозможно.

Поделиться
Авторы
Теги