«New Look: Революция стиля»: обзор сериала про Диора и Шанель
. Историческая костюмная драма про судьбы кутюрье в темные временаВышла рецензия на сериал «New Look: Революция стиля» про Диора и Шанель
На Apple TV+ стартовал сериал «New Look: Революция стиля» — о жизни Кристиана Диора и Коко Шанель в оккупированной нацистами Франции. Биографическая драма о судьбах великих модельеров во время Второй мировой войны раскрывает их личности с неожиданной стороны и поднимает неудобные вопросы.
Кинокритик Мария Ракитина рассказывает, какое впечатление производит сюжет о кутюрье перед моральным выбором.
Оккупированный Париж, 1940-е. Кутюрье Кристиан Диор (Бен Мендельсон) трудится в модном доме Люсьена Лелонга (Джон Малкович), пока его младшая сестра Катрин (Мэйси Ульямс) участвует во французском Сопротивлении. В то же время легендарная Коко Шанель (Жюльет Бинош) адаптируется к новым реалиям и пытается наладить свою жизнь, насколько это возможно. Пропасть моральных устоев между модельерами-современниками постепенно увеличивается.
Над американским мини-сериалом «New Look: Революция стиля» (в оригинале просто «The New Look») работали режиссеры Тодд А. Кесслер (продюсер и сценарист 2-го и 3-го сезонов «Клана Сопрано»), Хелен Шейвер («Мир Дикого Запада»), Джереми Подесва («Игра престолов») и Жюлия Дюкурно («Титан»), которых прежде всего интересовали личности знаменитых модельеров, а не их творения.
Проект, состоящий из десяти эпизодов, охватывает несколько временных пластов и фокусируется на судьбах двух великих кутюрье — Коко Шанель и Кристиана Диора. Основное действие разворачивается в годы Второй мировой войны, когда Париж находился во власти нацистов. В кино этот тяжелый период в биографии именитых модельеров деликатно обходили стороной, и на то есть веские причины.
Первый эпизод начинается в 1955 году с возвращения Шанель в мир высокой моды (тогда она представила культовую сумку «2.55», а годом ранее — новую коллекцию) и продолжается показом Christian Dior в Сорбонне, за которым следует конференция мэтра. Кристиан Диор достойно выдерживает провокационные вопросы студентов, касающиеся его карьеры во времена Второй мировой.
Кутюрье, до середины 1940-х работавший на президента Chambre Syndicale de la Haute Couture Люсьена Лелонга, признается: он одевал жен и подруг нацистов, но «за этой правдой скрывается и другая правда». После этих слов зритель переносится в страшные реалии четырехлетней оккупации, которые Диор и его современница Шанель воспринимали по-разному. Кристиан создавал платья для немецкой элиты, чтобы содержать пожилого отца и младшую сестру Катрин, присоединившуюся к Сопротивлению. Конформистка Коко же быстро приспособилась к обстоятельствам и ни в чем себе не отказывала.
Истина, о которой в сериале говорит Диор, заключается в том, что после того, как в 1940 году немецкие войска заняли Париж (город сдался без боя), Шанель закрыла ателье и отказалась наряжать женщин врагов. Впрочем, это не помешало Габриэль вступить в связь с бароном Гансом Гюнтером фон Динклаге по прозвищу Шпатц — секретным агентом и сотрудником министерства пропаганды Третьего рейха. После войны мадемуазель обвиняли в коллаборационизме, но ей удалось выйти сухой из воды благодаря вмешательству Уинстона Черчилля, которого она знала лично.
О темном пятне в биографии кутюрье заговорили лишь в 2011 году, когда вышла скандальная книга журналиста Хэла Вона «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель». Автор выяснил, что она сотрудничала с военной разведкой Германии в качестве агента под кодовым именем «Вестминстер». Сериал детально описывает жизнь Шанель в оккупированном Париже и ее отношения с нацистами начиная с 1943 года.
Изначально Коко обращается за помощью к Шпатцу, чтобы вызволить из немецкого плена своего племянника Андре Паласа, о котором заботилась как о собственном сыне. Вскоре ей ясно дают понять: она должна оказать ответную услугу. С этого момента моральный облик fashion-революционерки Коко разрушается. Героиня обитает в отеле «Ритц», где располагалась штаб-квартира нацистов, выходит в свет с немецким шпионом и участвует в операции «Модельхут», которая должна была привести к секретным англо-германским переговорам. Да, все это –– действительно часть истории знаменитой модельера, освободившей женщин от корсетов. Шанель в исполнении Жюльет Бинош — полная противоположность Габриэль, однажды воплощенной Одри Тоту. Не только из-за разницы в возрасте.
В «New Look: Революция стиля» Коко — не нежная бунтарка, а беспринципная женщина с железным характером. Она заявляет себя уверенной, жесткой и властной, поэтому ее решение примкнуть к противнику ранит сильнее фактов из «Википедии». Авторы сериала противопоставляют конформизм Коко неукротимому протесту сестры Кристиана Диора.
Линии героинь развиваются параллельно. Коко пользуется благами, предоставленными нацистами, и инстинктивно исполняет роль агента. Вместе со своей подругой Верой Ломбарди (в сериале она носит имя Эльза) Шанель отправляется в Мадрид, чтобы встретиться с Черчиллем и по возможности открыть бутик. Для обеих женщин эта миссия — просто захватывающее приключение.
В то же время бесстрашная Катрин ведет антифашистскую деятельность, что сильно тревожит ее брата. В конце концов девушку арестовывает и пытает гестапо. Сцены, в которых Катрин подвергается физическому насилию, но молчит, ужасают жестокостью и обостряют силу воли и бескомпромиссность героини — качеств, которых так не хватает Шанель. Катрин самоотверженно играет Мэйси Уильямс, ставшая символом героического неповиновения в «Игре престолов».
Катрин проходит через невыносимые мучения и ад концлагеря Равенсбрюк, а после освобождения страдает посттравматическим стрессовым расстройством и синдромом выжившего. Уильямс отражает эмоциональное состояние героини без фальшивого надрыва.
Контрастные линии Коко Шанель и Катрин Диор — главное достоинство сериала. На их фоне становление модельера, придумавшего новый образ «идеальной женщины», кажется второстепенным. Тернистому пути Кристиана Диора от смиренного существования в оккупации к созданию ревизионистской коллекции New Look отводится большая часть экранного времени. Однако история кутюрье словно застывает и долго не развивается.
Диор в чутком исполнении Бена Мендельсона — выгоревший и подавленный мужчина, который целыми днями томится в ателье, неловко оправдывается из-за создания платьев для любовниц нацистов и безуспешно пытается спасти сестру.
Режиссеры не впервые изображают гениев высокой моды простыми смертными с пороками и кризисами. Достаточно вспомнить картины «Сен-Лоран. Стиль — это я» и «Призрачную нить», явно посвященную Кристобалю Баленсиаге. В «New Look» тоска Диора по сестре заполняет половину эпизодов, но фиксация на горе лишь затормаживает и без того медлительный сериал.
Динамичности сюжету изредка добавляют эпизоды с участием Шанель и камео других знаковых модельеров. Индивидуальность каждого дизайнера умещается ровно в одну черту. Пьер Бальмен отличается вспыльчивостью, а Пьер Карден — эксцентричностью. Категоричный Баленсиага готов голодать, лишь бы не работать на нацистов. В сериале вклад этих кутюрье-новаторов в мир моды никак не обозначается, ведь на экране бал правят безутешный Диор и дьяволица Шанель.
По-настоящему увлекательным «New Look» становится во второй половине, посвященной послевоенному периоду. Шоураннеры изучают дуализм Шанель и ее жизнь в изгнании в Швейцарии, куда модельер бежала после обвинений в коллаборационизме. Диор же неожиданно трепетно раскрывается в отношениях с вернувшейся сестрой, в честь которой в 1947 году создаст шипрово-цветочный аромат Miss Dior, благоухающий смелостью и свободой.
Появление Гленн Клоуз в образе главного редактора американского журнала Harper's Bazaar Кармел Сноу легендарно само по себе. Экстравагантная журналистка первая разглядела талант Диора и окрестила его первую коллекцию New Look. В сериале их взаимодействие находит достойное воплощение.
Проект удивителен еще и тем, что снова свел вместе Гленн Клоуз и Джона Малковича, которые плели интриги «Опасных связях». В сериале дуэт их героев, редактора Сноу и кутюрье Лелонга, такой же блистательный. «New Look: Революция стиля» расцветает ближе к финалу, что связано с восхождением самого Диора на вершину модного олимпа.
В то же время шоураннеры все больше склоняются к тому, что Шанель — жертва патриархального общества. Это сбивает с толку и настораживает. Своей вины Коко не признает и утверждает, что во время оккупации ее загнали в угол. «Это мужчины развязывают войны и устанавливают правила», — заявляет она. Почему же тогда Катрин Диор сопротивлялась режиму, а Шанель сразу сдалась? Авторы уходят от ответа.
«The New Look: Революция стиля» выглядит как монументальное исследование жизней великих кутюрье в темные времена. Помимо необычного взгляда на судьбы модельеров, проект выделяется великолепными костюмами, отражающими характеры героев, и идеально подобранным кастом. Иногда сериал не находит баланс между военной драмой и fashion-байопиком, но педантичное воссоздание эпохи 1940-х завораживает.
Для всех, кто знаком с биографиями Шанель и Диора, проект едва ли станет откровением, а вот зрителей, чьи знания об основателях модных домов исчерпываются маленьким черным платьем и ароматом Miss Dior, шоу наверняка удивит.