Почему Брендан Фрейзер исчез с экранов и что помогло ему вернуться
. Актер пережил харассмент, потерю ролей, развод и смерть материБрендан Фрейзер взял «Оскар» как лучший актер за роль в фильме «Кит». РБК Life рассказывает о том, как складывался его долгий путь к заветной статуэтке.
Это обновленный текст. Впервые он был опубликован 6 сентября 2022 года.
Премьера драмы «Кит» режиссера Даррена Аронофски состоялась на Венецианском кинофестивале 4 сентября. Новая работа автора «Реквиема по мечте» и «Черного лебедя» — само по себе событие, но в этот раз ценнее его сделало присутствие актера, которого все заждались.
Главную роль в «Ките» исполнил Брендан Фрейзер — потерянная на 10 лет звезда Голливуда 1990-х. Когда романтические комедии были свежи, а жанр приключенческого хоррора активно набирал обороты в культуре домашнего просмотра на VHS, почти двухметровый голубоглазый красавец Фрейзер блистал. Его комедийный талант, физическая привлекательность, умение валять дурака и в мгновение становиться серьезным и надежным на экране сформировали новый тип киногероя: благородного простака, который «родился вчера», но умеет учиться на своих ошибках.
А потом наступили 2000-е, и Брендан Фрейзер исчез с больших экранов.
Все подряд и семейные комедии
Младший из четырех сыновей в семье канадцев Кэрол Мэри и Питера Фрейзера — консультанта-продавца и бывшего журналиста, ставшего дипломатом в канадском управлении по туризму. Счастливый обладатель выигрыша в генетической лотерее: в крови Брендана намешаны ирландцы, шотландцы, немцы, чехи и французы. Родители показали ему полмира: Австралию, Нидерланды, Великобританию и Швейцарию и, конечно же, Сиэтл с Калифорнией как неотъемлемую часть культурного ландшафта. К сцене прикипел в подростковом возрасте, выучился в Корнишском колледже искусств в Сиэтле и на пути в Техас, где собирался продолжить учебу, остановился в Лос-Анджелесе. Там и остался.
Сыграв безымянного морпеха в «Дурацком пари» с Ривером Фениксом, Фрейзер угодил прямиком в «Замороженного калифорнийца» и отхватил «Золотую малину» в статусе худшей новой звезды. Но «Малины» раздают как попало (однажды досталось фильму упомянутого Аронофски «мама!» среди прочих недоразумений). Следующий проект с Бренданом разделили Мэтт Деймон и Крис О'Доннел — это была драма «Школьные узы», получившая одобрение критиков. Далее последовали работы с Адамом Сэндлером и Стивом Бушеми, съемки в хоррорах и драмах, участвовавших в фестивалях. Продюсеры распоряжались внешностью Фрейзера иначе, чем он стремился делать это сам: кассовый успех в итоге ему принесли не драматические роли, а романтические и комедийные.
Вот «Джордж из Джунглей» 1997 года, выпущенный одновременно с мультсериалом Джея Уорда, где Фрейзер воплотил пародию на Тарзана, стал самым показательным проектом в карьере актера в 1990-е. «А, Фрейзер... Это парень в набедренной повязке?» Многие так и запомнили его: с оголенным торсом, всклокоченной шевелюрой и трогательным, но решительным романтизмом в глазах. Явление Фрейзера следом в драме «Боги и монстры» Билла Кондона с английским актером Иэном Маккелленом, посвященной потере вдохновения и вопросам сексуальности, было интересным для критиков, но не для продюсеров и агентов.
Если люди, которые зарабатывают на тебе деньги, решили, что ты звезда и твое лицо должно смотреть на Голливудский бульвар с плакатов, ты делаешь то, что приносит этим людям деньги. Приключенческий боевик «Мумия» стал абсолютным коммерческим успехом и впоследствии многолетней франшизой, хотя уже и без активного участия Фрейзера.
Работай, не задавая вопросов
В начале 2000-х еще выходили «Дадли справедливый», «Взрыв из прошлого», «Ослепленный желаниями» и «Обезьянья кость» — череда семейных комедий, которые нагромождались на надежды Фрейзера на драматические роли. Характер актера многое объясняет в этом карьерном хаосе.
Дебют в роли «Морпеха № 1» в «Дурацком пари» красноречиво демонстрировал, что Фрейзер был готов на все. Добродушная покорность и желание угодить людям на съемочной площадке обернулись ушибом ребра, когда его швырнули в автомат для игры в пинбол в одной из сцен с дракой между солдатами. Фрейзер не подал вида и выразил готовность на другой дубль.
Конец 1990-х и начало 2000-х были плотно забиты проектами: «Я думаю, я слишком старался, это в итоге и разрушило меня», — признавался он. Высокий (1,90 м) и крупный Фрейзер сам исполнял все сложные сцены перед зелеными экранами — одна съемочная площадка, потом другая. «Когда я шел на фотоколл «Мумии» в Китае, то буквально держался на льде и скотче: я каждый день собирал себе «экзоскелет» из пакетов со льдом и прятал его под костюм». Самоотверженность закончилась несколькими операциями: ламинэктомией, заменой колена, восстановлением голосовых связок. В общей сложности Фрейзер провел в клиниках почти семь лет.
«Я ощущал себя лошадью из «Скотного двора», которая работала, работала, работала. Думаю, Оруэлл описал типичного пролетария: работает для общего блага, не задавая вопросов, не приносит проблем, пока не сдохнет», — рассказывал Фрейзер.
Темные годы
В последний раз появившись в полнометражном игровом фильме в 2009 году, в большое кино с трюками, зеленым экраном и мировыми промотурами он не вернулся.
С 2007-го погряз в бракоразводном процессе, по итогам которого обязался выплачивать по $50 тыс. на содержание сыновей Гриффина, Холдена и Лиланда в течение десяти лет, что и делал, пока в 2013-м средства не кончились. Тогда адвокат бывшей супруги обвинил актера в сокрытии доходов. В 2016-м от рака умерла мать Фрейзера Кэрол. А через несколько дней после похорон он давал интервью по случаю появления в сериале «Любовники», потому что договорился заранее и не мог подвести людей. Не зная подробностей, фанаты высмеяли бормочущего что-то невнятное, грустного актера. Телевизионные проекты и работа по озвучиванию мультсериалов оказались куда безопаснее многомиллионных крупных проектов по части физического и ментального здоровья. После «Любовников» последовал «Траст» Дэнни Бойла — заметный мини-сериал от знаменитого режиссера предвосхитил так называемый Brendanaissance (ренессанс Брендана), который провозгласили потом фанаты актера.
Почему этот ренессанс вообще понадобился? Разводу и смерти матери предшествовал чудовищный случай. Об этом Фрейзер рассказал в интервью GQ.
Летом 2003 года в отеле «Беверли-Хиллз» состоялся обед, организованный Голливудской ассоциацией иностранной прессы (HFPA), которая ежегодно устраивает премию «Золотой глобус». Тогдашний президент HFPA Филип Берк окликнул Фрейзера в фойе после собрания. Позже в своих мемуарах Берк рассказывал, что в шутку ущипнул актера за задницу, ничего серьезного. Но, по версии Фрейзера, бывший президент HFPA не ограничился одним лишь щипком. «Левой рукой он обхватил мой зад, а палец запустил между ног и начал там ощупывать», — рассказывал Фрейзер. В тот момент, признался актер, его охватила паника. И оцепенение. В конце концов он оттолкнул Берка. «Я почувствовал себя маленьким ребенком: в горле ком, готов был расплакаться прямо там», — признался актер. Выбежав на улицу, прыгнул в такси, приехал домой и рассказал жене, что произошло.
Берк категорически отрицал это и называл все выдумкой. После инцидента Фрейзер думал придать случившееся публичной огласке, но пустился в отрицание, как и многие жертвы абьюзивного поведения. От Берка последовало письменное извинение (по настоянию HFPA) с гарантией, что он никогда не будет находиться с актером в одном помещении наедине. «Я впал в депрессию, винил себя, чувствовал себя беспомощно и думал: «Это ничего, парень просто тебя потрогал». Лето тянулось, и я не могу вспомнить, над чем я дальше работал, хоть убей», — рассказывал Фрейзер. Из звезды блокбастеров он превратился в затворника. HFPA исполнила обещание насчет Берка: в «Глобусы» Фрейзера больше не звали. Президент ассоциации на соответствующие вопросы отвечал: «Его карьера пошла на спад не по нашей вине».
Time's Up для почти Супермена
В 2018 году на дорожку церемонии голливудские звезды вышли в черном в знак поддержки движения Time's Up против сексуальных домогательств в своей отрасли.
«Я знаю Роуз Макгоуэн, знаю Эшли Джадд, Миру Сорвино. Я работал с ними и считаю их друзьями. Мы много лет не общались, но все равно они мои друзья. И я наблюдал за этим прекрасным движением, за людьми, у которых хватило смелости сказать то, что я не осмелился сказать», — вспоминал Фрейзер. На той церемонии, кстати, Берк присутствовал, и это выбило Брендана, смотревшего трансляцию дома, из колеи.
Но и за 15 лет до этого момента он испытывал похожие эмоции, когда находился не в своей тарелке. В том же роковом 2003-м Дж. Дж. Абрамс написал сценарий нового фильма о Супермене, и Фрейзера рассматривали на главную роль. Тогда в режиссерское кресло метил Бретт Ретнер (впоследствии несколько женщин обвинили его в домогательствах, но он все отверг), который пригласил кандидата домой, чтобы поговорить о роли. Вместо содержательной беседы о съемочных планах он посадил Фрейзера в фотобудку, снял портрет и вклеил его в свой альбом, который якобы должен был стать книгой с «фотобудочными» снимками знаменитостей. Актер, находившийся на финишной прямой в конкурсе на Супермена, безропотно посидел пару секунд в фотобудке. А потом встреча закончилась. Ретнер переключился на разговоры со студией и даже не заметил, как гость удалился. Конечно, никаких съемок не последовало.
Анализируя этот эпизод, спустя годы Фрейзер сделал вывод, что все невзгоды на его пути произошли не из-за внешних обстоятельств, а из-за предрасположенности к самонаказанию. Только занимался он этим не как коллеги по цеху, заливаясь алкоголем и злоупотребляя веществами, а выкладываясь на полную там, где этого, в общем, и не требовалось. Наказывал себя прежде, чем это мог сделать кто-то другой. Хотел быть Суперменом, но не считал себя достойным быть Суперменом.
Возвращение (тот самый ренессанс Брендана) примечательно случилось в роли Чарли — героя драмы «Кит» Даррена Аронофски. Школьный учитель, который преподает по зуму с выключенной камерой, сидя дома и заедая горе от прожитых ошибок, поразительно и не без оснований резонирует с последними десятью годами жизни Фрейзера.
«Во времена «Джорджа из джунглей» я выглядел иначе. Но мое путешествие сюда требовало от меня изучить как можно больше персонажей, и этот стал для меня настоящим испытанием. Я думаю, что Чарли — самый героический человек, которого я когда-либо играл, потому что его суперсила — видеть хорошее в других и пробуждать его в себе. И так он встает на путь спасения».