Познакомьтесь с Сандрой Хюллер: она сыграла в «Анатомии падения»
. Фильм с немецкой актрисой получил два «Золотых глобуса»Фильм с Сандрой Хюллер получил два «Золотых глобуса»: яркие роли актрисы
Для немецкой актрисы Сандры Хюллер 2023-й стал годом триумфа — с ее участием вышло сразу два фильма, отмеченных индустрией.
Драма «Анатомия падения» французской постановщицы Жюстин Трие взяла «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и премию Европейской киноакадемии, а также еще минимум 45 различных призов. На старте наградного сезона 2024 года фильм взял две премии на церемонии вручения «Золотого глобуса». Также в 2023 году на фестивалях показали драму «Зона интересов» Джонатана Глейзера, основанную на одноименном романе Мартина Эмиса, в Каннах картина взяла Гран-при и награду ФИПРЕССИ (приз международной кинопрессы).
В честь успеха актрисы, которая может претендовать на оскаровскую номинацию, кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина объясняет, почему Хюллер — важнейшая европейская кинозвезда прямо сейчас.
Она играла Кортни Лав и Елизавету I в театре
Европейский зритель, особенно из тех, кто часто посещает международные фестивали, хорошо знаком с работами Хюллер — актрисы с очень сдержанной, но почти гипнотической манерой игры. Некоторым актерам, чтобы проявить себя, требуется время. Таким как Хюллер — лишь одна роль.
Еще до старта кинокарьеры, 20 лет назад, театральный вестник Theater Heute назвал ее лучшей молодой актрисой года: она не боялась браться за сложные роли с широким диапазоном — от Кортни Лав в постановке For Love до Елизаветы I в спектакле Virgin Queen.
Свою первую роль в кино актриса исполнила в основанной на реальных событиях драме 2005 года «Реквием» Ханса-Кристиана Шмида. И сразу сорвала джекпот, получив приз в категории «Лучшая актриса» Берлинского кинофестиваля и высшую кинопремию Германии Deutscher Filmpreis.
При этом Хюллер — одна из самых немногословных актрис. Она сдержанно рассказывает о своих ролях и совсем не любит касаться личной жизни. На вопросы журналистов о том, чему ее научил тот или иной проект, она лишь резюмирует, что опыт слишком личный, чтобы делиться им с миллионами.
О персональных взглядах актрисы, которая обходит громкие заявления в прессе, часто можно догадываться лишь по тому, какие проекты она выбирает. А также по тому, как она себя ведет на публике. Например, получая свою вторую награду Европейской киноакадемии 9 декабря 2023 года, Хюллер поднялась на сцену и попросила аудиторию о минуте молчания — в надежде на скорое наступление мира во всем мире.
Она выбирает роли «бессознательно»
Даже после первого успеха в кино долгие годы Хюллер оставалась по большей части локальной звездой, востребованной в родной Германии и в Австрии. Настоящим международным прорывом для нее стала роль в драме «Тони Эрдманн» Марен Аде. Она сыграла дочь главного героя (Петер Симонишек), Инес. Отец решил наладить с ней отношения после долгих лет отсутствия, и героиня Хюллер, успешный бизнес-коуч, противится этому незваному вторжению. Чтобы добиться расположения Инес, отец идет на различные ухищрения и выдает себя за чудаковатого бизнесмена по имени Тони Эрдманн. Семейная сага собрала целую коллекцию международных наград, а также была выдвинута на «Оскар» и «Золотой глобус». Но главным призом для Хюллер стало внимание всего мира — с тех пор к ней потянулись режиссеры из разных стран. И она ответила взаимностью.
Хотя чемоданы в Голливуд паковать не стала и отдала предпочтение вдумчивому авторскому кино. В 2018-м она снялась в тихой и трогательной драме «Между рядами». Ее экранным партнером стал Франц Роговски, которого пресса часто называет «немецким Хоакином Фениксом». События фильма почти все время разворачиваются в стенах огромного супермаркета, куда устраивается работать герой Роговски, застенчивый Кристиан. Постепенно он становится частью коллектива, а ежедневная рутинная работа превращается в маленький праздник, который можно дарить самому себе и окружающим. Хюллер исполнила роль Марион — коллеги Кристиана, с которым у нее возникают романтические отношения. Это было второстепенное, но запоминающееся появление в кадре, и Хюллер в очередной раз доказала, что для настоящих талантов не существует маленьких ролей.
В 2019 году вместе с Евой Грин она сыграла в космической драме «Проксима» французской постановщицы Алис Винокур, фильм снимали в том числе в Звездном городке в Казахстане. Это необычная история о космосе, в которой важнее всего не полет, а сила притяжения к земле: Грин играет астронавтку, которая боится надолго разлучаться с маленькой дочерью, а Хюллер — психолога, занимающуюся подготовкой героини к полету. Несмотря на присутствие Грин, именно Хюллер забирала внимание зрителя в каждой своей сцене.
Годом позже актриса сыграла в драме «Изгнание» косовского режиссера Визара Морина. Фильм о проблеме ксенофобии в Германии стоял в числе основных кандидатов на соискание премии «Оскар» от Германии. Хюллер досталась роль жены главного героя — албанца Джафера, который подозревает, что кто-то хочет ему навредить на почве национальной нетерпимости.
Рассказывая о своем методе выбора ролей, актриса признается, что часто для нее это бессознательный процесс. Как и способ подготовки к съемкам. «Как только я соглашаюсь на проект, начинаю постоянно думать о нем, куда бы я ни ходила и что бы ни делала. Я вижу людей, слышу музыку и много размышляю. Это полностью бессознательное коллекционирование материала. Нет такого, что я сижу где-то и говорю себе: «Ну вот, сейчас я должна подготовиться к фильму». Так я не делаю», — делится она.
В 2021 году на экраны вышли сразу две значимые картины с участием Хюллер, в которых она вновь довольствовалась ролями второго плана. Первая, «Я создан для тебя» — фантастическая мелодрама о недалеком будущем, в котором люди живут вместе с человекоподобными андроидами, помогающими им справиться с одиночеством. Хюллер сыграла роль сотрудницы компании, поставляющей роботов одиноким людям.
Тогда же вышла антивоенная драма «Мюнхен. На грани войны» Кристиана Швохова. Пока герои-мужчины делили мир, героиня Хюллер, Хелен Уинтер, крала для них тайные документы, свидетельствовавшие о планах Гитлера захватить Европу.
Вопреки своей востребованности среди режиссеров артхаусного кино, все это время казалось, что свои лучшие роли Хюллер играет не в кино, а на сцене театра. Параллельно со съемками актриса не переставала участвовать в различных спектаклях, закрепляя за собой славу самобытной и одаренной театральной актрисы.
Для нее написали персонажа в «Анатомии падения»
На 76-м Каннском кинофестивале в 2023 году было сложно найти актрису более востребованную, чем Хюллер, появившуюся сразу в двух триумфаторах смотра: судебном процедурале «Анатомия падения» Жюстин Трие и военной драме «Зона интересов» Джонатана Глейзера.
Первый только притворяется детективом, на самом деле раскрывая запутанную историю деструктивной семьи, кризис которой вскрыла необратимая трагедия. Героиня (тезка актрисы) становится главной подозреваемой в смерти своего мужа Сэмюэля (к слову, тезки супруга Жюстин Трие). Сандра настаивает на своей невиновности, нанимает в адвокаты своего бывшего любовника Винсента и пытается сохранить доверительные отношения с сыном, почти незрячим 11-летним Даниэлем, который и обнаружил тело отца, выпавшего из окна. Весь фильм идет долгое и изнурительное расследование, кульминацией которого становится разгромное судебное слушание, где брак Сандры будет публично разобран на мельчайшие детали.
Для французской постановщицы, которая специально написала роль под Хюллер, выбор актрисы был очевиден с самого начала: «Она, как магнит, притягивает к себе. Она неуловима и всегда очень разная. Она способна одновременно вызывать колоссальное сочувствие и в то же время быть невероятно холодной. В ней есть эта откровенность, прямота».
Хюллер играет здесь едва ли не лучшую роль в карьере, наделяя свою героиню внешней сдержанностью и внутренней хрупкостью. В самые напряженные моменты фильма, когда Сандра бьется за себя, возникает ощущение, что она вот-вот рассыплется на мелкие осколки. Этот эффект достигался и двуязычностью картины: немка Хюллер говорит в кадре на французском и английском, причем первый знает примерно на том же уровне, что и ее героиня — неплохо, но не идеально.
«Основная подготовка к роли заключалась в работе со своим французским. Я люблю на нем разговаривать, вдохновляюсь французскими актрисами. Но, конечно, в ролях на неродном для себя языке ты чувствуешь себя менее уверенно и готовишься иначе, думаешь о других деталях. Это другой подход, часто менее комфортный, но тоже интересный», — рассказывает она.
Однако, несмотря на все языковые трудности, Хюллер — главная удача фильма. В сценах судебного слушания, во время которого она произносит длинные и эмоционально очень наполненные монологи, ощущается большой театральный опыт актрисы, способной приковывать к себе внимание камеры и зрительного зала.
Она бесстрашна
Картина Джонатана Глейзера «Зона интересов», основанная на одноименном романе Мартина Эмиса, повествует о семье коменданта концентрационного лагеря Рудольфе Хёссе (Кристиан Фридель), которая живет за забором, отделяющим ее от страдающих узников. Каждый день Хёсс казнит евреев, а вечером возвращается домой, к жене Гедвиг (Хюллер) и детям. Такое же равнодушие к лагерным ужасам демонстрируют и остальные офицеры.
Хюллер назвала роль у Глейзера одной из самых сложных в карьере: «Я не смогла найти что-то общее между мной и героиней, отказалась от идеи найти связь с ее психикой и душой. Меня это не интересовало. Поэтому я работала с телом. Это была больше телесная, нежели эмоциональная работа. Актеры должны были слиться с обстановкой, мы снимали рядом с настоящим мемориалом. Притвориться, будто ничего не происходило, — вот что, по сути, было работой».
Режиссеру стоило усилий заманить актрису в свой проект. Немка Хюллер боялась играть жену нациста и всегда отказывалась от подобных ролей. Но постановщик заверил ее, что «Зона интересов» — не обычный фильм о войне и герои в нем представлены тоже иначе.
«Мне кажется, первое, с чем сталкиваются немецкие актеры, особенно если это американский или британский продакшен, — сыграть нацистов. Но мне неинтересны эти люди, эти герои. Знаете, немцы могут играть самых разных персонажей, а не только фашистов. Но, когда я прочитала высланные мне сцены сценария для прослушивания, я испытала очень сильный эмоциональный отклик. И стало понятно, что я хочу сыграть в этом фильме, тем более что я давно являюсь поклонницей творчества Глейзера», — рассказывала Хюллер.
Еще одной важной премьерой для Хюллер в 2023 году стал исторический эпос «Сисси и я» немецкой постановщицы Фрауке Финстервальдер. Премьера фильма состоялась в начале года — в секции «Панорама» 73-го Берлинского кинофестиваля. Фильм рассказывает о взаимоотношениях Елизаветы Баварской (Сюзанна Вольф) и графини Ирмы Штарай (Сандра Хюллер).
Говоря о кастинге Хюллер на роль Штарай, режиссер фильма отметила, что ее подкупил большой театральный опыт актрисы. Кстати, вместе они работали во второй раз — до этого Финстервальдер сняла Хюллер в своей картине «Темный мир» 2013 года.
«Немецкий театр довольно экстремальный. Кажется, что на сцене все время кричат обнаженные люди. Я всегда стараюсь работать с актерами немецкого театра, потому что они бесстрашны и привыкли раздвигать границы привычного», — отмечает Финстервальдер, подытоживая универсальность и уникальность Хюллер — актрисы-хамелеона, которая в 2023 году изменила представление о героинях авторского кино.