«Присцилла. Элвис и Я». Обзор фильма о супруге короля рок-н-ролла
. Почему картину Софии Копполы нужно посмотреть в кинотеатрахВышла рецензия на фильм «Присцилла. Элвис и Я» Софии Копполы
В конце января на всех экранах страны выходит новый фильм оскароносного американского режиссера Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я», производством которого занималась культовая студия А24 («Солнцестояние», «Зеленый рыцарь»).
Новая работа Копполы удачно вписывается в голливудский тренд на музыкальные байопики и фемфокус: «Присцилла: Элвис и я» рассказывает о непростых взаимоотношениях короля рок-н-ролла Элвиса Пресли и его первой супруги, скромной техасской девушки Присциллы. Несмотря на достаточно актуальный сюжет, «Присцилла» не смогла задеть струны души американской киноакадемии — фильм остался без заветной номинации на «Оскар».
Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как режиссер создает универсальную женскую историю и почему «Присциллу» точно не стоит пропускать в российском прокате.
Главная героиня фильма — старшеклассница Присцилла Болье (Кейли Спейни) — переезжает вместе с матерью и отцом-военным из консервативного Техаса в немецкий Висбаден. Без друзей и привычного окружения Присцилла чувствует себя как никогда одинокой, однако внезапное знакомство с молодым Элвисом Пресли (Джейкоб Элорди), проходящим службу в этом же городе, существенно скрашивает меланхолию девушки.
То, что должно было стать поверхностным романом, влюбленностью на один час, оборачивается вполне себе взрослыми отношениями. Пресли, который в тот момент уже значительно знаменит и невыносимо популярен у женщин, фактически берет Присциллу под крыло, отдаляя от близких родственников. Упорно не замечая красных флажков, главная героиня вовлекается в жизнь будущего короля рок-н-ролла, превращаясь в степенную супругу, мать, домохозяйку, но только не в саму себя. Многочисленные измены и зависимости суженого в конце концов ставят крест на «образцовом» браке Присциллы, который она хранила, как могла.
Американский режиссер София Коппола, широко известная как автор молчаливых «Трудностей перевода» и авангардной «Марии-Антуанетты», еще на заре голливудской карьеры определила лейтмотивы своего творчества. Темы женского бунта, самоопределения, а также бесконечного поиска свободы сквозят в каждой ее работе: и если сестры Лисбон из «Девственниц-самоубийц» боролись против родительской тирании, то Клео в «Где-то» за право быть любимой собственным отцом. Главная героиня «Марии-Антуанетты» бунтовала против ортодоксальных устоев французской монархии, а девочки-подростки из «Высшего общества» разрывали шаблоны благопристойной калифорнийской субурбии.
В новой работе Копполы «Присцилла», основанной на одноименной биографической книге Присциллы Пресли «Элвис и я», можно найти и размышления о многострадальном женском одиночестве, и о жизни в так называемой золотой клетке, вылететь из которой бывает сложнее, чем выйти из абьюзивных отношений.
Более того, отношения Элвиса и Присциллы в картине весьма многогранны, хоть и в частном, токсичном спектре: новоиспеченный «король» подавляет молодую жену не только материально, но и психологически, превращая девушку в красивый и дорогой аксессуар, декорацию, которая делает дом уютнее, но едва ли имеет право на собственное мнение.
Здесь важно отметить, что «Присцилла» — это в первую очередь фильм о женском видении ситуации: большая часть событий, происходящих на экране, демонстрируется от лица главной героини, в то время как фигура Элвиса остается в тени. Для многих это ощутимое опущение роли Элвиса может показаться досадной ошибкой сценария, однако, поверьте, Коппола сделала это более чем осознанно.
«Присциллу» можно назвать своего рода ответом постановщицы глянцевому и бестолковому байопику «Элвис» База Лурманна (недаром оба фильма с именами в названии), который в целом сказал о Пресли более чем достаточно, в максимально приукрашенной форме.
Впрочем, «Присцилла» также не обращается к теневой стороне личности музыканта: бегло проходится по его многочисленным любовным интрижкам, страсти к обезболивающим, тотальному отсутствию самоконтроля, но дальше поверхностного образа опьяненной славой знаменитости не заходит. Пресли в фильме — классический абьюзивный супруг, который присутствует в сюжете лишь для того, чтобы оттенять психологические трансформации главной героини. Вот где София и правда преуспела.
По сути, «Элвис и я» — весьма реалистичный, а местами даже трагический каминг-оф-эйдж девочки-подростка, выросшей в 1950-х годах. Роман с Элвисом Пресли выделяет Присциллу среди других женщин лишь номинально — по сути, она, как и многие другие, окована цепями патриархата, который диктует ей удобные для системы ролевые модели: дочь, жена, мать, домохозяйка.
Однако только на фоне такой гигантской знаменитости, как Элвис, можно разглядеть, насколько ничтожной, незначительной и мелкой на самом деле ощущает себя Присцилла. В контексте этих отношений мало кто поднимает тему груминга, однако в случае Пресли она куда более актуальна: музыкант познакомился с будущей женой, когда той едва стукнуло 16 лет. Их полноценный роман начался в то время, когда Присцилла еще ходила в старшую школу.
По большому счету, у девушки просто не было шанса повзрослеть, стать самодостаточной личностью: выйдя из-под опеки отца и матери, она вступила в неравный брак, который во многом дублировал ее детско-родительские отношения. К счастью, отложенное взросление главной героини все-таки наступает, пусть и только после рождения собственного малыша.
Несмотря на красивый значок студии А24 в начале открывающих титров, «Присцилла: Элвис и я» — фильм во многом камерный, снятый в ограниченным локациях и без знаменитых рок-н-ролльных баллад (семья Пресли отказала создателям в использовании его песен в фильме), явно нуждающийся в дополнительном бюджете. В недавнем интервью Wall Street Journal Коппола призналась, что потратила на производство байопика буквально последние деньги. В какой-то момент постановщица даже подумывала разыграть среди фанатов Джейкоба Элорди возможность сыграть с актером в пиклбол, но впоследствии отказалась от этой затеи.
На чем София точно не экономила, так это на дизайне причесок и костюмов — в ее классическом визионерском восприятии винтажные 1950-е раскрываются через шикарные дизайнерские платья, блестки, гигантские начесы, кошачьи стрелки и кукольные накладные ресницы. Таким образом, декоративность персонажа Кейли Спэни ощущается не только метафорически, но и визуально.
Для молодой актрисы из провинциального Спрингфилда, Миссури, получившей кубок Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале, фильм стал очень изящным трамплином в большой Голливуд. И несмотря на невероятную харизматичность Элорди, который во многом переиграл своего предшественника Остина Батлера («Элвис»), именно Кейли Спэни является главной звездой этого фильма.
Ведомая уверенной рукой Софии Копполы, она, подобно Присцилле, оказывается в свете софитов, оставаясь, по сути, неискушенным ребенком. Впрочем, в отличие от своей героини, 25-летней актрисе удалось попасть под крыло творческих энтузиастов, а не охваченных жадностью продюсеров.