ММКФ-2023. Фильмы и сериалы с фестиваля, которые стоит посмотреть
. Кинокритик — о том, как прошел киносмотр и что он подарил зрителямКинокритик Екатерина Загвоздкина составила подборку лучших фильмов и сериалов с ММКФ-2023
27 апреля в кинотеатре «Россия» завершился Московский международный кинофестиваль. Юбилейный, 45-й по счету, форум переориентировался на кинематографистов из Индии, Латинской Америки и Азии, а программы изобиловали китайскими, японскими, индийскими, бразильскими проектами. Бессменный президент смотра Никита Михалков сообщил, что за неделю зрители увидели более 200 картин.
Главный приз «Золотой святой Георгий» достался чилийско-аргентинской драме «Три брата» Франсиско Папарельи, а проект «Владимирский централ» Юлии Бобковой жюри под председательством индийского кинематографиста Рахуля Равеля признало лучшим в категории документальных фильмов. В конкурсе «Русские премьеры», жюри которого возглавлял Алексей Учитель, лауреатом стал «Край надломленной луны» Светланы Самошиной.
РБК Life рассказывает, какой была фестивальная неделя и отличалась ли она от тех, что состоялись в предыдущие годы.
ММКФ — международный фестиваль, а значит, так или иначе зависит от происходящего в мире и связей и отношений с ним. С прошлого марта аккредитация ММКФ, которую выдает Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров, была приостановлена и он перестал входить в число кинофестивалей класса «А». Аккредитация — вещь во многом формальная. Некоторые крупные смотры, например американский «Санденс», прекрасно обходятся без нее. Но заметно, что у программ ММКФ сменилось наполнение: вместо Западной Европы и США — Азия и Латинская Америка.
Изменения вызваны не только политическими обстоятельствами: Кирилл Разлогов, который с 1999 года почти бессменно занимал пост программного директора фестиваля, скончался в 2021 году, новым председателем отборочной комиссии ММКФ стал Иван Кудрявцев.
Правда, все обстоятельства — и внутренние фестивальные, и внешние — не помешали светской части фестиваля — перед кинотеатром «Россия», как и прежде, развернули красную ковровую дорожку, по которой на церемонии открытия и закрытия шли знаменитости (в том числе Кристина Асмус и Ирина Горбачева). На фестивале проходили и российские премьеры, которые пользовались даже большей популярностью (в силу того, что попасть на них мог любой желающий), а кроме того, множество показов из конкурсной и десяти с лишним параллельных программ.
В этом году в конкурсной программе (она считается главной, и ее участникам вручают призы) было 12 картин, в том числе две российские — «14+: Продолжение» Андрея Зайцева и «Первая любовь» Светланы Проскуриной. И жюри фестиваля, кажется, распределило призы так, чтобы никого не обидеть. Главную награду, «Золотого святого Георгия», получил фильм «Три брата» бразильского режиссера Франсиско Папарелья. «Серебряного святого Георгия» за режиссуру — фильм мексиканца Тонатью Гарсия «Черная луна», основанная на реальных событиях драма про жителей мексиканской провинции, которые борются со строительством дамбы, одобренным коррупционными властями.
Приз за лучшую женскую роль получила актриса Кахо Сэто, сыгравшая в фильме «Хрупкие цветы в потоке дней» японца Ютаки Цунэмати, спокойной (возможно, слишком) картине о том, как молодые японцы пытаются найти себя. За лучшую мужскую — Фернандо Арсе, звезда фильма «Те, кто внизу» режиссера Алехандро Кирога из Боливии. Спецприз жюри достался болгарской фантастике «ФИ 1.618» режиссера Теодора Ушева. Лучшим документальным фильмом признали «Историю российский тюрем. Владимирский централ» Юлии Бобковой. Российским фильмам жюри основного конкурса ничего не вручило. Обычно на ММКФ они получали хотя бы утешительные призы.
Но люди знающие ходили на показы в рамках фестиваля ради не основного конкурса, а параллельных программ — благодаря им можно было увидеть премьеры с других крупных международных фестивалей, которые не дойдут до российского проката. Например, на фестивале в 2021 году показали док «Герр Бахман и его класс» Марии Шпет, «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути и «Ужас в 61» Даши Некрасовой — все три фильма приехали в Москву с Берлинского фестиваля. С фестивальными хитами в этом году туго — вспоминаются только «Пища пришельцев» итальянца Джорджо Куньо с фестиваля в Роттердаме или «Собаки-терапевты» (подробнее о них ниже), которые приехали в Москву после американского инди-фестиваля «Слэмдэнс».
ММКФ не только в советские, но и в постсоветские годы был островком свободы от действующих вне стен кинотеатра «Октябрь» запретов, возможностью посмотреть «запрещенку» — он не боялся ни обнаженных сцен, ни сложных тем. Здесь, пусть и со скрипом, показывали картины, которые вряд ли можно было бы увидеть где-то еще (по крайней мере на большом экране). Например, на ММКФ в 2015 году в гигантском первом зале «Октября» показали откровенную «Любовь» Гаспара Ноэ и в том же году — документальный короткий метр Василия Сигарева «Крымнаш».
Из более свежих примеров — «Святой Нарцисс» (2021) скандального канадского режиссера Брюса Лабрюса, главный герой которого влюблялся в своего двойника. Теперь организаторы не рискуют, и программа стала, так сказать, идеологически выверенной, а фильмы, которые кому-то могли показаться провокационными, остались за бортом (в кулуарах говорили, что в секции «Русские премьеры» собирались показать фильм «Мы» по роману Замятина, но в последний момент передумали).
Московский фестиваль не перестал быть международным (как сообщили организаторы, на нем показали фильмы из более чем 60 стран), но его география изменилась. Картин из Западной Европы и США стало значительно меньше. В основном конкурсе только один фильм-участник представляет ЕС, «Невеста мертвеца», созданная в копродукции Франции и Румынии. Но этот фильм про деревню на Балканах, жители которой очень суеверны и до сих пор верят в мороков и вампиров, снят румынским режиссером Корнелем Георгитой, и его действие происходит в Румынии. Картин из США в конкурсе нет. Практически исчезли работы американских режиссеров и из параллельных программ, в том числе ретроспективных. Зато в этом году на фестивале много фильмов из Азии (Индия, Корея, Китай, Япония), Латинской Америки (Мексика, Чили, Аргентина, Бразилия) и Ирана.
Из латиноамериканских стран на этот ММКФ привезли почти 30 картин, в том числе четыре из 11 в основном конкурсе. Индия была в этом году специальным гостем бизнес-площадки, организованной при ММКФ (в ее рамках прошли не только питчинги, дискуссии и мастер-классы, но и, например, круглый стол «Россия — Индия. Возможности сотрудничества в киноиндустрии»). Кроме того, режиссер Рахуль Равель был председателем жюри основного конкурса ММКФ.
Можно ли назвать ММКФ важным событием для москвичей, а не только для профессиональной публики — вопрос открытый (и совсем не новый). Но несмотря на то, что хитов и звезд в этом году было даже меньше, чем обычно, залы кинотеатров не казались пустыми — даже на показах фильмов из параллельных секций и экзотических стран. В рамках фестиваля прошли и большие российские премьеры — например, на показе первой серии третьего сезона «Мир! Дружба! Жвачка!» от онлайн-кинотеатра Premier (программа «Первая серия») киноцентр «Октябрь» был битком набит. В толпе, томившейся в духоте у входа в зал, можно было встретить российских знаменитостей, а зрителей оказалось так много, что начало показа задержали почти на час.
Пожилых деятелей киноиндустрии (их со специальными бейджами можно встретить на любом показе ММКФ) разбавили молодые люди. Отчасти это «вливание» можно объяснить тем, что в этом году фестиваль впервые открыл аккредитацию для студентов творческих вузов. Аналогичная практика существует на многих крупных смотрах. На церемонии закрытия президент фестиваля Никита Михалков сообщил, что за неделю показы ММКФ в этом году посетили 38 тыс. зрителей.
Лучшие фильмы (и один сериал) 45-го ММКФ
«Снегирь»
режиссер Борис Хлебников (фильм открытия ММКФ-2023)
Новый фильм Бориса Хлебникова («Аритмия», «Обычная женщина») снят по вышедшей в советские годы повести Георгия Владимова «Три минуты молчания». На рыболовецкое судно «Снегирь», которое ходит на промысел в холодном Баренцевом море, принимают двух молодых моряков — Никиту (Олег Савостюк) и Максима (сын режиссера Макар Хлебников). Первому удается влиться в суровый и недружелюбный мужской коллектив (в команде — Александр Робак и Тимофей Трибунцев), второму, получившему от моряков ироничное прозвище Принцесса, — не вполне. Когда отношения на траулере становятся совсем напряженными, на море начинается шторм.
Съемки фильма проходили в павильоне, но зрители едва ли об этом догадаются — если была бы специальная награда за реалистичность изображения шторма на экране, у «Снегиря» были бы все шансы ее взять: большие волны не были такими страшными со времен «Интерстеллара». Еще один повод посмотреть «Снегиря» — в фильме свою последнюю роль сыграл Евгений Сытый, который скончался в прошлом году.
«Снегирь» выйдет в прокат 8 июня.
«Голова-жестянка»
режиссер Иван Капитонов (секция «Русские премьеры»)
Старшеклассницу Женю (замечательная Варвара Володина) все зовут Жесть из-за ее непростого характера. Но у нее есть причины объявить войну всему миру — после того как она неудачно упала во время прогулки, она может ходить только с палкой. Женя обвиняет в случившемся бывшего парня Приходько (Олег Чугунов), который тоже был на злополучной прогулке, и повсюду его преследует. Но у этого сталкинга есть и другая причина — Женя по-прежнему влюблена в Приходько. Как разобраться в сложных отношениях с людьми, ей пытается рассказать глава местного кружка робототехники (Сергей Гилев).
«Голова-жестянка» в пересказе выглядит практически как социальная драма, но на самом деле это скорее черная комедия, снятая по замечательному, остроумному (и просто умному) сценарию Ивана Капитонова и Серафимы Орловой. Хотя главные герои фильма — подростки, мучающие их вопросы немногие решили во взрослом возрасте. По той же причине фильм можно рекомендовать к просмотру не только тинейджерам. Но отличные диалоги (а чаще монологи главной героини) — не единственное, что фильм предлагает зрителям. История отлично снята: это красивое, яркое кино (оператор Максим Чирков) — просто Уэс Андерсон на курортах Краснодарского края, где проходили съемки.
Фильм выйдет в прокат 8 июня.
«Безумная Хайди»
режиссеры Йоханнес Хартманн, Сандро Клопфштейн (секция «Дикие ночи»)
Еще один хит этого фестиваля — эксплуатейшн, а точнее, как определили жанр его создатели, swisspoitation (то есть эксплуатейшн Швейцарии). Хайди — героиня знаменитой швейцарской повести про детей, живущая в горах. В дебютном фильме Йоханнеса Хартманна и Сандро Клопфштейна не так много пересечений с литературным первоисточником — на экране Хайди (отличная Элис Люси) уже взрослая девушка. Пока она мирно живет в Альпах, в Швейцарии установился режим сырного диктатора (Каспер Ван Дин из «Звездного десанта») — он намерен накормить весь мир сыром своего производства, а для начала занимается искоренением инакомыслящих в самой Швейцарии: главными врагами в стране признаны подпольные производители сыров и те, кто не могут есть молочное из-за непереносимости лактозы. Но когда прислужники режима убивают возлюбленного Хайди, она встает на тропу войны.
«Безумная Хайди» — один из самых отвязных фильмов этого фестиваля (диссидентов в застенках убивают с помощью фондю и шоколада марки Toblerone), фильм категории B, который оказался интереснее многих фильмов категории А. Но это уникальный фильм и в другом отношении: деньги на его производство собрали с помощью краудфандиговой кампании, а затем «Хайди» выпустили в прокат в обход крупных стримингов. Получается, что режиссеры Йоханнес Хартманн и Сандро Клопфштейн не меньшие борцы за свободу (от коммерческого диктата корпораций), чем их героиня.
Фильм собираются выпустить в прокат в России, но дата выхода пока неизвестна.
«Собаки-терапевты»
Режиссер Этан Эн (секция «Трудный возраст»)
Этан учится в выпускном классе и постоянно ходит с камерой — снимает других учеников, школу и друзей. Всем интересующимся он рассказывает, что готовит фильм на память для выпускников, но это, как вскоре объявит он сам, обман — на самом деле он снимает свой проект. В «Собаках-терапевтах» (так называют собак, которых приводят в школу, чтобы ученики их гладили и снимали стресс) соединяет документальное кино и мокьюментари. Грань между ними иногда совершенно стерта — понять, что режиссер подстроил специально, сложно. Но фикшен это или документалистика, Эну удалось главное — рассказать, как это быть молодым, ощущать переизбыток сил и не знать, куда их направить (в одной из лучших сцен фильма друг Этана привязывает себя к крыше машины, которая затем отправляется выделывать разные виражи). Тема не самая оригинальная (да и подобные документальные фильмы зрители уже, вероятно, видели), но вечнозеленая.
О дате проката фильма ничего неизвестно.
«Райцентр»
режиссеры Данил Чащин, Эдуард Мошкович (программа «Первая серия»)
Комедийный сериал от онлайн-кинотеатра «Иви», в котором обыгрываются различные клише из сериалов — детективных, мистических и про маньяков. На 20-летие окончания школы в деревне Вармалей собираются бывшие одноклассники. Но праздник омрачает происшествие: из пруда вылавливают автомобиль, а в нем — труп и кусок метеорита. У «Райцентра» (или РАЙцентра) необычный сценарий, который написала Ирина Пивоварова, и отличный актерский состав — в сериале снялись Дмитрий Чеботарев, Иван Добронравов, Игорь Грабузов и Кристина Асмус в безумном парике.
Сериал выйдет на «Иви» в 2023 году.