Новый сериал «Кумир» с The Weeknd: почему он провалился
. Что хотел сказать автор, при чем здесь Бритни Спирс и Мэрилин МонроКинокритик Заболоцкая объяснила, почему сериал «Кумир» с The Weeknd и Лили Роуз-Депп провалился
4 июня на HBO Max вышел сериал «Кумир» от Абеля Тесфайе (певец The Weeknd) и Сэма Левинсона (создатель «Эйфории») с Лили-Роуз Депп. Представленный на Каннском кинофестивале проект получил исключительно отрицательные отзывы как от критиков, так и от зрителей. Токсичная маскулинность, эксплуатация женского тела, излишняя нагота, визуальная «дешевизна» — было много разных претензий к шоу.
Разгромили сериал преимущественно по первым двум сериям, поэтому кинокритик Ася Заболоцкая посмотрела четыре и рассказывает перед скоропостижным финалом сериала, состоящего всего из пяти эпизодов, что это вообще было.
Всем жертвам шоу-бизнеса посвящается
Молодая поп-певица Джослин после смерти матери и сильного нервного срыва пытается выпустить новый альбом. Однажды она встречает владельца ночного клуба Тедроса, который пленил ее своей таинственной натурой. Между ними возникает странная и плохо объяснимая связь, которая помогает Джослин понять себя и начать создавать музыку, которая нравится ей самой и раскрывает ее главные секреты. Слишком банальный сюжет? А если мы добавим, что Тедрос с прической в виде крысиного хвоста еще и предводитель какого-то культа, что он вообще не знает слова «нет»? Будет ли это интереснее? Вряд ли — слишком все знакомо.
Идея не новая: девушка из музыкальной индустрии вступает в токсичные отношения после сложного периода в жизни. Таких ситуаций в шоу-бизнесе огромное количество, самая известная — целая жизнь Мэрилин Монро.
Эксплуатация таланта и красоты приводили ее только к трагедиям и полной диссоциации с реальностью — последнее спорным образом, по мнению общественности, показано в фильме «Блондинка» Эндрю Доминика. Его Мэрилин использует данное ей при рождении имя Норма Джин и пытается вернуться к настоящей себе. Режиссер адаптирует Монро, созданную публикой и медиа, где в большей степени ее образ сексуализировали и упрощали, под так называемый «мужской взгляд». В современную эпоху с феминистской оптикой такая концепция не укладывается прямолинейно в головах потребителей, но Эндрю Доминик специально сталкивает два противоположных взгляда и использует их — по канонам метамодернизма.
В какой-то степени сериал «Кумир» следует тем же правилам. Джослин — это собирательный образ всех публичных персон, которых шоу-бизнес пережевывал в разные десятилетия. В ней угадываются и Вивьен Ли, и Мэрилин Монро, но больше параллелей можно найти с Бритни Спирс. Авторы не скрывали, что история певицы стала толчком к созданию «Кумира». А если отправить на второй план элементы эротического триллера, базовые портретные характеристики Джослин схожи с Бритни. Героиня пытается вернуться в шоу-бизнес и производить музыку после срыва из-за смерти матери, которая всячески издевалась над ней морально и физически. Согласитесь, похоже на ситуацию Бритни с ее отцом Джеймсом.
Критический приговор «Кумиру» зрители вынесли по первым двум сериям, но все же стоило пойти дальше. С началом третьего эпизода у сериала выстраивается четкая сюжетная линия, становятся яснее причинно-следственные связи. Джослин провела всю свою жизнь в созависимых и насильственных отношениях с матерью, в такой атмосфере строила карьеру и понятия не имеет, можно ли жить как-то по-другому. Когда «опасность» уходит, девушка остается наедине со своими мыслями, совершенно не приспособленная к принятию собственных решений. Коварный Тедрос со своей манипулятивной личностью и культом представляется приемлемым для Джослин способом выжить: она переходит от одного манипулятора сразу к другому.
Шоу начинает демонстрировать элементы триллера, и образ Тедроса обретает черты пастыря из «Приди ко мне» Малгожаты Шумовской. Правда, среди его «овечек» не только женщины, но и мужчины, которых он желает «спасти». Первые серии отстраняют зрителя эротическим «дешевым» контентом (словно из «50 оттенков серого»), хоть и с четкой операторской работой, следующие открывают историю с очевидным, но непредсказуемым финалом. Со всей эротической стилистикой и нелинейным повествованием получается сериал класса «Б» в колорите метамодерна. Референсы на работы Грегга Араки, Пола Верховена, Гаспара Ноэ становятся прямолинейнее.
Далеко не «Эйфория»: за что сериал возненавидели
Изначально проект анонсировали в июне 2021 года как работу The Weeknd, бывшего клубного бизнесмена Резы Фахима и создателя сериала «Эйфория» Сэма Левинсона. Главную роль сразу отдали Лили-Роуз Депп. Режиссировать триллер-драму про поп-певицу и ее токсичные отношения с владельцем ночного клуба пригласили Эми Саймец («Девушка по вызову»), которая до этого уже занималась историями в похожей стилистике. Только в проекте она не задержалась и ушла через год производства.
Сомнения по поводу сериала начались как раз с новостей про колоссальные изменения в видении, производстве и съемочной команде «Кумира». Интернет не смог это проигнорировать, в особенности потому, что это совершенно не похоже на стабильность бренда HBO. Еще больше взбудоражила общественность публикация журнала Rolling Stones, где фигурировали анонимные интервью с 13 бывшими сотрудниками шоу, рассказывавшими не только про уход главной постановщицы, но и других членов съемочной группы. Практически каждый указывал на токсичную атмосферу, некоторые сообщали о недовольстве певца The Weeknd проектом. Его творческое видение сериала якобы не совпадало с тем, что было у Саймец и ее команды, поэтому разногласий касательно производства становилось все больше, а такое не каждый может выдержать.
Возникло много спекуляций на тему выхода Эми Саймец из проекта: одни утверждали, что это The Weeknd не нравился «женский взгляд» на историю, а другие — что стороны пришли к обоюдному согласию сменить постановщика. Певцу якобы сюжет виделся под другим углом — более темным и с элементами триллера, что дополнило бы историю про сложную и токсичную жизнь индустрии развлечений. В итоге Сэм Левинсон взял на себя работу постановщика и переработал весь сценарий от и до, поэтому от заявленных ранее шести эпизодов осталось пять. Для всей истории пятичасового хронометража оказалось достаточно.
«Вместо мрачной сатиры на славу и поп-культуру у вас на руках сатира, которая высмеивает саму себя»; «Это похоже на фантазию об изнасиловании, которая была бы у любого токсичного мужчины, а потом женщина возвращается за добавкой, потому что это делает ее музыку круче». Так описывают «Кумира» в вышеупомянутой публикации в Rolling Stone. Конечно, старт у проекта оказался не очень, но зато о сериале начали говорить и уделять большое внимание еще до релиза. Левинсон на такие комментарии не особо реагировал, источая уверенность, что шоу станет главным событием лета. И оказался в целом прав: «Кумира» смотрели глубочайшие его хейтеры, заинтересованные в стилистике эротического триллера люди, да и просто фанаты The Weeknd и режиссера.
Кто главный герой? Абель Тесфайе
С первого дня производства сериала канадский певец The Weeknd подчеркивал, что «Кумир» никак не связан с его сценическим образом, поэтому на постерах и в титрах фигурирует его настоящее имя — Абель Тесфайе. Так артист просит забыть исполнителя хита Blinding Lights и посмотреть на другую сторону его творчества, отличную от мейнстримной версии.
«Кумир» можно считать псевдоавтобиографией Абеля, который начинал свою карьеру в темных переулках и клубах Лос-Анджелеса. Школу он не закончил, родители не обращали на него внимания, поэтому он сбежал из дома, прихватив с собой матрас из комнаты. Новый дом он обрел в ночных клубах, среди пропащих, но очень талантливых людей (в сериале они приспешники Тедроса). Наркотики, алкоголь, секс стирали границы между временем и пространством. Абель Тесфайе был в эпицентре зарождения новых талантов и их гибели, потому что шоу-бизнес никого не жалеет. В сериале нет цензуры по этому поводу, да там нет вообще никаких ограничений. Ведь за 48 часов пролетают 12 дней.
Так что пришло время действительно забыть самую популярную песню всех времен Blinding Lights и перенестись в дебютный альбом House of Balloons 2011 года, где только мрак, депрессия, зависимости, насилие и разрушенные надежды на лучшую жизнь.
«Кумир» практически становится экранизацией этой пластинки, неофициальным большим видеоклипом для всех треков, начиная с High for This и заканчивая The Knowing. Фанаты творчества The Weeknd хорошо видят разницу между прежними его песнями и новыми и замечают ее в кинообразе. Поэтому сериал Левинсона с Лили Роуз-Депп будет близок, понятен и безгрешен для тех, кто всегда находился в контексте — интересовался творчеством Абеля до его статуса поп-певца и заслуженных «Грэмми».
Зная это, а также некоторые биографические факты, «Кумир» можно смотреть вне какой-либо оптики или повестки. Правда, ответа на вопрос, почему в истории 15-летней давности протагонистом стала женщина, не будет.