Эскапизм в топе, индустрия — нет. Завершился фестиваль сериалов «Пилот»
. Российские сериалы переживают не лучшие временаЗавершился фестиваль сериалов «Пилот»: главные итоги и важные анонсы
С 20 по 23 июня в Иваново прошел шестой фестиваль сериалов «Пилот». В этом году он претерпел некоторые изменения: на место бессменного программного директора, кинокритика Егора Москвитина, пришли сценаристы и продюсеры Андрей Золотарев и Сергей Минаев, а в деловой программе появились секции, посвященные документальным проектам.
О самых примечательных сериалах, трендах индустрии и важных анонсах рассказывает побывавшая на фестивале киножурналистка Милана Стояновска.
Вместо поиска «пилотов» крутое пике дистрибуции
Количество кинофестивалей в России неуклонно растет, и если в момент появления «Пилот» мог считаться первым и потому главным отечественным смотром сериалов (не считая появившегося в том же году Realist, который ориентирован на веб-контент), то теперь многосерийные проекты отбирают и показывают еще и на «Новом сезоне», ORIGINAL+, а также в программе «Первая серия» на ММКФ.
Авторитет «Пилота» теперь поддерживается статусом «главного индустриального» фестиваля, на котором собирается больше всего людей, причастных к производству и дистрибуции сериалов. Этим обуславливается плотная конкурсная и деловая программа, охватывающая все самое важное в мире российских сериалов.
По итогам трех дней смотра стало понятно, что российские сериалы переживают не лучшие времена. Первоначально фестиваль создавался для демонстрации пилотных серий проектов, которые только готовятся к производству и ищут своих продюсеров, платформы и форматы. Между премьерой пилота в Иваново и выходом готового сериала могли пройти годы, во время которых шли съемки, рекасты, продакшен. Сейчас же у 14 из 15 конкурсных тайтлов уже определена площадка, а в большинстве случаев даже снят целый сезон и есть примерная дата выхода.
Кроме того, не все представленные проекты начинают свою историю с чистого листа: в конкурс включили «Трудную» — спин-офф сериала «Новенький», а в секции «Самый ожидаемый игровой сериал» была представлена «Плакса 2» — продолжение сериала Сергея Жукова.
Телевизионные и стриминговые сериалы традиционно соревновались в одном конкурсе, их разнородность чувствовалась и в предыдущие годы, но в этот раз разрыв между представленными проектами оказался ощутимее обычного. Например, в программу включили комедию «Демис и Марина» от ТНТ, которая представляет собой набор скетчей, а не целостное произведение. Кроме того, в конкурсе впервые участвовал детский контент — детектив «Любопытная Варвара».
Формированием пула сериалов, претендующих на награды, в этом году занимались сценарист и продюсер Андрей Золотарев и писатель, журналист и сценарист Сергей Минаев. Они сменили на этой должности кинокритика Егора Москвитина, который был программным директором «Пилота» все предыдущие годы. Смена отборщика — часть новой концепции фестиваля, согласно которой выбирать сериалы для смотра каждый год будут новые представители индустрии.
«Наша с Сергеем фишка как раз в том, что мы не профессиональные отборщики. Ничем другим похвастаться мы не можем, — сказал Андрей Золотарев в интервью «Кинопоиску» перед началом фестиваля. — Определяем исключительно собственным вкусом то, что нам нравится или не нравится. Составляя программу, мы не пытаемся точно угадать: «Вот бы столько проектов с таким настроением или такими характеристиками». Главный принцип прост: «Смотрел бы я сам такое? Не устану ли, сидя в кинотеатре Иванова двое суток, смотреть все то, что мы отобрали?» Единственный язык отборщика до начала фестиваля — анонсированный список конкурсных пилотов».
Помимо конкурсной программы из 15 игровых сериалов в рамках фестиваля прошли показы work-in progress по самым ожидаемым игровым и документальным сериалам, а также форум «Пилот. Точки взлета», на котором о настоящем и будущем сериальной индустрии говорили представители стримингов, телеканалов и других индустриальных институций. Сериалом открытия, который не претендовал на награды в конкурсе, стала историческая драма «Плевако» с Сергеем Безруковым в роли знаменитого российского адвоката.
Победители «Пилота-2024»
- Лучший сценарий — «жЫЫЫзнь».
- Лучший актер сериала — Лев Зулькарнаев («Она такая классная»).
- Лучшая актриса сериала — Светлана Иванова («Эль Русо»).
- Лучший актерский ансамбль — «Чистые».
- Самый ожидаемый игровой сериал — «Гаражники».
- Самый ожидаемый документальный сериал — «Киборг».
- Лучший режиссер пилота сериала — Тимур Алпатов («Противостояние»).
- Лучший пилот сериала. Выбор зрителей — «Убойный отпуск».
- Лучший пилот сериала. Выбор жюри — «Любопытная Варвара».
Молодежь, женщины, побег от реальности — основные тренды
Снимать про «здесь и сейчас» — не самая популярная концепция у авторов сериалов этого сезона, которые предпочитают уводить действие проектов в экзотические места и эпохи. Так, «Эль Русо» отправляет зрителей в староверскую общину в Аргентине, герои «Убойного отпуска» едут в Турцию, а девочка Варвара проводит свои расследования в условной бабушкиной деревне. В это время «Чистые» делают ставку на игру со временем, показывая Петербург начала XX века, примерно в том же таймлайне работали создатели «Плевако», но это все еще куда ближе к нашим дням, чем оказавшиеся в каменном веке персонажи «жЫЫЫзни».
Выбор нестандартного сеттинга позволяет избавиться от необходимости отражать реальность и более свободно конструировать ирреальный мир произведения без оглядок на сводки новостей и правдоподобность быта и поведения человека 2020-х.
Отечественные сериалы, следуя мировому тренду, выводят на авансцену женщин. Лишь с тем уточнением, что это еще не гарантирует им карикатурного изображения через призму male gaze, как это получилось в «Ландышах» или «Черной бухгалтерии». Самым красочным и запоминающимся женским кастом может похвастаться сериал «Чистые», где Виктория Исакова играет Матушку, держащую 13 девушек в своем доме терпимости, — большая удача кастинг-директора и режиссера, которую отметили отдельным призом.
Неповерхностные и интересные женские образы также можно увидеть во «Взрослых» о трех потерявшихся в жизни подругах, «Эль Русо», «Трудной» и «Дайте шоу». Последний требует маркировки trigger warning, поскольку уже в пилоте содержит сцену сексуализированного насилия.
Если в прошлом году авторам были интересны представители старшего поколения, то сейчас фокус снова сместился на молодежь. В конкурсной программе люди 20–30 лет представлены совсем не приспособленными к жизни переростками, не имеющими ни мотивации, ни целей, ни совести. Таким нам представляют 25-летних подруг во «Взрослых», молодого журналиста-стажера Пашу из «Дайте шоу!» и 27-летнего Артема из «Она такая классная».
В большинстве случаев кинематографисты используют молодых героев на перепутье, чтобы вылепить характер персонажа, поговорить о кризисе четверти жизни и попасть в боли такой же возрастной аудитории. Но иногда кино о молодежи скатывается в воспитательные причитания о никчемности поколения и людях второго сорта, которым нужны перевоспитание и насаждение ценностей отцов и дедов, как это произошло в «Хрущевском синдроме».
8 запомнившихся сериалов «Пилота-2024»
«Чистые»
Новый проект Николая Хомерики еще до премьеры успел привлечь к себе много внимания. Все из-за выбранной темы: «Чистые» рассказывают о буднях дома терпимости, показывая драматические судьбы девушек-сирот, выросших под крылом властной и корыстной Матушки.
Роль Матушки филигранно исполняет Виктория Исакова. Ее героиня некогда взяла под опеку 13 девочек из неблагополучных семей, чтобы обучить их одному ремеслу — зарабатывать деньги своим телом. Матушка жестоко обходится с «дочками», требуя от них все больше «подарков» (так она называет деньги, которые девушки зарабатывают за ночь) и беспрекословного послушания. Она придумывает образ для каждой, строит легенду, которая должна помочь девушке находить мужчин, готовых платить. Больше всего внимания уделяется двум героиням — не окончившей медицинские курсы Стеше (Диана Милютина) и любимой «дочке» Матушки Ксении (Софья Синицына). Именно они могут стать зачинщицами бунта против жестокости и несправедливости, если не погрязнут в пороках петербургского дома.
«Чистые» выйдут на Wink 24 июня.
«Эль Русо»
Для съемок детективной мелодрамы Сергей Мокрицкий и вся съемочная команда проекта отправились в Аргентину, где находится крупная община русских старообрядцев. Специально для этой роли актриса Светлана Иванова выучила нужный диалект и произношение, а Семен Серзин подтянул испанский настолько, что его не переозвучивали на постпродакшене.
Иванова играет представительницу общины, которая собирается съездить из аргентинской коммуны к своим родителям в Уругвай. Путешествие за пределы общины для нее редкость, а в этот раз с ней отправляется и ее сын лет шести. По пути к родителям на вокзале мальчик становится свидетелем убийства, а после — главным помощником полиции в расследовании этого дела. Искать убийцу берется полицейский Пабло — как позже выясняется, русский эмигрант Павел (Семен Серзин), который много лет расследует тяжелые преступления. Между староверами со своими правилами и укладом и русским аргентинцем есть большой культурный разрыв, но герои готовы преодолеть его ради общего дела. Тем более когда мальчик узнает убийцу не среди разыскиваемых преступников, а среди сотрудников отдела Пабло.
«Эль Русо» выйдет на Premier осенью 2024 года.
«Она такая классная»
Получая награду за лучшую мужскую роль, Лев Зулькарнаев пошутил: «Академия любит такие сериалы». «Такие» — в смысле истории с social impact, рассказывающие о людях, которые часто остаются невидимыми в обществе. В конкретном случае речь идет о репрезентации людей с аутизмом, причем не в назидательно-жалостливой манере, а как равноценного персонажа интересной драмеди.
Зулькарнаев играет Егора, молодого человека с аутическим расстройством, который привык быть окруженным маминой заботой, жить по расписанию и есть помидоры, только разрезанные на четыре дольки вдоль по «попке». Когда маме (Екатерина Федулова) пришлось срочно уехать, опекать Егора вызвался Антон — 27-летний парень без стабильной работы, с кризисом в отношениях и увлеченный одной музыкальной группой. Клятвенно пообещавший соблюдать все рекомендации, Антон в первый же вечер решил выстраивать отношения по своему разумению. В итоге главные герои вместе с двумя приятелями, влипшими в неприятности, оказались в цветном микроавтобусе на пути в Санкт-Петербург.
«Она такая классная» выйдет на Kion в 2024 году.
«Убойный отпуск»
Сериал Kion оказался единственной комедий, представленной в конкурсе, которая не относится к телеканалу ТНТ (телеканалом были показаны «Демис и Марина», «жЫЫЫзнь» и «Черная бухгалтерия»). Не самый сильный сравнительный фон только подчеркнул достоинства комедии, над которой некогда работал известный дуэт Борис Хлебников и Наталья Мещанинова, хотя их имен в титрах сейчас нет.
Супружеская пара в исполнении Александра Робака и Анны Михалковой едет на отдых в Турцию по путевке — это подарок от зятя на 30-летие брака. Никто не может искренне радоваться поездке, ведь ссоры начинаются еще до приезда в отель и прямо в самолете принимается решение о неминуемом разводе.
Справляться с кризисом в Турции каждый решает своим методом: он заливает переживания виски в компании новообретенного приятеля (Степан Девонин), она принимает ухаживания турецкого красавца (Алим Хоконов) и идет на свидание. Видятся супруги только тогда, когда им звонит их беременная дочь (Любовь Аксенова), которая по четыре раза в сутки справляется, чем заняты родители. Но фактором, который склеивает чуть было не развалившийся брак, становится не дочь, а труп того самого красавца в их общем номере.
«Убойный отпуск» выйдет на Kion 1 июля.
«Взрослые»
Сериальный дебют Екатерины Тодоровской посвящен кризису четверти жизни. В центре внимания оказываются три героини, которые далеко не подростки, но все еще не взрослые: девушки пытаются понять, с кем и как жить, чем зарабатывать, как выстраивать отношения с родителями и к чему стремиться. Тодоровская показывает метания своих персонажей без упрека, злой иронии или назидательного тона, а с улыбкой.
Лиза, Соня и Яна (Мария Мацель, Анастасия Талызина, Стася Милославская) дружат с детства, поэтому знают друг друга насквозь. Сейчас им по 25 и жизнь у каждой складывается по-своему: одна вот-вот выйдет замуж, другая пытается устроиться в жизни из расчета, что ее главный ресурс — женское обаяние, а третья никак не может завести отношения. Объединяет их то, что ни одна не уверена наверняка, что делает все так, как ей хочется или хотя бы «как надо». Девушки делятся друг с другом сомнениями и советами, пробуют новое, меняются сами и меняют все вокруг себя, но все равно остаются растерянными.
«Взрослые» выйдут на Okko в 2024 году.
«Дайте шоу!»
Сериал, собравший самые противоречивые отзывы на фестивале: от полного восторга до отторжения. Такие сильные эмоции можно объяснить тем, что здесь много жестоких сцен из неприглядной повседневности шоу-бизнеса и телевидения, которые выглядят смело, но могут вызывать негативные воспоминания и ассоциации у большой части аудитории.
В «Дайте шоу!» параллельно разворачиваются линии трех персонажей, которые то переплетаются, то расходятся. Паша Гончаров (Олег Савостюк) работает стажером на ток-шоу, где ему приходится днями и ночами искать истории на грани фола, доставать жареные факты и угождать начальникам.
Кирилл Артемьев (Милош Бикович) представляет для Паши особый интерес: суперпопулярный певец систематически напивается и влипает в истории, которые потом смакуют в вечерних шоу о жизни звезд. Еще один персонаж этой истории — певица Вера (Анастасия Красовская), которую Артемьев однажды жестоко раскритиковал на публике, после чего мать Веры умерла от сердечного приступа, а сама она осталась певицей в караоке без претензий на славу. Внезапно Вера снова стала интересна Артемьеву, когда он увидел ее, зайдя в караоке. И это совсем не на руку девушке.
«Дайте шоу!» выйдет на «Иви» осенью 2024 года.
«Гаражники»
Вне основного конкурса, в программе самых ожидаемых сериалов, показали первые кадры из сериального дебюта режиссера Михаила Местецкого «Гаражники». Проект еще находится на этапе разработки, но даже десятиминутного отрывка хватило, чтобы зрители очаровались ироничной историей с национальным колоритом, которая получила больше положительных отзывов, чем добрая часть конкурсной программы.
Фильм стилизован под съемки ТВ-ролика (подобно «Кибердеревне» или «Делу о пропавшей деревне») о гаражном кооперативе «Лыжник», где о своих владениях рассказывает председатель кооператива в исполнении Алексея Розина. Гаражи предназначены не для хранения машин (их у большинства нет совсем), а для реализации бизнес-идей: здесь есть свой музей и кабинет психолога, ремонтная мастерская, декор в виде лебедей из шин и свод неписаных законов, а всех владельцев гаражей председатель считает одной семьей. Разумеется, его слова во многом расходятся с реальностью, а желание выдать «Лыжник» за Тверь или Боливию, а себя за мэра или президента — пространство для бесконечных гэгов.
Дата выхода и платформа еще не заявлялись.
«Тайны Карениной»
Документальный сериал о героине бессмертного романа Льва Толстого также показали вне конкурса, в программе ожидаемых проектов. Снимали по книге Павла Басинского «Подлинная история Анны Карениной», предложив зрителю взглянуть на знакомую со школьных лет историю в новом ракурсе: увидеть жизнь несчастной женщины во всей ее полноте и попытаться понять мотивы ее поступков.
«Тайны Карениной» сочетают элементы игрового и документального кино. Все устроено так, будто режиссер в исполнении Евгения Сангаджиева проводит кастинг на главную роль в экранизации «Анны Карениной». К нему приходят девушки, которые должны доказать самим себе, режиссеру и коллегам по площадке, что понимают и чувствуют то же, что героиня Толстого. В числе претенденток — Полина Гухман, Анастасия Крылова, Мария Мацель, Софья Володчинская, Василиса Перелыгина и другие.
«Тайны Карениной» выйдут на Kion и Wink 17 июля.