«Зло не существует»: о чем новый фильм Рюсукэ Хамагути

. Картина японского художника выходит в российский прокат

Вышел обзор на фильм Рюсукэ Хамагути «Зло не существует»

Обновлено 25 апреля 2024, 09:03
<p>Премированная на Венецианском кинофестивале новая картина Рюсукэ Хамагути прибыла в Россию. Кадр из фильма &laquo;Зло не существует&raquo;</p>
Фото: Neopa Co.

Премированная на Венецианском кинофестивале новая картина Рюсукэ Хамагути прибыла в Россию. Кадр из фильма «Зло не существует»

Эхо крупных европейских фестивалей продолжает отголосками доноситься до российский киноэкранов. С 25 апреля в отечественном прокате — фильм «Зло не существует» известного японского режиссера Русюкэ Хамагути, прославившегося оскароносной лентой «Сядь за руль моей машины».

Премьера метафоричной драмы «Зло не существует» прошла на Венецианском кинофестивале, который наградил картину особым призом жюри.

Кинокритик и автор телеграм-канала Valerie a týden divu Валерия Косенко рассказывает, каким получился новый фильм Хамагути и чем он похож на другие громкие фестивальные премьеры.

Одиночество бывает разным. Для кого-то оно вынужденное, для кого-то — добровольное. Для Такуми (дебютант Хитоси Омика), жителя небольшой японской деревни и ее негласного лидера, одиночество — форма сохранения жизни и способ справиться с трагической утратой.

Трагедия закупорена в сердцах немолодого мужчины и его восьмилетней дочери Ханны. О потере Такуми не говорится ни слова, но этого и не требуется. Есть только снимок как оберег, охраняющий сон девочки от ночных кошмаров, но даже он говорит не так много. Ощущением утраты пропитаны стены дома, деревья в чаще и даже фирменный домашний суп-лапша с диким васаби.

О посттравме и нелегких процессах адаптации в новой реальности режиссер Русюкэ Хамагути исчерпывающе рассказал в своем предыдущем фильме «Сядь за руль моей машины» (2021). Чеховская драматургия, задавшая ритм и манеру повествования поэтичной драме Хамагути, по наследству перешла и следующей его картине «Зло не существует».

Горе потери, которое олицетворяло творчество для героя «Сядь за руль моей машины» Юсукэ, теперь сосредоточено в гордом природном массиве, с которым Такуми образует неделимое целое. Вновь все самое важное развивается в истории подспудно: отказ от выразительной драматизации и резких сюжетных поворотов маскирует внутреннее течение жизни и времени. Девочка, чей скромный неприхотливый быт вкраплениями сопровождает основное действие «Зла», в финале окажется воплощением ключевого художественного образа. Все, что зритель увидит в начале, вновь предстанет перед ним в конце. Правда, смотреть придется уже другими глазами — глазами пришельца, лишенного мистической связи с землей и ставшего добычей для самого непреклонного хищника, чье имя — стихия.

Помимо Такуми, в деревне проживает еще несколько семей. Несмотря на близость к Токио, каждый городской житель выглядит здесь чужаком — не из-за привычек, а из-за приоритетов. Местные во главе с пожилым старейшиной почитают родниковую воду и видят свою миссию в защите лесной зоны от вмешательства инфраструктур.

Но время не стоит на месте, и очередной промышленный хищник-магнат планирует превратить заповедную зону в золотую жилу. Бизнесмен из Токио, планирующий учредить на территории деревни глэмпинг, уже купил земельный участок и даже проявил инициативу обсудить нововведения с местными. Не из уважения к тем, чья жизнь завязана на природных ресурсах, а потому, что выдача государственных субсидий требует номинального общения с народонаселением.

Такахаши (Рюдзи Косака) и Маюзуми (Аяка Сибутани), присланные начальством представить проект, дисциплинированно выслушивают перечень рисков (от пожаров и загрязнения родниковых вод), отделываясь формальными ответами и потупленным взглядом. Осознав масштаб грядущей угрозы, приезжие уговаривают Такуми стать консультантом на проекте и познакомить их с особенностями дикой местности.

Еще недавно поэзия обыденности на экране была любовно запечатлена Вимом Вендерсом в драме «Идеальные дни». Персонаж Хираяма, избравший одиночество как органичную жизненную форму, во многом пересекается с образом Такуми, чья душа добровольно отдана во владения сонного зимнего пейзажа. Кажется, что и женщина, чей портрет провожает в сон маленькую Ханну, живет где-то здесь: в стройных деревьях, проталинах, в отражении на обледеневшем озере, зверях и строптивых ветрах.

Может, поэтому Такуми и Ханна так стремятся сюда? Хамагути рисует природу как мифологическое пристанище заблудших душ. Горизонт, застланный ядовитым туманом, — воплощение земного лимба. Природа видит, слышит и действует, когда ей угрожают. Она дает силы, покровительствуя своим питомцам и наделяя их мощной витальной энергией, но забирает души непокорных, превращаясь в хладнокровную мстительную сущность.

«Зло не существует» — в каком-то смысле фильм-притча, отлично смотрящийся в программе любого европейского кинофестиваля благодаря тематике, связанной с экологической проблемой, иносказательной образности и созерцательной статичности медленного кино.

У широкого зрителя такие фильмы редко имеют успех, но на отдельных лиц, ищущих отдушину во внутреннем диалоге, картина может оказать терапевтический эффект.

Поделиться
Авторы
Теги