От консоме до десерта: обзор кулинарной мелодрамы «Рецепт любви»
. В прокате с 14 февраля показывают фильм лауреата Каннского кинофестиваляВышла рецензия на фильм «Рецепт любви» с Каннского кинофестиваля
14 февраля в российский прокат выходит «Рецепт любви». Премьера романтической драмы Чан Ань Хунга состоялась на Каннском кинофестивале 2023 года, где картина взяла приз за лучшую режиссуру. Французский по духу фильм посвящен гастрономическому браку двух талантливых поваров в конце XIX века.
Кинокритик Мария Ракитина — о том, как «Рецепт любви» рассказывает о человеческих отношениях через приготовление блюд.
1885 год. Талантливая повариха Эжени (Жюльет Бинош) уже 20 лет работает с именитым кулинаром Доденом (Бенуа Мажимель). Они живут вместе и создают невероятные блюда на кухне при замке. В гости к Эжени и Додену наведываются гурманы. Мужчина и женщина, связанные любовью к гастрономии, давно стали ближе, чем партнеры. Однако Эжени не тяготеет к браку, ведь для нее приготовление еды — не обязанность, а профессия.
Французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг снял «Рецепт любви» по мотивам романа Марселя Руффа «Страсть Додена Буффана», опубликованного в 1924 году. Постановщик с пристрастием перенес содержание произведения, а именно искусство кулинарии, сопряженное с искусством жизни, на большой экран. Он не впервые исследует коммуникацию через приготовление блюд. В «Аромате зеленой папайи» девочка Муи работала прислугой, колдовала над супами вместе с кухаркой, пробовала окружающий мир на вкус и жадно вдыхала его ароматы.
В 13 лет Чан Ань Хунг с родителями покинул Сайгон, когда город захватили коммунисты. Через Лаос семья добралась до Франции, где режиссер вырос. Тоску по родине и любовь к национальной кухне он выразил в двух фильмах из «вьетнамской трилогии» — упомянутом «Аромате зеленой папайи» и «Вертикальном луче солнца». Во второй картине сестры поддерживали отношения с помощью приготовления еды и неторопливых трапез. Это кино, посвященное жаркому тропическому лету, — вьетнамская предтеча «Рецепта любви». Время в нем течет так же медленно, наслаждение гармонией жизни заменило сюжет, а зеленые оттенки заглушают остальные цвета.
Удивительно, насколько аутентично французским у Чан Ань Хунга получился «Рецепт любви». Историю отношений мужчины и женщины, объединенных страстью к высокой кухне, режиссер пишет с импрессионистским трепетом.
Неслучайно неспешные прогулки в тени деревьев и пиршество в саду навевают мысли о полотнах Клода Моне, особенно в «Завтраке на траве». Целомудренные сцены, в которых героиня Жюльет Бинош обнажается, обладают кроткой чувственностью Тулуз-Лотрека, «Женщины за туалетом» в частности. А вот на кухне, где происходит основное действие фильма, оживают голландские натюрморты. Мясо, птица, рыба, морепродукты, овощи и фрукты непременно преподносятся крупным планом, словно настоящие сокровища.
Ювелирный процесс их приготовления становится центром сюжета. В «Рецепте любви» кулинария не просто ремесло, а способ установить связь между людьми и выразить чувства. Не зря талантливая кухарка Эжени говорит гостям, что за обедом общается с ними с помощью блюд.
Принимать пищу в компании горничной и юной помощницы Полин героине гораздо комфортнее. Она проводит у плиты куда больше времени, чем ее партнер Доден, ведь тот часто собирает в замке друзей — финансиста, врача и юриста. Пока эпикурейцы за бокалом вина рассуждают о трудах Петрарки и углубляются в историю кулинарии, женщина в поте лица готовит волован с лангустом и подает десерт «Запеченная Аляска».
В итоге все сыты и довольны, включая саму Эжени, которая считает себя не обслугой, а равноправной коллегой Додена и профессионалом. Таланты героини не остаются незамеченными — ее блюда нахваливают гурманы, а саму кухарку называют волшебницей. Конечно, в 1880-х, когда были сильны патриархальные устои, эмансипация поварихе только снилась. Доден удостоился звания «Наполеон кулинарии», а Эжени довольствовалась ролью его соавтора.
И все-таки для героини Бинош кухня — место для самореализации. Отец Эжени был выдающимся кондитером в Париже, а поваренному искусству ее научила мать. Сам Бог велел ей раскрывать свой кулинарный талант, чем она и занимается на протяжении двадцатилетнего сотрудничества с Доденом.
Когда два повара творят вместе, на экране рождается магия. Синхронность и слаженность движений пары завораживает и восхищает. Эжени и Доден танцуют и порхают от стола до плиты и печи. Беспрерывное кипение воды на огне, шипение масла на сковородке и хруст салата латук под ножом — музыка для их ушей, а появление корочки на каре теленка и пара над консоме из петуха — услада для глаз. Все блюда, которые мелькают в кадре, готовили на съемочной площадке, а за их стилизацию отвечал шеф-повар Пьер Ганьер, удостоенный звезд Michelin.
Даже в кулинарных сериалах («Медведь», «Джулия», «Уроки химии») еда не выглядит столь аппетитной и осязаемой для зрителя, как в «Рецепте любви». Во время просмотра кажется, что ощущаешь аромат и даже можешь почувствовать вкус. Идти голодными на это кино крайне не рекомендуется.
Полному погружению в гастрономическое колдовство способствует операторская работа Джонатана Рикбура, чья камера смачно фиксирует кулинарный процесс от и до.
Все это несколько отвлекает внимание от главного достоинства созидательной картины — пылкого дуэта Жюльет Бинош и Бенуа Мажимеля. Актеры, которые когда-то были вместе и воспитывали общую дочь Ханну, искренне и чувственно сыграли пару.
Отношения героев Бинош и Мажимеля платонические и возвышенные — вместо похоти и вожделения они наполнены красотой и утонченностью. Эжени и Доден спят в разных комнатах, хотя она иногда приоткрывает дверь. Интимные отношения режиссер деликатно скрывает за кадром. Эмпатическая связь — намного важнее. Если Эжени и Доден не готовят, то разделяют ужин, цитируют стихи и прозу классиков и наслаждаются обществом друг друга. Вероятно, их совершенный союз заключен на небесах.
Эжени неслучайно говорит, что у Адама и Евы все началось, когда они что-то съели. Однако принимать предложение Додена она не спешит: боится, что брак положит конец ее независимости. Внутренняя свобода Эжени — один из ключевых мотивов фильма. Кухарка напоминает героиню Бинош из «Шоколада» — Виенн Роше тоже создавала волшебные десерты и превыше всего ставила самодостаточность.
Как заведено во французских мелодрамах, в любовь вмешивается трагедия. Разворачивается не сказка о родственных душах, а до боли простая история о конечности жизни. Чан Ань Хунг напоминает: ничто не вечно, цените каждое мгновение.
А еще уделяет большую роль теме преемственности: Эжени настаивает, чтобы Доден обучал кулинарии одаренную девочку Полин. Героиня верит, что ребенка, который точно определяет ингредиенты в неизвестном ему соусе, ждет большое будущее. Кто знает, может, амбициозная Полин однажды вырвется за пределы старинного замка и переосмыслит роль женщины на кухне. Режиссер в этом не сомневается.
«Рецепт любви» каждый поймет по-своему. Кто-то увидит оду кулинарному мастерству, а кто-то воспримет весь фильм как метафору творчества. Главное, что перед этим чутким кино, обладающим французским шармом, никто не способен устоять.