«Утопит в слезах». Рецензия на снятый в космосе фильм «Вызов»
. Картина-нацпроект, который губит драматургия, но спасает актрисаКинокритик Егор Москвитин: главная удача «Вызова» — выбор на главную роль Юлии Пересильд
В прокате «Вызов» — фильм, ради которого актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко отправились на МКС, а три Героя России — космонавты Олег Новицкий, Антон Шкаплеров и Петр Дубров — превратились в актеров. Разбираемся, чего в «Вызове» больше — кино или эксперимента.
Космонавт Олег Богданов (настоящий космонавт Олег Новицкий) получает тяжелую травму во время работы в открытом космосе. Его срочно требуется либо оперировать, либо возвращать на Землю. Но хирургов на МКС нет, а при спуске велик риск смерти летчика. Часть чиновников на Земле — тех, что привыкли рисовать липовые отчеты для начальства и скрываться от СМИ, — смертельный исход вполне устраивает: не придется брать на себя ответственность ни за какие нештатные авантюры. Но совестливый и смелый руководитель полета Волев (Владимир Машков) — мужчина со связями в генпрокуратуре и пистолетом в сейфе, намекающим на принадлежность к спецслужбам, — вдруг заявляет, что человека надо спасти любой ценой.
И решает отправить в космос обычных московских врачей. Претендентов шестеро. Среди них есть одна женщина — Женя Беляева (Юлия Пересильд), для которой полет в космос — все равно что отпуск. Потому что на Земле Женя — образцовая русская женщина с синдромом спасателя: мать-одиночка, дочь-героиня и врач-самородок в тени коллег-мужчин.
Ровно десять лет назад, в далеком и все более прекрасном 2013-м, Альфонсо Куарона рассмешили на пресс-конференции в Венеции вопросом, тяжело ли было снимать «Гравитацию» в космосе. «Вызов» же будто существует исключительно ради этого вопроса: технические изыски, вдохновляющие рекорды и производственные сверхзадачи в нем важнее истории, а путь актрисы вызывает больше эмпатии, чем путь героини. И это плохая новость для тех, кто ходит в кино ради захватывающего сюжета и гарантированного аттракциона. Но хорошая для тех, кто ходит в кино, чтобы помечтать — и порадоваться за тех, чьи мечты уже сбылись.
Главная сценарная проблема фильма — отсутствие явного антагониста. Героиня играет с нулевыми ставками, потому что ей по-настоящему никто не страшен.
Если антагонист — это смерть, которую пытается перехитрить врач, то третий акт фильма (операция в космосе) должен был быть производственной драмой про врачей и медицинским триллером про борьбу со стихией. Обстоятельства должны были мешать, а не благоволить героине, а страх смерти — витать в искусственном воздухе МКС, как на корабле «Ностромо» из «Чужого».
Если антагонист — чувство вины героини за совершенный в прошлом поступок и неспособность начать новую жизнь, то «Вызов» должен был равняться на психологическую драму «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла. В ней Нил Армстронг рвется в космос, чтобы преодолеть силу притяжения своей земной беды: его брак распадается после смерти дочери. В фильме Шазелла нет коллективного героя, потому что это история одиночества как осознанного выбора, молчания как наказания, изгнания как спасения. 164-минутный «Вызов» же тратит чересчур много времени на характеризацию пяти мужчин и одной женщины, которые рвутся в космос. Но эти хирурги — не шахтеры из «Армагеддона», а ступени ракеты, которые одна за одной отваливаются, чтобы до орбиты Земли добралась самая достойная кандидатка.
В таком случае антагонистом должна быть сама судьба, а сюжет — превратиться в спор о том, каких берут и каких не берут в космонавты. Но «Вызов» собирал экипаж, пригодный для динамичного экшен-блокбастера с шутниками, смельчаками, наставниками и отступниками, а не для настоящей психологической драмы. Герой Беника Аракеляна, который хочет стать первым армянином в космосе и отвечает за половину шуток фильма, был бы интересен, если бы его тоже допустили до операции. А неунывающий герой Максима Стоянова, который прячет за бравадой страх, смотрелся бы уместнее в космосе, чем на Земле.
Но на МКС из профессиональных актеров летит лишь Юлия Пересильд — и лучше бы перед стартом нам рассказали больше о ее героине, чем о тех, кто остался внизу. Да еще и контраст между игрой космонавтов и одной из лучших (если не лучшей) актрис России мешает развернуть на МКС настоящую производственную драму, в которой один будет за всех, а все — заодно.
А если антагонист фильма — патриархальное общество, то «Вызов» на удивление тихо озвучивает свои профеминистские взгляды. Чем масштабнее фильм, тем больше прямолинейности ему позволяет зритель: в «Капитане Марвел» есть чудовищно пафосные монологи о девушках, которые не должны бояться летать, и эти монологи работают, потому что таковы правила жанра и законы рынка. Но «Вызов» выходит на другом рынке — и словно бы сдерживается в своей борьбе за место женщины в космосе, разворачивая «общечеловеческий» сюжет.
В этой стеснительности, впрочем, есть и плюс: идеологии в фильме тоже меньше, чем в спродюсированном тем же Константином Эрнстом «Союзе спасения».
«Вызов» начинается с гуманистической миссии в духе чуть ли не «спасения рядового Райана». Оказывается, жизнь отдельного человека может быть для чиновников важнее возможного увольнения или плохого паблисити. Оказывается, трусливые и бессердечные люди есть и в «Роскосмосе», и в прокуратуре. Но плохих силовиков, которые кошмарят героиню Пересильд, по звонку сверху (в момент звонка камера наползает на портрет президента) приструнят хорошие силовики — а потом еще и перевоспитают русские женщины с их мягкой силой. Зато страстных монологов о национальном характере, как во «Времени первых», не будет. «Вызов» полагается на действия, а не на слова — и хотя бы за это ему можно сказать спасибо.
Однако конфликт без антагониста — это борьба без борьбы и подвиг без риска, поэтому высидеть в зале 164 минут без фантазии будет непросто. Антагониста придется придумать самостоятельно. Кажется, им может быть наша выученная беспомощность — и патологическая неуверенность в своих силах. В этом случае «Вызов» действительно станет вдохновляющим фильмом — и утопит зрителей в слезах, когда героиня будет говорить с дочерью по телефону перед взлетом, пролетать над Байкалом и смотреть на свое отражение в скафандре.
Главная удача «Вызова» в этом смысле — выбор на главную роль Юлии Пересильд.
Ее героини — от снайпера Павлюченко в «Битве за Севастополь» до Марины из «Петровых в гриппе» — и до этого были образцами безоглядной воли. В «Вызове» силой ее Жени Беляевой невозможно не восхищаться. Тем более что картина в каком-то смысле документальная. Роль Пересильд в российской благотворительности и ее работа в фонде «Галчонок» автоматически превращают фильм в «Доктора Лизу» в космосе — историю о том, что если кто-то нас и спасет, то это точно будет женщина со светлыми волосами.