Кроме Эми: 7 действительно хороших фильмов о музыкантах
. Про The Doors, Эминема, Эдит Пиаф и другихВ мировой прокат вышел байопик «Обратно во мрак» (Back To Black) о жизни соул-певицы Эми Уайнхаус. Фильм Сэм Тейлор-Джонсон прослеживает путь британской исполнительницы от выступлений в пригороде Лондона до незабываемого фурора на «Грэмми-2008». Критики ругают картину за «глянцевый» взгляд на биографию певицы и называют «диснеевской версией истории Эми».
РБК Life и кинокритик Мария Ракитина вспоминают (и предлагают пересмотреть) удачные фильмы об известных музыкантах — андеграундных бунтарях, шансонье, блюзовых исполнителях и отчаянных мечтателях.
«Дорз»
Режиссер Оливер Стоун, 1991 год
«Дорз» представляет из себя калейдоскоп ключевых эпизодов из туманной биографии Джима Моррисона. Зритель наблюдает за внутренней трансформацией культового музыканта 1960-х, начиная с детского воспоминания, в котором коренной американец умирает на трассе, и заканчивая трагической смертью в парижском отеле.
Работая над байопиком о фронтмене The Doors Джиме Моррисоне, Оливер Стоун не стал скрупулезно пересказывать биографию музыканта. Кинематографист углубился в психоделическую атмосферу 1960-х и перенес на экран дух Короля Ящериц (известное прозвище Моррисона). Объясняя культурный феномен The Doors, режиссер ставит знак равенства между философией группы и взглядами американского общества в эпоху хиппи.
Индивидуалист Джим Моррисон становится воплощением бунта против конформизма. Вместе с соратниками по The Doors он находит неповторимый музыкальный стиль, в котором гипнотическое звучание смешивается с экзистенциальными темами. Жизненный путь кумира «детей цветов» в фильме преподносится как бесконечный трансцендентальный трип.
«Дорз» не претендует на историческую достоверность и свободно обращается с фактами о похождениях Моррисона, за что картину невзлюбили участники группы. Однако соратников музыканта поразило, насколько метко Вэл Килмер попал в образ рок-иконы. Исполняемые актером Light My Fire, People are strange, Riders on the Storm и другие хиты бывшие сподвижники Моррисона с трудом отличали от оригинала.
«8 миля»
Режиссер Кёртис Хэнсон, 2002 год
1990-е, Детройт. Американский город, лишившийся промышленного статуса, быстро становится опасным гетто, где процветает преступность. В одном из бедных кварталов проживает Джимми Смит-младший (Эминем) по прозвищу Кролик –– подающий надежды рэпер, который пишет дерзкие тексты в свободное от работы время. Одаренный парень всерьез рассчитывает превзойти в решающем батле сильных афроамериканских фристайлеров. Кажется, у Джимми действительно есть шанс занять свою нишу в андеграунд-рэпе.
Грубую и правдивую «8 милю» Кёртис Хэнсон поставил по биографии Эминема, который в конце 1990-х пережил удивительную трансформацию из детройтского аутсайдера в легенду американского хип-хопа. Главную роль в байопике сыграл сам Маршалл Брюс Мэтерс III (он же Eminem), который специально для фильма написал трек Lose Yourself, впоследствии получивший «Оскар». «8 миля» погружает зрителя в суровые реалии гетто, где родился и взрослел Эминем.
Выходец из неблагополучной семьи, которого более обеспеченные сверстники презрительно называли white trash («белое отребье»), пройдет тяжелую школу жизни, прежде чем задумается о рэп-карьере. Фильм представляет Эминема таким же спорным персонажем, как и в реальной жизни. Парень, вкалывающий на заводе, бросает беременную девушку, потому что боится брать ответственность, конфликтует с нарциссической матерью и ввязывается в уличные разборки. Желание подняться с социального дна и вырваться из Детройта у Кролика возникает, когда он открывает у себя талант рэпера.
«8 миля», созданная по канонам «реализма кухонной раковины», остается образцовым рэп-байопиком, который развенчивает миф о быстром успехе.
«Жизнь в розовом цвете»
Режиссер Оливье Даан, 2007 год
Эдит Пиаф (Марион Котийяр) взрослела в трущобах Парижа и преодолевала невыносимые трудности, чтобы ухватиться за возможность петь для других. Благодаря таланту смогла вырваться из страшной бедности и из уличной артистки со временем превратилась в главный голос Франции. Однако за невероятными достижениями Пиаф скрывались личные трагедии и болезненное прошлое.
«Жизнь в розовом цвете» — байопик о великой Эдит Пиаф, ставшей главным символом золотой эпохи французского шансона. Режиссер Оливье Даан рассказывает об удивительной и трагической судьбе эстрадной певицы, начиная с ее детства. Эдит росла в бедности, с юности выступала в кабаках и на улицах Парижа, а псевдоним Пиаф («Воробушек») получила от своего первого покровителя — Луи Лепле, владельца кабаре на Елисейских Полях. Прежде чем заслужить статус мировой знаменитости, Эдит перенесла множество лишений. Хоронила возлюбленных, терпела жестокость завистников, устремлялась в небеса, падала в беспощадную реальность и никогда не жалела себя.
Трепетной, тревожной, несгибаемой Пиаф изображает Марион Котийяр. За самоотверженную игру французская актриса удостоилась «Оскара».
«Контроль»
Режиссер Антон Корбейн, 2007 год
1973 год, пригород Манчестера. В серой многоэтажке обитает меланхоличный юноша Иэн Кертис (Сэм Райли). Он слушает свежий альбом Дэвида Боуи Aladdin Sane и совершенно не думает о дне грядущем. В ближайшие семь лет Кертис обзаведется семьей, превратится в местную рок-звезду, столкнется с прогрессирующей эпилепсией, соберется в первый американский тур Joy Division, совершит одну попытку суицида и уйдет из жизни после второй.
Монохромная драма голландца Антона Корбейна опирается на мемуары супруги фронтмена Joy Division Деборы Кертис и рассказывает о зарождении творчества британского поэта и музыканта Иэна Кертиса, который разрывается между работой в кадровом агентстве, заботой о семье и творческой самореализацией.
Сегодня Joy Division считается культовой группой, повлиявшей на The Cure, The Smiths и The Pixies. Однако в конце 1970-х их беспросветный пост-панк казался камерным явлением, и фильм эту замкнутость отражает. В фильме Иэн Кертис совершает тихий переворот в мире рок-музыки. Страдающий хронической депрессией и эпилептическими припадками, он далек от стереотипного образа фронтмена рок-группы. Пока Сид Вишес из Sex Pistols творит безумства, бросая вызов системе, Кертис занимается самоуничтожением и транслирует пессимистичные вайбы, постепенно растворяется в меланхолии, теряет смысл жизни и делает шаг в бездну. Британский актер Сэм Райли чутко отражает эмоциональное состояние Кертиса — нервное, напряженное, фрустрированное.
Примечательно, что в фильме можно услышать лишь три композиции в исполнении Joy Division — это Dead Souls, Love Will Tear Us Apart» и Atmosphere. Песня Transmission звучит в исполнении актеров, а кавер на Shadowplay записали The Killers.
«Ранэвэйс»
Режиссер Флория Сигизмонди, 2010 год
Шери Кэрри (Дакота Фаннинг) любит петь, а Джоан Джетт (Кристен Стюарт) — играть на электрогитаре. Обе грезят о музыкальной славе. В ночном клубе Джоан встречает продюсера Кима Фоули (Майкл Шеннон) и рассказывает о желании создать женскую рок-группу. Мужчина сводит Джетт с поэтессой и барабанщицей Сэнди Уэст (Стелла Маив). Вместе девушки пишут первые песни. Вскоре к группе присоединяется начинающая певица Шери Кэрри. Состав The Runaways завершают гитаристка Лита Форд и басистка Пегги Фостер. Пять калифорнийских девчонок собираются покорить Олимп хард-рока.
Фильм Флории Сигизмонди посвящен истории американской женской рок-группы The Runaways. В середине 1970-х мятежные школьницы (на момент основания участницам бэнда было по 16–17 лет) совершили революцию на музыкальной сцене, ведь хард-рок продолжительное время оставался сугубо мужским жанром.
Гитаристка и бэк-вокалистка Джоан Джетт и солистка Шери Кэрри из The Runaways стали иконами женского протеста против патриархата в музыкальной индустрии. Юные бунтарки пели о недетских вещах: внутреннем раскрепощении, запрещенных веществах и саморазрушении. Скандальная рок-группа не получила широкого признания в США, но покорила Японию.
В картине, вдохновленной мемуарами Шери Кэрри «Неоновый Ангел», режиссер Флория Сигизмонди вольно трактует взлеты и падения, через которые The Runaways проходили на пути к славе.
Лейтмотивом фильма служит песня Дэвида Боуи Space Oddity: бесстрашные девчонки, записавшие хит Cherry Bomb, быстро взмывают к звездам и слишком рано сгорают. Кристен Стюарт и Дакота Фаннинг поразительно точно попадают в образы Джоан Джетт и Шери Кэрри — дерзких, свободных и деструктивных королев хард-рока.
«Рокетмен»
Режиссер Декстер Флетчер, 2019 год
Робкий Реджинальд Кеннет Дуайт (Тэрон Эджертон) не ладит с близкими, но находит отраду в игре на фортепиано. Юноша дает скромные концерты в пабах, пока не отправляется на прослушивание, организованное лейблом Liberty Records. На собеседовании он, взяв псевдоним Элтон Джон, знакомится с автором своих будущих хитов Берни Топином. За судьбоносной встречей следует многолетнее сотрудничество и переезд в Америку. В Штатах Элтон Джон делает рок-н-ролльную карьеру, купается в деньгах, подсаживается на запрещенные вещества и предается саморазрушению.
«Рокетмен» — один из самых необычных музыкальных байопиков. Под чутким руководством сэра Элтона Джона режиссер Декстер Флетчер проводит параллель между песнями британского музыканта и его насыщенной биографией, напоминающей американские горки.
Травмирующие отношения с обесценивающей матерью, приступы эйфории, связанные с широким признанием, и творческие кризисы, приводящие к зависимостям, резонируют с композициями легенды. «Рокетмен» заявляет себя эффектным музыкальным клипом с уклоном в личную драму. Восхождение экстраординарного певца на вершину славы превращается в эксцентричный карнавал, соответствующий стилю самого Элтона. Однако скатиться в дешевый мюзикл фильму не позволяют трагедии из жизни поп-идола.
Портрет музыканта на экране получается невероятно экстравагантным, искренним и трогательным в том числе благодаря блестящей работе Тэрона Эджертона. Готовясь к роли, британский актер много общался с музыкантом, поэтому сумел тонко передать хулиганский и при этом ранимый характер звезды. За роль в «Рокетмене» Эджертон удостоился «Золотого глобуса» и уважения самого Элтона Джона.
«Ма Рейни: Мать блюза»
Режиссер Джордж С. Вольф, 2020 год
1927 год. Легенда блюза Ма Рейни (Виола Дэвис) отправляется в Чикаго, чтобы записать альбом. Молодой трубач Леви (Чедвик Боузман) ждет встречи с певицей, чтобы представить танцевальную аранжировку ее популярной композиции Black Bottom. Однако «мамочка блюза» не приходит в восторг от «зажигательной» версии песни, которую навязывают белые продюсеры. Ма Рейни выдвигает жесткие требования: либо люди на студии учитывают ее мнение, либо запись не состоится.
«Ма Рейни: Мать блюза» — эмоциональная адаптация одноименной пьесы Августа Уилсона. Сохраняя аутентичность произведения, фильм Джорджа С. Вольфа рассказывает о борьбе темнокожей женщины за выражение своей идентичности в искусстве. Икона американского блюза бесстрашно конфликтует с белым менеджером, чтобы добиться прямого контроля над своим творчеством. Ма Рейни в исполнении Виолы Дэвис — властная и специфическая певица, которая чтит народные традиции и сражается за авторскую экспрессивность. Актриса, получившая за пламенную игру номинацию на «Оскар», объединяет богемное амплуа «матери блюза» с ее крутым нравом.
Увы, Ма Рейни на экране отводится не так много времени, но после просмотра фильма возникает желание изучить ее историю. В преисполненной жарких ритмов картине внимание часто крадет герой Чедвика Боузмана. Талантливый трубач Леви вступает в религиозные споры с коллегами и поддерживает величественную блюз-исполнительницу в стремлении к независимости. Для Боузмана, в 2020 году скончавшегося от рака, «Ма Рейни» стал последним проектом в карьере.