«Тайное влечение»: обзор артхаусного фильма о любви к искусству
. История студентки театрального вуза только напоминает сериал «Кумир»Вышла рецензия на эротический фильм об искусстве «Тайное влечение»

Кадр из фильма «Тайное влечение»
В прокат вышла артхаусная драма «Тайное влечение». Премьера полнометражного дебюта Стаси Толстой (Венковой) прошла в рамках ММКФ-2023, где фильм удостоился похвалы за дерзость и искренность. Картина выпускницы ВГИКа и ученицы Сергея Соловьева посвящена творческим метаниям молодой актрисы Веты.
Кинокритик Мария Ракитина считает, что получилось чувственное театральное кино, построенное на авторской рефлексии.
Актриса Вета (Мария Янычева) учится в театральном вузе, состоит в романтических отношениях с сокурсником Денисом (Антон Рогачев) и наслаждается молодостью. Однако девушку тревожит обесценивание ее таланта преподавателями. Вета сильно переживает из-за того, что не получает главных ролей, но внезапно в жизни студентки появляется Роман (Миндаугас Папинигис) — таинственный режиссер, прибывший по обмену из Польши, хочет прославиться на российской сцене.
Кадр из фильма «Тайное влечение»
Актриса давно вынашивает идею спектакля о мечтах героинь русской классики и делится ей с Романом. Они начинают вместе работать над постановкой с Ветой в главной роли, и между ними вспыхивает страсть. Расставание со сверстником и отречение от прежней себя — лишь начало разрушительного пути героини.
Впервые артхаусную драму «Тайное влечение» показали на 45-м Московском международном кинофестивале в программе «Русские премьеры». Жюри назвало фильм «искренним и дерзким дебютом». Широкой аудитории выпускница ВГИКа и любимица Сергея Соловьева Стася Толстая, скорее всего, больше знакома как актриса, нежели режиссер. Она снималась в «Грозе» и «Клипмейкерах» Константинопольского, а также играла в историческом сериале «Грозный». В качестве постановщицы Толстая успела попробовать себя еще до полнометражного дебюта, но ее творческие эксперименты прошли мимо массового зрителя.
В короткометражных работах Стаси («Кафе «Полночь» и «Инсайт») сказочные и мифические мотивы вплетались в обыденность. В «Тайном влечении» (рабочее название — «Вета»), основанном на совместном сценарии Толстой и Анны Овчаровой («Три»), размывается граница между актерством и реальной жизнью.
Кадр из фильма «Тайное влечение»
Герои настолько увлечены театральным искусством, что буквально растворяются в нем. Осваивать новые роли, пересобирать себя и постоянно рефлексировать о чужом опыте, как завещал Станиславский, — их призвание. Тех же принципов придерживается главная героиня Вета. На мастер-классах и репетициях она бросает вызов собственной зажатости и проходит через эмоциональный коллапс.
Вот только стараний Веты не замечают преподаватели. История молодой актрисы, которая не знает, чего хочет от жизни, и грезит о великом, наверняка найдет отклик у того, кто уже в свои двадцать столкнулся с кризисом идентичности.
Режиссер тонко улавливает болезненную неопределенность юности: Вете нравится быть частью талантливой труппы, но в то же время в стенах альма-матер она ощущает себя птицей в клетке. В институте, уповающем на советскую актерскую школу, креатив не приветствуется. Неудивительно, что героиня бежит от конформизма в свободные отношения с режиссером-иностранцем.
Кадр из фильма «Тайное влечение»
Методы Романа, который вдвое старше Веты, разительно отличаются от университетских. Он строит из себя психотерапевта и предлагает девушке наложить травмирующий опыт на актерскую игру. Во время встреч Роман копается в детстве студентки и вытаскивает наружу ее проблемы с отцом. Поиск фрейдистской подоплеки плохо сказывается на эмоциональном состоянии девушки: та становится нервной, дерганой и зависимой от мнения ментора.
Линия Романа и Веты — не только яркий пример абьюзивных отношений, но и воплощение модели «ведущий — ведомый». В силу психологической незрелости героиня попадает под влияние «авторитетного» творца. Разрушительная связь с режиссером, в которой садистские тренинги чередуются со страстным сексом, в фильме необходима для внутренней трансформации Веты. Девушка проходит путь от возведения наставника в культ до полного разочарования в нем.
Постановщица обличает слепое преклонение перед людьми искусства. Никакие творческие порывы не оправдывают склонность человека к психологическому насилию.
Неслучайно отношения с неуравновешенным Романом противопоставляются здоровому взаимодействию героини с университетской преподавательницей. Пожилая Алиса Алексеевна (блестящая Роза Хайруллина) воспринимает Вету как равную себе и, разглядев в студентке задатки режиссера, поручает той постановку выпускного спектакля. Идеальный учитель должен видеть потенциал ученика и помогать его раскрыть, а не заставлять подопечного меняться в угоду собственному эго, как это делает Роман.
Кадр из фильма «Тайное влечение»
В сотрудничестве Веты с чуткой Алисой Алексеевной постановщица, вероятно, отразила свои теплые взаимоотношения с Сергеем Соловьевым. Еще в университете мастер поощрял режиссерские устремления Стаси Толстой, а затем доверил написать сценарий к своему короткометражному фэнтези «Ути-ути-ути» (2020).
В «Тайном влечении» внезапная смерть любимой преподавательницы ранит Вету и временно лишает ее смысла жизни. Горевание по ментору, скорее всего, тоже носит для автора личный характер. Героиня как будто остается одна на перепутье и не знает, куда податься. Прощание с человеком, по достоинству оценившим способности Веты, дается непросто. Девушка постоянно прокручивает в голове напутствия Алисы Алексеевны, среди которых самым важным кажется изречение «себя меняйте каждые пять лет, тогда классно проживете».
Кадр из фильма «Тайное влечение»
Самоанализ через творчество и осмысление роли ментора в профессиональном становлении — центральные темы «Тайного влечения». Однако зрителя, далекого от сферы искусства, они вряд ли заинтересуют. Душевные терзания Веты отзовутся лишь у тех, кто находится в беспрерывном процессе созидания, — актеров, режиссеров, сценаристов, художников и прочих.
Камерное кино Стаси Толстой рассчитано и на театральную тусовку. Зрителю, не вовлеченному в закулисье, упражнения, тренинги и перформансы актеров, на которых те кричат, рычат и своеобразно выплескивают эмоции, покажутся странными. Режиссер виртуозно справляется с воплощением мира артистов на экране — от воспроизведения «Анны Карениной» в университете до экзальтированных репетиций в неоновом свете квартиры гения (оказывается, она принадлежит Сергею Соловьеву).
Одни сцены Толстая заимствует из картин Гаспара Ноэ, другие — из «Жара тела» и «Красоты по-американски», а что-то берет у Тарковского, чей исполинский глаз пристально наблюдает за студентами. Фотопортрет советского режиссера, разрезанный на фрагменты, висит во дворе университета, но какой смысл несет реквизит, непонятно.
Кадр из фильма «Тайное влечение»
Актеры элегантно курят, делятся простыми мечтами, сомнениями и секретами на фоне оригинальной инсталляции, а величие советского наследия для них неоспоримо. Среди обезличенной толпы выбивается Вета, которая не мыслит шаблонами и открыта для экспериментов. Ее непримиримость с консервативными взглядами и юношеский максимализм в итоге выливаются в панк-версию «Анны Карениной», которую в государственном вузе отвергают.
Режиссер, вероятно, размышляет о положении самобытного автора в современной театральной и киноиндустрии. Неприятие смелых идей и оригинальных форм людьми, которые решают судьбу произведения (в данном случае спектакля), выглядит злободневным. Однако вопрос цензуры в фильме не кажется критическим — достаточно сбежать из альма-матер в авангардный театр, которым руководит твой отец.
Самореализация Веты как режиссера напрямую зависит от влиятельной мужской фигуры. Получается, талантливая девушка без покровителя состояться не может? В эпоху четвертой волны феминизма такое заключение сильно расстраивает.
«Тайное влечение» мечется между авторским высказыванием о наболевшем и дивно красивым кино о юности. Режиссер так и не приходит к общему знаменателю, из-за чего ее кино застревает между необъяснимым артхаусом и личной драмой.
Кадр из фильма «Тайное влечение»
Очевидно, что картину переполняет авторская рефлексия, но вряд ли она будет понятна зрителю. Как бы ностальгически ни звучала «Медведица» группы «Мумий Тролль» и Найк Борзов ни томился в роли непутевого отца, «Тайное влечение» так и остается неразрешимой загадкой. Бенефис многообещающей актрисы Марии Янычевой, сыгравшей Вету, поражает эмоциональной сложностью, но не исцеляет фильм от сумбурности. Возможно, работу Толстой стоит чувствовать, а не анализировать, но далеко не всем это под силу.