«Кибердеревня»: смотреть или нет сериал про марсианского фермера
. Яркий пример постмодернизма на вечной стройке великого будущегоВышел сериал «Кибердеревня»: зачем смотреть проект про марсианского фермера
В онлайн-кинотеатре «Кинопоиск» с 23 сентября показывают «Кибердеревню» — комедийно-фантастический сериал про марсианского мужика в ватнике, вынужденного бороться с жадной корпорацией. Проект вырос из веб-сериала на YouTube в одно из самых громких событий сериальной индустрии, прошумев на фестивале «Новый сезон» на «Роза Хуторе» и получив персональный слот в помпезном анонсе проектов «Плюс. Студии» в Москве.
РБК Life разбирается, почему простоватый и не блещущий оригинальностью сюжет так здорово завлекает и развлекает зрителя.
Николай (Сергей Чихачев) с семейством держит ферму. Там есть скот и птицы, а также прилежные работники — человекоподобные роботы. Это 2100 год, место действия — марсианский кратер. Специальные технологичные столбы-«березки» контролируют над фермой погодные условия, да и терраформирование людьми Марса обернулось бонусом: никакие скафандры не нужны. Николай гоняет на реактивной «буханке», ластится с голубями-«коптерами» и копается, как какой-нибудь ВАЛЛ-И, на мусорных свалках в поисках запчастей для своих хозяйственных андроидов (автор и режиссер проекта Сергей Васильев обещает ответ на вопрос, снятся ли кибердояркам электрокоровы).
Зритель знакомится с Кибердеревней через рекламный ролик, который Николай снимает с целью привлечь на ферму работников, а на Марс — соседей. Почему планета обезлюдела, раскроется по ходу сюжета.
Но желанию щедрого и деловитого фермера не суждено сбыться: в один прекрасный день над его деревней возникает полчище кораблей корпорации «Ижевск Дейнемикс», которую когда-то давно Николай учредил вместе с другом детства — предприимчивым и смекалистым Константином Барагозиным (Григорий Скряпкин). Дружбе давно конец, и Барагозин хочет ферму разворотить, ведь она стоит на крупнейшем месторождении минерала недоступния, которого «хватит лет на сто», чтобы делать барагозинских роботов.
Так завязывается второстепенный конфликт сериала, а основной прямо на ходу впрыгивает в этот межпланетный транспорт. Но трагический старт не получит ни секунды внимания — оно отдано постмодернистской комедии с калейдоскопом визуальных эффектов.
Еще на заре своей славы «Кибердеревня», будучи набором короткометражек на YouTube, мастерски преподносила свои постмодернистские остроты: с платформы Церерск отправлялись космопоезда РЖД к Земле и Марсу, голуби превращались в коптеры, «Почта России» работала в пределах не одной большой страны, а целой Солнечной системы.
В сериале этот тренд разгоняется до световых скоростей: десять новых миров и больше 100 новых роботов было нарисовано, чтобы наполнить этот фантастический каламбур вездесущей жизнью. Фермерскому киберпанку добра противостоит выхолощенный модерновый хай-тек зла — та самая корпорация, которая поработила не только роботов, но и людей, живущих в мире «Кибердеревни» по подписке. Весь быт маленьких людей в этой системе (таковых олицетворяет собой зам Барагозина в исполнении Артема Семакина) существует только за ежемесячный платеж — от холодильника и обоев до детей. Эта третья сторона конфликта, социальная, обозначена сперва в фоновом режиме, но очень быстро выходит на первый план и углубляет сюжет. Зам Барагозина, по уши закредитованный непризнанный гений менеджмента и креатива, женатый на голограмме, цитирующей женские паблики, окажется первым, кто будет готов перевернуть систему.
Над сериалом, помимо Сергея Васильева, работали команда сценаристов и сотня специалистов по VFX (в их числе Алексей Фомин и Илья Шутов, которые запускали веб-сериал). Молодые артистки Влада Лукина и Маргарита Силаева сыграли Маринку и Людку — дочерей Николая, а заслуженный голос Леонардо Ди Каприо в России Сергей Бурунов озвучил Робогозина — результат случайного происшествия с недоработанным шлемом-переселятором сознания. Сам сериал — продукт коллективного творчества, которое мчится на энтузиазме, и это сразу бросается в глаза. С помощью многочисленных отсылок, конечно же.
Уже ставший визитной карточкой «Кибердеревни» саундтрек записывал фольклорный ансамбль «Ваня», звонкий голос его вокалистки Лилианы Буш звучит в песнях «Ой ты, дюна» и «Русская кибернародная», напоминая о протяжных запевах из мультфильма «Жил-был пес» Эдуарда Назарова.
В открывающей сцене зритель увидит отсылку к «Собачьему сердцу» Булгакова и фильму «Назад в будущее» Земекиса, промелькнет «Белое солнце пустыни» и «Кин-дза-дза!», атмосферы добавит оммаж «Курьеру», а намерение корпорации разрушить райский зеленый оазис посреди рыжего Марса передаст привет «Аватару». Да и сам Николай, увлеченный изобретательством и улучшательством инженер в ватнике, напоминающий то Меньшова в картине «Любовь и голуби», то Евдокимова в «Не валяй дурака...», подкупает своим радушием.
Но, пожалуй, самым кричащим открытием «Кибердеревни» оказываются даже не отсылки, а постмодерновая обработка реальности, которую авторы завершают апроприацией слоганов, лозунгов и прочих реалий, знакомых каждому жителю постсоветского пространства.
Ночной мрак железнодорожных платформ на вокзалах освещают далекие звезды, потому что платформа парит прямо над планетами. Лифт на орбиту исцарапан и исписан надписями, обклеен старыми объявлениями, как в многоэтажке 1970-х годов. Привычный капиталистический рай с поощрительными бонусами за покупки ненужных вещей выкручен до устрашающего максимума, наводящего на удручающие размышления о состоянии общества. Коровы дают молоко по QR-кодам, а о психологическом состоянии кур свидетельствуют голографические справки.
Немощные с виду бабушки вскакивают на свои тележки, оснащенные реактивным двигателем, чтобы догнать уходящий поезд. На вновь заброшенном Марсе возвышаются гигантские свидетели пребывания человечества — лебеди из шин, традиционный символ ЖЭК-арта. На свитере Робогозина вышита надпись «Планетиада-2080», придорожные кафе с названиями вроде «Шашлык у Азота» и другие парономазии сплошь и рядом бросаются в глаза и вызывают улыбку (а то и знаменитую реакцию Рика Далтона).
«Кибердеревня» — настоящая избушка на курьих ножках из добротного поп-культурного биоматериала, у которой есть все шансы взлететь на крыльях постмодерна и унестись в край народного кино. Случится ли это, увидим. Впереди еще 8 серий.