Финальный сезон «Лучше звоните Солу». Почему сериал невозможно забыть

. Каким он был, кто его создал и в чем его уникальность
Обновлено 08 января 2023, 15:18
Кадр из сериала «Лучше звоните Солу»
Фото: Sony Pictures Television

Кадр из сериала «Лучше звоните Солу»

В этот понедельник, 15 августа, на телеканале AMC показали финальный эпизод «Лучше звоните Солу», одновременно предыстории и продолжения «Во все тяжкие», за шесть сезонов заслужившего славу одного из самых ярких проектов современного телевидения. РБК Life и руководитель отдела внешних коммуникаций «СТС Медиа» Тимофей Становой рассказывают (без спойлеров), почему Сол Гудман останется в нашей памяти навсегда.

О чем сериал

«Лучше звоните Солу» — приквел и отчасти продолжение «Во все тяжкие» (Breaking Bad), одного из лучших сериалов в истории телевидения. Если помните, двух главных героев Breaking Bad по юридическим вопросам консультировал адвокат по имени Сол Гудман — обаятельный, но слишком уж говорливый человек в цветастых рубашках и галстуках. События «Лучше звоните Солу» переносят нас в прошлое, когда Сол был и не Солом вовсе (этот псевдоним он возьмет себе намного позже), а мелким мошенником из Альбукерке по имени Джимми Макгилл.

Все шесть сезонов «Сола» служат предысторией «Во все тяжкие», при этом каждый начинается с небольшого прыжка в будущее, показывая события, происходящие после финала Breaking Bad — бывший адвокат Сол Гудман уже под новым именем скрывается от правосудия (какая ирония) и замешивает тесто для булочек в «Синнабоне» в одном из ТЦ захолустного штата Небраска. И очень, очень боится, что его раскроют.

Все эти шесть сезонов — история маленького человека, который постоянно хочет большего, чем у него есть. Больше денег, больше уважения, больше любви. Трагедия Сола в том, что за шесть сезонов он не просто теряет больше, чем приобретает, но и открывает в людях все худшее, что в них есть.

«Лучше звоните Солу» — это и триллер про наркомафию, и авантюрная комедия, и судебная драма. Абсолютно уникальное шоу, существующее вне конкретного жанра.

Кто его сделал

В отличие от многих других приквелов или спин-оффов, делать которые приходит совсем другая команда (самый свежий пример — «Дом дракона», приквел «Игры престолов», над которым работают уже не Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс, а абсолютно другие люди), у «Лучше звоните Солу» те же шоураннеры, что и у «Во все тяжкие», — Винс Гиллиган и Питер Гулд. Практически каждый сценарист и режиссер «Сола» работал и над Breaking Bad, так что преемственность здесь в полной мере соблюдена.

Сола по-прежнему играет Боб Оденкерк, остальные актеры — в том числе Джанкарло Эспозито (Гас Фринг) и Джонатан Бэнкс (Майк Эрмантраут) тоже вернулись к своим ролям. В последних сезонах появляются еще несколько знакомых по «Во все тяжкие» персонажей, но не будем портить вам сюрприз. Скажем только, что если какой-либо персонаж из Breaking Bad здесь и появляется, то это обусловлено не желанием угодить фанатам, а драматургической необходимостью.

Если в первом сезоне Оденкерк появляется практически в каждой сцене — актер жаловался, что при всем желании едва успевал заучивать реплики, а учитывая любовь героя помолоть языком, реплик было много, — то начиная со второго отдельное экранное время давалось и другим ярким и иногда уже знакомым зрителям по «Во все тяжкие» героям. Вообще у «Лучше звоните Солу» получилось сделать уже хорошо знакомых нам персонажей более объемными. Например, мы узнаем о прошлом Майка — когда-то он потерял сына, а теперь нежно заботится о своей внучке, и тем более явным становится контраст между любящим дедушкой и убийцей, кем он, по сути, и является. Почти все основные действующие лица «Лучше звоните Солу» — антигерои, но за шесть сезонов мы ни разу не почувствовали морализаторства со стороны сценаристов: выводы предложено делать самой аудитории.

Согласно изначальной задумке, «Лучше звоните Солу» должен был стать получасовой комедией, но история с драмой показалась интереснее. Приведем немного цифр:

  • 63 эпизода поместилось в «Лучше звоните Солу». Это на один больше, чем у «Во все тяжкие».
  • 185 номинаций на американские премии получил сериал «Лучше звоните Солу».
  • 13 лет Боб Оденкерк исполнял роль Сола Гудмана;
  • 13 — порядковый номер финальной серии Saul Gone.

Как это снято

«Во все тяжкие» был написан и снят как классическая криминальная драма — очень добротно, но не сказать, чтобы изобретательно с операторской точки зрения. «Лучше звоните Солу» — жанрово намного более сложная конструкция, что влияет и на визуальный стиль сериала: что-то берется намеренно слишком крупным планом, что-то наоборот — подчеркнуто общим, чтобы показать внутреннюю пустоту героев. Есть и схожести: действие обоих сериалов происходит в Альбукерке, штат Нью-Мексико — как можно догадаться, приграничном с Мексикой, пустынном и очень жарком регионе. Поэтому иногда сериал намеренно копирует стилевые приемы классических вестернов Серджио Леоне и Джона Форда.

У последних эпизодов сериала, большая часть действия которых происходит в заснеженной Небраске и сильно после событий «Во все тяжкие», совсем другая стилистика, да и сняты они в черно-белой гамме. Очень жаль, что у нас нет возможности посмотреть эти эпизоды на максимально большом экране — они уж точно заслуживают кинотеатрального просмотра.

Кстати, большая часть шоу происходит в начале нулевых, а значит, ностальгия здесь выкручена на полную — кнопочные телефоны, телефонные справочники и костюмы с широкими лацканами только добавляют сериалу и его героям обаяния.

Действительно ли у него получилось превзойти «Во все тяжкие»?

«Во все тяжкие» был историей о моральном падении, а «Лучше звоните Солу» — история если не попытки искупления, то хотя бы признания вины. Получился ли сериал лучше, чем Breaking Bad? Вряд ли. Хуже? Точно нет. На этот раз у Гиллигана и Гулда получилось сделать историю более масштабную — и с точки зрения временных рамок (она начинается задолго до событий Breaking Bad, а заканчивается — намного позже), и с точки зрения того, насколько длинный путь прошли два главных персонажа — Сол и его боевая подруга Ким.

Можно ли смотреть его, если ты не видел «Во все тяжкие»?

Сериал сделан как самостоятельная история, так что смотреть его можно без особой подготовки. Конечно, если вы смотрели «Во все тяжкие», следить за историей Сола Гудмана вам будет интереснее. Но если нет, вы все равно получите удовольствие от каждого эпизода.

Действительно ли сериал так хорош, как о нем говорят?

Более-менее каждый выдающийся драматический сериал последних 20 лет рассказывал историю падения, погружения во тьму: в нее плавно двигался и Тони Сопрано, и Дон Дрейпер из «Безумцев», и главные герои «Озарка», и Уолтер Уайт. Но путь Сола Гудмана, наверное, наиболее интересный из них — он вступил на плохую дорогу даже не потому, что ему хотелось лучшей жизни, и не потому, что ему нужно было спасать себя и свою семью, а потому, что она была самой веселой. В этом смысле последний сезон наиболее показателен: возможно, самый шокирующий его момент связан с тем, что Сол выстроил план опорочить человека просто забавы ради — с самыми серьезными последствиями для всех участников.

В этом и есть главное отличие между Солом Гудманом и Уолтером Уайтом — несмотря на то что Сол сознательно выбрал для себя плохой путь, он ни разу не превращается в монстра, а до последней секунды сериала остается хорошим человеком с грустными глазами. Он ошибся с самого начала, не относясь к миру (да и к самому себе) слишком серьезно. А мир этого не прощает.

Начинаясь как «младший брат» Breaking Bad, «Лучше звоните Солу» совершил практически невозможное — из вроде бы необязательной истории стал вещью абсолютно выдающейся, ближе к концу выйдя на уровень лучших шоу последнего десятилетия. Когда после просмотра финала хочется сразу же включить первый эпизод и пересмотреть все еще раз — наверное, это признак, действительно, выдающегося сериала. И еще одного образца золотого века телевидения, в котором нам всем повезло жить.

Поделиться
Авторы
Теги